|
||||||||||||||
Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к проекту закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных»Москва, 28 декабря. Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) к проекту федерального закона «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В законопроект по предложению Церкви внесены следующие поправки, направленные на обеспечение права гражданина на отказ от сбора и размещения биометрических персональных данных. Во-первых, законопроект прямо предусматривает не только право лица на отказ от сбора и размещения биометрических персональных данных, но содержит также и нормы, касающиеся формы и процедуры отказа. Так, согласно ст. 2 законопроекта, отказ предоставляется лицом лично в отделение МФЦ с получением в МФЦ письменного подтверждения предоставления такого отказа. Форма данных отказа и его письменного подтверждения будут определены Правительством РФ. Важно отметить, что лицо вправе отозвать отказ, предоставив такой отзыв лично в отделение МФЦ, с получением письменного подтверждения отзыва отказа. На этот случай форма отзыва отказа и его письменного подтверждения также будут определены Правительством РФ. Во-вторых, законопроект допускает размещение на едином портале госуслуг (ЕПГУ) сведений об отказе от сбора и размещения биометрических персональных данных, а также об отзыве такого отказа только в том случае, если лицо зарегистрировалось в единой системе идентификации и аутентификации. В случае, если гражданин не дал согласия на такую регистрацию, сведения о сделанном им отказе от сбора и размещения биометрических персональных данных, а также об отзыве такого отказа в ЕПГУ. В-третьих, законопроект запрещает дискриминацию граждан в зависимости от прохождения ими идентификации и аутентификации. Так, в ст. 2 законопроекта содержатся положения о том, что оказание услуг, выполнение работ и продажа товаров не могут быть обусловлены прохождением идентификации и аутентификации. Равным образом объем предоставляемых услуг (выполняемых работ) и количество товаров также не могут зависеть от прохождения потребителем идентификации и аутентификации. Важно, что законопроектом предусмотрено исключительное право родителей и иных законных представителей несовершеннолетних предоставлять согласие на размещение и обработку их биометрических персональных данных. Соответственно, родители вправе отказаться от сбора и размещения биометрических персональных данных несовершеннолетних, а также отозвать впоследствии данных отказ. Хотела бы также отметить, что законопроект предусматривает создание при правительстве РФ Координационного совета по развитию цифровых технологий идентификации и аутентификации на основе биометрических персональных данных. В состав данного совета войдут не только представители общественности и экспертного сообщества, но также и представители централизованных религиозных организаций. Церковь предлагала также установить закрытый перечень биометрических персональных данных, подлежащих размещению и обработке в целях идентификации и аутентификации. Данное предложение учтено частично. Редакция законопроекта предусматривает закрытый перечень биометрических персональных данных подлежащих сбору и размещению в единой биометрической системе, к таким данным относятся изображение лица человека, полученное с помощью фото- и видеоустройств и запись голоса человека, полученная с помощью звукозаписывающих устройств. Однако, после 2024 года данный перечень предполагается расширить, о чем сказано в п. 9 ст. 27 законопроекта, согласно которому с 1 сентября 2024 года действие закона будет распространено на виды биометрических персональных данных, определенные Правительством Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и Координационным советом. Вместе с тем, установленный законопроектом запрет на размещение и обработку геномной информации не подлежит пересмотру. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 317 |