|
||||||||||||||
Горячие сердцаПочему Максим Горький стал родоначальником «Сибирских огней», за что уволили Зазубрина и где теперь живёт редакция столетнего журнала?Дом купца Рунина — самый красивый особняк старого тихого центра Новосибирска. Теперь здесь поселились «Сибогни». История журнала «Сибирские огни» вошла в российский сюжет особой главой, написанной горячим сердцем, — вопреки всем войнам, с верой и надеждой в силу слова. Декабрь 1921 года выдался в Новониколаевске стылым, но в редакции молодого пролетарского издательства Сибгосиздат кипят жаркие разговоры: редколлегия обсуждает рождение толстого художественно-литературного журнала — дело-то серьёзное, политическое! Крамольный текст
Уникальный раритет — обложка первого выпуска журнала «Сибирские огни»! Максим Горький ещё в 1912 году обратился к сибирякам: возьмитесь за издание литературного журнала — чудесное было бы дело! Но расцвет журнальной жизни начался в Сибири только после Гражданской войны: люди зарыли топор политических разногласий и потянулись за исцелением к литературе. В Новониколаевске начали выходить альманах «Арпоэпис», журналы «Таёжные зори», «Пролетарские побеги» и «Сибирь», но писательское дело доживало почему-то лишь до пятого номера. И вот в ноябре 1921 года появился отдел государственного издательства Сибгосиздат, и идея, предложенная буревестником революции, обрела чёткую форму. «Наше издание будет притягивающим со всей Сибири центром литературно-научных сил. Он должен стать школой для начинающих писателей», — официально объявил будущую миссию журнала литературный критик Валериан Правдухин, и 21 марта 1922 года вышел первый номер «Сибирских огней». — Все сюжетные ходы истории нашего журнала написаны самой жизнью, — рассказывает главный редактор Михаил Щукин. — Взять хотя бы историю повести «Щепка» Владимира Зазубрина — её не стали печатать в двадцатые годы, затем как будто потеряли и нашли только в спецхране в семидесятые. Литературовед Николай Яновский попытался опубликовать какие-то выдержки из повести в очередном томе «Литературного наследства Сибири» и был за это вольнодумство изгнан из редакции «Сибирских огней». И всё-таки «Щепка» вышла в родном журнале Владимира Зазубрина, которому он отдал столько сил и энергии — в «Сибогнях». Но произошло это уже в конце 1980-х. История литературного журнала созвучна истории Новониколаевска-Новосибирска. Скандал вокруг редактора Зазубрина разгорелся после того, как он опубликовал в «Сибогнях» рассказ «Общежитие»: в центре сюжета — мужчины и женщины (коммунисты и ответственные работники!), которые заразили друг друга «стыдной болезнью». Понятное дело, власть увидела в тексте язвительную карикатуру на советский быт, и Зазубрин был объявлен в литературе персоной нон грата. Интересный факт: в конце 1927 года в нашем городе активничала группа «Настоящие», которая пыталась вынести за скобки русскую классику: враньё, мелкобуржуазные элементы, антисоветчина. Их силами Зазубрин был исключён из Союза сибирских писателей, но бумеранг вернулся после того, как «Настоящие» попытались предать остракизму самого Максима Горького. Покусились на святое и были «уничтожены». Время закрутило молодой журнал в водовороте исторических событий: в 1930-е на его страницах публикуются острые тексты о социалистическом переустройстве Сибири — живём по-новому, братья и сёстры! «Сибирские огни» становятся площадкой для высказывания авторов всех возрастов, таких как Исаак Гольдберг, Вячеслав Шишков, Лидия Сейфуллина, Леонид Мартынов, Вивиан Итин. Кстати, именно в «Сибирских огнях были опубликованы главы знаменитого романа «Угрюм-река» Вячеслава Шишкова. Читатели платили любовью
Накануне своего столетнего юбилея «Сибирские огни» устроили ретроспективную выставку, где явили публике архивные документы. Во время Великой Отечественной войны журнал выходит альманахом — выпуски отправляются на фронт. Да, дефицит бумаги, но редакция работает — бойцы в окопах ждут! На страницах журнала были опубликованы стихи 19-летнего Бориса Богаткова, который воевал в Сибирской добровольческой дивизии, написал её гимн и геройски погиб при штурме Гнездиловских высот. Тема русского подвига и отчаянной любви к Родине рефреном проходит во всех текстах сибирских писателей-фронтовиков, печатавшихся в «Сибогнях». Владимир Сапожников, Леонид Решетников, Иван Ветлугин, Николай Перевалов, Николай Яновский и многие другие — живые свидетельства о годах упрямого русского мужества. Настоящий расцвет журнала пришёлся на шестидесятые-семидесятые годы, когда «Сибирские огни» собрали на своих страницах «бриллиантовую коллекцию» российской словесности. Валентин Распутин (повесть «Деньги для Марии»), Анатолий Иванов (роман «Тени исчезают в полдень»), Виктор Астафьев (повесть «Кража») — над этими текстами время не властно, потому что они о людях и для людей. С 1975 года начинается «эпоха Никулькова» — один из самых благополучных в истории журнала периодов, когда у штурвала встал редактор Анатолий Никульков. В то время журнал открывает созвездие новых имён: Михаил Черненок, Нина Садур, Михаил Щукин, Николай Самохин, Геннадий Прашеквич, Александр Плитченко. Их имена до сих пор на читательском слуху. Тогда же были опубликованы и романы Василия Шукшина — «Любавины» и «Я пришёл дать вам волю». Читатели платили любовью: тираж «Сибирских огней» в те годы достиг 125 тысяч экземпляров. Гнём свою линию
«Сибирские огни» — журнал толстенький. А это значит, что в каждом выпуске есть что почитать. Когда задули ветра перестройки, журнал был на грани закрытия — страну лихорадило и «Сибирские огни» вместе с ней. Но литературная общественность отстояла журнал, и творческая жизнь продолжилась. А вот с конца 2014 года в журнале произошли коренные изменения: был разработан проект «Литературный десант», редакция начала вручать свою премию лучшим авторам, а ещё (и это важно!) «Сибирские огни» начали платить гонорар. — «Литературный десант» — это встречи с читателями из районов, — продолжает Михаил Николаевич. — Перед первой поездкой волновались: а нужны ли будут писатели этим самым читателям в наше-то время? Оказалось, нужны! Сотрудники и авторы «Сибирских огней» побывали во ВСЕХ районах Новосибирской области! Сегодня «Сибирские огни» ежегодно проводят Совещание сибирских авторов, принимают участие в акции «Поезд "За духовное возрождение России”», организуют поэтические марафоны, участвуют во многих региональных и местных мероприятиях. Есть успехи и в книгоиздании: при поддержке министерства культуры Новосибирской области редакция журнала готовит и выпускает книги в серии «Библиотека сибирской литературы» — уже вышли собрания сочинений Петра Дедова, Николая Самохина и поэта Александра Денисенко. В конце 2021 года читатели увидели сборник прозы «На два голоса», в который вошли повести лауреатов премии «Сибирских огней» Леонида Полиновского, Владимира Злобина, Натальи Коротковой и Виктора Сайдакова. Кстати, редакция «Сибогней» считает, что литературно-художественный журнал должен быть в хорошем смысле слова консервативным — оплотом спокойствия в бушующем мире новых смыслов и экспериментов с формой. Современной повестки такой умеренный консерватизм не отменяет, а наоборот, делает её более актуальной на своём фоне. Интересный факт — в Алтайском крае у журнала есть
«своя» деревня, которая так и называется — Сибирские Огни. Понятное
дело, что литературный десант от «Сибирских огней» там встречают тепло и
с размахом.
Архив «Сибирских огней» — это память, зафиксированная в документах и текстах. Вместе с Новосибирской областной научной библиотекой редакция провела оцифровку всех номеров журнала за 100 лет. Теперь они выложены в свободном доступе не только на сайте журнала, но и на сайтах НГОНБ и Российской государственной библиотеки: заходи, читай, удивляйся! А в канун своего100-летия редакция журнала при поддержке министерства культуры НСО выпустила цикл из десяти видеофильмов под общим названием «Век "Сибирских огней”» — фильмы можно посмотреть на сайте журнала. Совсем недавно редакция журнала «Сибирские огни» справила новоселье — теперь патриарх журнальной словесности живёт в самом красивом особняке тихого центра Новосибирска. «Мы так долго этого ждали! — пишут "Сибирские огни” на своей страничке в "ВК”. — От всей души делимся с вами радостной вестью — состоялся наш долгожданный переезд на новое место, да какое! Редакция журнала "Сибирские огни” уютно расположилась в одном из самых красивых старинных домов Новосибирска по адресу: ул. Чаплыгина, 25. Памятник деревянного зодчества 1903 года постройки принадлежал когда-то семье новониколаевского купца Рунина». Главный редактор «Сибирских огней» Михаил Щукин задумался о будущем. Как утверждают исторические источники, купец Рунин торговал чаем и сахаром. А в 1923 году дом перешёл по наследству к Ф. П. Ерофееву — сыну А. Н. Руниной. В 1930 году дом передали в ведение Облфинотдела, а потом дом был полностью восстановлен по проекту, выполненному архитектором Г. А. Соколовой. «Сибирские огни» продолжают свою литературную линию в условиях современных реалий: выставляют на сайте тексты и видеоанонсы, выкладывают фильмы сибирских замечательных кинорежиссёров-документалистов и аудиоинтервью с писателями и поэтами, ведут свои странички в соцсетях. В общем, соблюдают гармоничный баланс между консервативной политикой литературного патриарха и неминуемыми атрибутами нашего времени. И у них отлично получается!
Образование и Православие / Источник - https://ведомос... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 600 |