|
||||||||||||||
Хранитель исторических мгновенийВпервые в истории города Бердскав союз кинематографистов Росиии приняли режиссера из Бердска. Разговор с Татьяной Свиридовой, режиссёром видеокомпании «Студия 21».
Поводом для встречи журналиста «Свидетеля» с Татьяной
Свиридовой, режиссёром видеокомпании «Студия 21», заведующей отделом
кинохроники историко-художественного музея, послужило важное событие.
Татьяну приняли в Союз кинематографистов России. До этого никто из
бердчан не удостаивался столь почётного статуса. 28
августа в Новосибирске состоялась торжественная церемония вручения:
Татьяна получила заветные красные «корочки». Удостаиваются таких далеко
не все желающие. Только люди, уже внёсшие весомую лепту в развитие
российского кинодела.
О достижениях, мечтах, уникальных экспедициях из первых уст для читателей «Свидетеля». — Татьяна, с какого времени появились предпосылки, указывающие на выбор будущей профессии? — Ещё в детстве. У нас с подругой были фотоаппараты «Киев», «Зенит» и фотолаборатория, где мы самостоятельно проявляли плёнки, печатали фотографии. Многому я училась у дяди, который тогда был фотографом. В раннем детстве любила плёнки диафильма, а в студенческие годы первая видеокамера в группе появилась у меня, снимала нашу студенческую жизнь, творческие показы и всё интересное, что происходило вокруг. — А режиссёром видеостудии вы как стали? — Окончила барнаульскую академию культуры и искусств. Узнала, что Игорь Иванович Литаврин, чьим детищем была «Студия 21», ищет режиссёра-сценариста. Подумала: почему бы не попробовать? Руководила в тот момент студией Олеся Евтуш. Что-то она во мне увидела… Олеся передавала мне свой опыт. Параллельно я отучилась на курсах режиссуры документального кино, телевизионного и писательского мастерства. — Что для вас стало самым интересным в те годы? — Очень важное для Бердска историческое событие. В 2008 году на месте затопленного старого Бердска мы с оператором случайно нашли фрагмент от надгробия купца Владимира Горохова. Собственно, свидетельства очевидцев о месте захоронения Владимира Александровича появились ещё раньше: периодически весной вода с этого участка отступала. Но очень ненадолго. Потом всё опять уходило глубоко на дно. А в 2008 году сразу же после находки фрагмента Игорь Иванович организовал специальную экспедицию с привлечением специалистов. Останки купца Горохова были перезахоронены на территории храма Преображения Господня. Об этом историческом факте «Студия 21» сделала серию материалов. С тех пор мой интерес к историческому наследию, оставленному нам предками, только нарастал. Одна за другой последовали экспедиции с учёными Института археологии и этнографии СО РАН. — Экспедиции – сплошная романтика, мир полный приключений… Какие воспоминания самые яркие? — Благодаря своей профессии я познакомилась с интереснейшими людьми, побывала в удивительных местах. А истории?.. Не все из них позитивны. Помню, наша съёмочная группа отправилась с археологами на плато Укок делать аэросъёмку. Из вертолёта мы фиксировали курганные захоронения и всё, что представляло интерес для специалистов. С собой был рабочий комплект оборудования, на который сняли не один фильм. Вылетели из аэропорта в Горно-Алтайске, в Онгудае сделали дозаправку – и на Укок. Работа шла в штатном режиме, камера «говорила» о том, что она снимает, но по возвращении, мы обнаружили ужаснейшую вещь: камера работала по две секунды, после чего секунд 40 «спала». Это была катастрофа… Ситуацию спасло две вещи. Я в тот момент ещё не владела камерой как сейчас, но всё же что-то снять могла, поэтому на дополнительную камеру снимала наравне с оператором. Второе спасение пришло от коллег-телевизионщиков. Ребята отправились на Укок и забыли микрофон. Мы поделились с ними своим, после они помогли нам с материалом. Эту историю я часто рассказываю своим ученикам в назидание: споткнуться можно на ровном месте, техника может подвести, главное, чтобы не подводило отношение к людям, нужно друг другу помогать. Другая «экспедиционная» история уже не о профессии, а о страхе, у которого глаза велики и действия необдуманны. В 2011 году мы отправились на съёмки фильма о работе археологов в зоне затопления Богучанской ГЭС. Около месяца кочевали из лагеря в лагерь, где жили учёные. Очередная остановка. На довольно приличном от стана расстоянии – баня. Оператор у меня был новый. Я постеснялась его попросить покараулить меня возле бани, пошла одна. Моюсь. Вдруг слышу громкие шаги и шорох снаружи. А в этой экспедиции нам часто рассказывали истории про медведей и про беглых зэков. Лихорадочно начинаю соображать: «Сейчас зайдёт медведь, а я вся в мыле. Надо срочно ополоснуться и одеться до того, как он начнёт меня есть. Чтобы потом… Когда меня найдут… Всё было прилично». С этими мыслями трясущимися руками выливаю на себя таз воды и вижу, как, кроме мыла, с меня скатывается что-то ещё. Это была моя собственная кожа: я окатила себя кипятком и заработала ужаснейшие ожоги. А впереди ещё две недели съёмок! Вернувшись в лагерь, после небольших раздумий я решила дальше не скромничать, обратилась за медпомощью… к ветеринару (в этом отряде за медчасть отвечал именно ветеринар). …История про мои ошпаренные ноги, кажется, облетела всю Ангару. Куда бы мы после не приезжали, все спрашивали, а это ваши ноги спасали в таком-то отряде? Кто-то и вовсе не стеснялся пошутить. Только мне было не до смеха. Надо делом заниматься, а я даже ходить не могу. Но работала через «не могу». Как иначе? Кстати, кто ходил вокруг бани я так и не узнала, к счастью. — Трудности закаляют. Бывали ещё ситуации, преодолев которые вы стали сильнее? — Было обидно, когда из-за болезни Игорь Иванович решил закрыть видеостудию. Но он не стал возражать против того, чтобы студия продолжила свою работу с прежним названием. И летом 2015 года мы с коллегой Алексеем Осоченко зарегистрировали своё ООО. В это же время я начала работать преподавателем в школе № 9 и в школьных стенах организовала для ребят кружок, который вскоре перерос в большой проект «Школа телевидения Бердска». Теперь у меня есть продолжатели – замечательные ученики. В 2020 году произошло несколько неприятных событий в профессиональной деятельности. К показу были готовы документальные фильмы об истории Бердска, созданные на основе кинохроники, чудом сохранившейся с советских времён. С трепетом я ждала премьеры кинолент из капсулы времени о Бердске в советский период, о строительстве Мемориала Славы… Но по каким-то причинам их несколько раз отменяли на городском уровне. После этого я поняла, что очень сложно иногда противостоять обстоятельствам, если ты один и что в такие трудные моменты человеку необходима поддержка профессионального сообщества. Именно тогда мне вспомнилось предложение Игоря Анисимовича Овчинникова, диктора Западно-Сибирской киностудии, члена Союза кинематографистов. В 2019 году, после выхода очередного фильма на основе кинохроники «БЭМЗ. Время на экране», он сказал: «Таня, пора вступать в ряды кинематографистов». В середине 2021 года я подала документы в СК РФ. К маю, не дождавшись ответа, решила: меня не взяли. Но однажды утром в начале лета, увидев по телевизору Никиту Михалкова, решила завершить эту историю и напомнить о себе, отправила еще одно письмо. Ответом на него через несколько часов стал звонок из Москвы: мне сообщили, что я стала членом Союза кинематографистов России ещё в апреле. Просто документы еще не дошли до Новосибирска и потому мне не сообщили. — Какая из кинолент стала основанием для вашего зачисления в ряды кинематографистов? — Точно я знать этого не могу, потому что портфолио, которое отправила на рассмотрение, состояло из многих фильмов. Думаю, что серия документальных фильмов, созданных на основе оцифрованных старых кинодокументов. Об уникальных кинопленках, отснятых операторами БЭМЗа и радиозавода во времена СССР, без преувеличения знает весь Бердск, да и за его пределами. Они стали основой для создания фильмов, посвящённых истории родного города. — О каждом из них, о вашем кропотливом труде — оцифровке, монтаже, поиске старожилов для расшифровки кадров, озвучивании киноленты, — «Свидетель» рассказывал во всех подробностях после очередной премьеры. Сколько ещё документальных лент подарите Бердску? Поделитесь планами и мечтами. — Работы с видеоплёнками на ближайшие пять лет мне точно хватит, планирую выпустить пять фильмов разной тематики. Ещё хочу написать книгу о создателях кинохроники нашего города, которые увековечили этот уникальный материал. Ведь кинодело в нашем городе, оказывается, имеет интересную историю. А мечты… Мечтаю побывать в Антарктиде! Мечтаю, о том, чтобы мои ученики, которых учу писать тексты, снимать, монтировать фильмы в «Школе телевидения» МЦ «100 друзей» продолжали начатое дело или просто стали хорошими людьми. Мечтаю, чтобы вся не говорящая кинохроника Бердска заговорила. И было бы замечательно, если бы нашёлся ещё один киноархив, новые запечатлённые мгновенья, чтобы кинолента истории Бердска продолжала свой путь, связывая времена и поколения.
Алла Борисова, фото предоставлено Татьяной Свиридовой
Образование и Православие / Источник - https://svidete... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 352 |