Опубликовано 10.03.2023 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Прот. Виктор Потапов. «Владыка Лавр помог мне почувствовать психологию святых отцов»



 
В нынешнем году Русская Зарубежная Церковь отмечает два юбилея – радостный и грустный: 75 лет с момента основания единственной за пределами России русской Свято-Троицкой духовной семинарии и 15 лет со дня кончины первоиерарха митрополита Лавра (Шкурлы), который отошел ко Господу в 2008 году на праздник Торжества Православия.

Так получилось, что в жизни настоятеля собора святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне протоиерея Виктора Потапова и семинария, и общение с владыкой Лавром переплелись в единое целое. О том, как это произошло, отец Виктор вспоминает сегодня.

Архимандрит Лавр (Шкурла), 1967

Архимандрит Лавр (Шкурла), 1967

Мое знакомство с владыкой Лавром началось более полувека назад, в 1963 году. Мне тогда было 15 лет. Я помню, владыка Лавр (в ту пору еще игумен Лавр) приехал в наш Свято-Сергиевский приход в городе Кливленд с докладом о своей недавней поездке на Святую гору Афон и на Святую Землю.

Лет 40 назад в Кливленде построили большой новый храм. В его создании самое деятельное участие принимал мой папа – Сергей Потапов, бывший строителем. А архитектором выступил папа одного из моих нынешних прихожан – Михаила Назарца.

Мое знакомство с владыкой Лавром началось более полувека назад, в 1963 году. Мне тогда было 15 лет

Владыка же приехал к нам еще в старый храм, и папа взял меня, подростка, на эту встречу.

Тогда игумен Лавр был сравнительно молодым, у него была черная, как сажа, борода и такие же волосы. Я помню, что он немного необычно говорил по-русски. У него был такой украинско-карпаторусский акцент, ведь он родом с Карпат, где в 1940-х годах и поступил в монастырь преподобного Иова Почаевского. Во время войны всех монахов и послушников эвакуировали в Женеву, поскольку на Чехословакию наступали красноармейцы. Тогда все боялись советских войск, потому что официальная идеология Советского Союза была воинственно-атеистической.

После Женевы братия переехала в США, где поселилась в уже существовавшем к тому времени Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле в штате Нью-Йорк.

Я тогда был не очень воцерковленным человеком, слыл немножко «диким американцем» и не очень уважал все, что было русским. В самом разгаре была холодная война, и для молодого русского американца это был травмирующий опыт в том смысле, что все русское – это плохое.

В ту пору в США все путали Россию и СССР. Мне надоело спорить с американцами, я был не особенно осведомленным и очень сожалел, что вообще являюсь русским. Возможно, сейчас это может показаться странным, но это сущая правда. Я очень плохо говорил по-русски, даже несмотря на то, что мои родители дома изъяснялись только на этом языке.

Правда, моя мама родом с Украины, поэтому половина слов были украинскими. Например, она всегда говорила «цыбуля», а когда я узнал, что по-русски это «лук», то не мог поверить своим ушам: как так, ведь по-английски «look» ‒ значит «смотреть». Мое знание русского языка было, можно сказать, кухонным – «картошка», «хлеб», «вилка», «нож» и т.д. И я хотел поскорее ассимилироваться.

Протоиерей Виктор Потапов. Фото: М. Родионов / Православие.Ru Протоиерей Виктор Потапов. Фото: М. Родионов / Православие.Ru Но тот рассказ игумена Лавра чем-то зацепил меня. Мне было очень интересно смотреть диапозитивы, которые он показывал, и слушать его: оказывается, есть какая-то монашеская республика на Афоне, есть Святая Земля, святые места, где живут монахи и монахини. И хотя всю эту новую информацию я до поры до времени не использовал, она запечатлелась у меня в уме и в сердце.

А через пару лет произошло мое воцерковление: я начал регулярно ходить в церковь и прислуживать. Вдруг я понял, что все это имеет огромный смысл, начал катехизироваться у нашего настоятеля отца Михаила Смирнова, приезжал к нему домой, и он меня многому учил. В руки мне попала книга дореволюционного издания «Храм Божий и церковные службы» священника Николая Антонова. Она была написана по нормам старой орфографии, я читал ее с грехом пополам, но очень многое узнал.

Можно сказать, что все эти моменты потихонечку готовили меня к новой встрече с отцом Лавром. Она произошла примерно в 1966 году, когда я стал ездить в Свято-Троицкий монастырь в качестве так называемого «летнего мальчика». Дело в том, что при обители тогда существовал летний лагерь для мальчиков – наподобие скаутского. Но это был не совсем такой лагерь: мы жили как послушники, вставали рано утром, ходили на службы. Семинаристы учили нас Закону Божию, вместе с монахами мы собирали сено, отправляли по всему миру журнал «Православная Русь» ‒ он тогда был очень популярен в русской эмиграции, это была большая работа, и нас, «летних мальчиков», привлекали к ней.

Отец Лавр тогда был архимандритом. Вскоре его избрали епископом, он приехал к нам, и я помню, как взял у него святительское благословение.

Тогда он пребывал в Нью-Йорке, поскольку работал секретарем Синода. В Джорданвилль приезжал раз в неделю – преподавать в семинарии патрологию (учение святых отцов Церкви).

Он был очень ласковый, располагал к себе, всегда оставался очень простым человеком, без какой-либо напыщенности

В ту пору я был очень стеснительным мальчиком и с большим благоговением смотрел на старшее духовенство, а тем более на монахов. Поэтому мое общение с владыкой Лавром, было, как говорится, «на расстоянии» ‒ я был такой неуверенный в себе подросток, хотя и старший, и боялся разговаривать с «начальством», если так можно сказать.

Но все мое общение с отцом Лавром было очень приятным. Он был очень ласковый, располагал к себе. На самом деле, он оставался очень простым человеком, без какой-либо напыщенности.

Одно время отец Лавр вместе с архимандритом Владимиром (Сухобоком) заведовали монастырской канцелярией, и я помогал им упаковывать и рассылать книги, ведь наша Свято-Троицкая обитель была крупнейшим русским церковным издателем за пределами России. Там печатались многие богослужебные книги, замечательный многотомный «Великий сборник», который содержал все главные богослужения церковного года. И мы отправляли их заказчикам по всему миру.

Кроме того, владыка завел очень тесную дружбу с афонскими монахами, и они присылали нам в Джорданвилль дубликаты старых русских книг. Там накопилось много изданий, выпущенных в России. До революции их просто не успели распространить, и владыка Лавр устроил так, что они приходили к нам в Джорданвилль. Я помню, что покупал некоторые из них на свои скудные копейки, и они до сих пор хранятся у меня дома в библиотеке.

Свято-Троицкий монастырь (Джорданвилль) Свято-Троицкий монастырь (Джорданвилль)

Помимо книжного дела, у отца Лавра были и другие послушания. Например, он не боялся работать на кухне. Тогда все – не только семинаристы, но и монахи, и даже иеромонахи и архимандриты ‒ были обязаны периодически готовить пищу для всех по воскресеньям. В будние дни был постоянный повар, но ему давали отдых в выходные. Я помню, отец Лавр готовил борщ и другую еду на кухне, а мы, семинаристы, помогали.

Мы собирали картошку на монастырском поле, и отец Лавр, уже даже став архиереем, собирал ее вместе с нами

Наряду с этим мы собирали картошку на монастырском поле, и отец Лавр, уже даже став архиереем, собирал ее вместе с нами. Иногда это происходило в серьезную непогоду – когда шел дождь, когда было уже холодно. Но несмотря ни на что, он засучивал рукава и работал вместе со всеми.

Такие смирение и доступность владыки Лавра, конечно, были невероятными. Ведь епископ – это словно «князь» Церкви, но владыка не гнушался смирять себя и работать наряду с другими. Безусловно, это производило неизгладимое впечатление на нас всех.

Владыка Лавр очень красиво служил, у него был красивый голос. Я помню, еще в бытность игуменом, иеромонахом, он пел на клиросе в монастыре очень высоким голосом.

А еще он был очень хорошим преподавателем. Его уроки открыли мне целый мир святоотеческого богословия. Конечно, я не мог запомнить все то, что нам приходилось изучать – впрочем, как и другие тоже. Но владыка Лавр, как и вся семинария, помогли мне обрести систему, почувствовать психологию святых отцов. Я стал понимать, куда, будучи пастырем, нужно обратиться, чтобы составить проповедь или получить ответ на интересующий вопрос.

Прежде, когда у меня был маленький приход и я был менее загружен, чем сейчас, я заранее готовил все свои проповеди. И благодаря семинарскому образованию знал, где найти нужную цитату, что прочитать для лучшего понимания какой-либо темы.

С годами я стал в основном говорить экспромтом – может быть, потому что слишком самонадеян и думаю, что за 50 лет священнослужения кое-что запомнил. Но и до сих пор мне бывает нужно что-то освежить в памяти, и я читаю проповеди других священнослужителей и потом развиваю какие-то из встретившихся идей.

Правда, я не могу сказать, что специально читаю проповеди владыки Лавра. При всех его достоинствах, он не был сильным проповедником и не особенно любил выступать публично. Но когда говорил, то делал это хорошо. Он держал внимание аудитории, в частности, нас, семинаристов, своей собственной личностью и примером. Ведь владыка в очень раннем возрасте принял монашество по подлинному призванию. И это чувствовалось.

В подтверждение этого могу рассказать такую историю.

Митрополит Лавр (Шкурла), 1967 Митрополит Лавр (Шкурла), 1967 Владыка Лавр был первым, кто приходил на самую раннюю службу в монастыре ‒ на Полунощницу, которая начиналась в 5 часов утра. Меня это всегда потрясало.

Обычно семинаристы собирались на утреннюю молитву в 7 часов. А я на третьем курсе решил взять на себя такой «подвиг»: вставал вместе с монахами в 4:30, шел на эту Полунощницу, а потом оставался на Литургию.

Но я делал это немного с корыстными целями: Полунощница заканчивалась примерно в 5:30, и у меня оставалось время вернуться в келью, подготовиться к учебе на свежую голову или поспать еще часок до занятий, если нужно. А владыка Лавр приходил первым по велению души и даже заправлял лампады. Причем он делал это даже уже будучи епископом, представляете? При всей его занятости он очень любил богослужения, очень любил молитву. И это все чувствовали.

Правда, несмотря на это, мы, семинаристы, порой подтрунивали над владыкой, как и над другими преподавателями. Конечно, по-доброму.

Я помню один забавный случай. Группа паломников и семинаристов была на Афоне. У кого-то из них нашли какой-то мелкий антиквариат, и греческие власти их задержали даже в тюрьме для выяснения обстоятельств. Один из задержанных, который позднее стал регентом, от нечего делать записывал аудио. Он был очень талантливый подражатель и по порядку с невероятной точностью имитировал митрополита Филарета (Вознесенского), владыку Лавра, других видных наших священнослужителей. Не помню, каким образом эта кассета оказалась у семинаристов, но мы получали просто огромнейшее удовольствие от того, как этот человек умел подражать владыке Лавру, передавать его интонации, голос и т.д.

В бытность семинаристом я прислуживал в алтаре и иногда сбегал со службы, чтобы прочитать письмо от невесты из Парижа. Но при владыке Лавре я себе такого не позволял, это было только когда проповеди произносил архиепископ Аверкий (Таушев), очень известный богослов, долголетний ректор семинарии и настоятель монастыря. Он был очень красноречивым и проповедовал минут по 45. Поэтому, делая такие «выходы» из алтаря, я знал, что у меня достаточно времени для того, чтобы дойти до монастырской канцелярии, найти свою почту, вернуться в алтарь, сесть в пономарке, успеть прочитать все письма невесты и потом закончить службу, как полагается прислужнику.

Правда, нынешним семинаристам я бы не рекомендовал пользоваться этим моим опытом. Сейчас у нас нет таких проповедников, каким был владыка Аверкий. У большинства священников обычно на проповедь уходит минут 9–10, не больше, и я бы не советовал за столь короткий срок убегать за письмами – они просто не успеют это сделать. Лучше не сбегать из алтаря, а то поймают, и попадет от начальства.

Что же касается владыки Лавра, то он меня не журил и не ловил ни на чем противозаконном. Дело в том, что со второго курса я стал, если так можно сказать, хотя бы внешне порядочным человеком: вел себя правильно, старался прилежно учиться и работать, исполнять свои послушания. Не хвастаюсь, но я получал хорошие отметки, и поведение у меня было довольно хорошее.

Да и вообще я не припомню, чтобы владыка кого-то ругал. Он подавал пример своим образцовым монашеским поведением – у него был образ строгого монаха, и все его очень уважали.

Для меня владыка Лавр был наставником – не только в семинарии, но и по жизни. Он был любящим отцом

Для меня владыка Лавр был наставником – не только в семинарии, но и по жизни. Он был любящим отцом, который очень заботился обо мне, о моем приходе.

Я помню, когда он в последний раз приезжал к нам в Вашингтон, мы сидели у нас на кухне и пили чай. Владыка тогда сказал мне: «Если будешь искать помощников, священников – бери из собственных прихожан, чтобы они были того же духа, что и ты».

Я стараюсь следовать этому совету: сейчас у нас несколько священников и диаконов, и почти все они раньше были нашими прихожанами.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / Источник - https://pravosl...

Читайте также:

28.07.2021 - Сергей Кальфов. Владыка Иоанн для меня – святой, которого я знал с детства

17.03.2018 - Ангел Русского Зарубежья: Памяти митрополита Лавра

14.11.2017 - Владыка, который все знал. Воспоминания духовной дочери свт. Иоанна Шанхайс ...

19.09.2014 - Митрополит Онуфрий: Мое желание есть, чтобы все были едины, но единство дол ...

06.02.2014 - Памяти доброго пастыря: неизученные страницы русского рассеяния

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 273


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031