Опубликовано 08.04.2022 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Протоиерей Петр Перекрестов: «Духовная болезнь человека XXI века – одиночество»



 
Владимир Басенков

Протоиерей Петр Александрович Перекрестов – известный в русском зарубежье священник. С 1980 года он служит в кафедральном соборе в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (Западно-Американская епархия Русской Православной Церкви за границей). Более 30 лет батюшка является секретарем Епархиального совета и Духовного суда Западно-Американской епархии, а еще под его руководством находится небольшое издательство «Русский пастырь».

О русской эмиграции и бесценном опыте общения с лучшими ее представителями, об отсутствии выбора при избрании священнического пути и о русскости как критерии церковной жизни, о росте религиозных настроений в США и доброжелательного отношения местных к православным, о разнице между русским и россиянином, об уроках пандемии и одиночестве как проблеме столетия, а также о том, почему проблемы «малой Церкви» гораздо важнее геополитики, – читайте в нашей беседе «географического цикла» с отцом Петром.

Прот. Петр Перекрестов на всенощной в храме Санкт-Петербургской духовной академии, 2019 г.

Прот. Петр Перекрестов на всенощной в храме Санкт-Петербургской духовной академии, 2019 г.

«Я не выбирал, быть мне священником или нет»

– Отче, расскажите, как вы пришли к вере?

– Я был крещен в детстве и с раннего возраста начал прислуживать в алтаре Свято-Николаевского собора в Монреале. Однако каждый человек, в том числе и тот, кто крещен в детстве, должен в какой-то момент сделать сознательный выбор, сознательно «идентифицировать» себя христианином – не по рождению, не по крещению, не по культуре («я русский», «я грек», «я серб») и не по традиции, а самостоятельно и добровольно. Я бы сказал, что это у меня произошло после моего первого визита в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, в 1972 году.

Каждый человек, в том числе и тот, кто крещен в детстве, должен в какой-то момент сделать сознательный выбор

– И что же произошло?

– Во время этой поездки я впервые соприкоснулся с монастырской жизнью – с литургической, аскетической и общежительной, причем подлинно радостной и свободной в хорошем смысле этого слова. После этой поездки я уже начал участвовать в приходской и церковной жизни весьма осознанно и, насколько это было тогда возможно, полно; старался жить соответственно христианскому званию.

– И после этого решили стать священником?

– Я не выбирал, становиться мне священником или нет. После моего посещения Свято-Троицкого монастыря я летом провел несколько месяцев в обители и решил, что мне бы очень хотелось связать мою жизнь с этим местом. Следовательно, после одного года обучения в университете в Монреале я поступил в духовную семинарию при Троицком монастыре. После четырех лет обучения в семинарии и жизни в монастыре (семинаристы тогда несли и монашеские послушания: в типографии, в коровнике, на кухне, на кладбище, в библиотеке, на строительстве – в монастыре тогда практически все делали своими силами) все стало сходиться на одном – на служении Церкви. Мне помнится визит Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, митрополита Филарета (Вознесенского), в монастырь. Он провел беседу с семинаристами и, в частности, сказал следующее:

«Когда на корабле пожар, не только те, кто работает пожарником, а все – дети, старики, молодые – принимают участие в погашении огня. В настоящее время в нашей Зарубежной Церкви "пожар” – нехватка духовенства, и все, в особенности те, кто учится в семинарии, должны этот "пожар” тушить и откликнуться на зов Святой Церкви».

Эти слова запали мне очень глубоко в душу, и я понял, что у меня уже нет пути назад: годен я для священства или не годен – на зов Церкви надо откликнуться.

Потомок офицера-белогвардейца

– Вы ведь потомок офицера-белогвардейца? Расскажите немного о своей семье. Прикоснемся к памяти дореволюционной России…

– Предки моего отца, Александра Ивановича, были либо юристами, либо военными. Два предка моего отца были первыми полковниками Ахтырского полка, участвовали в Полтавской битве против шведов. Мой прапрадед имел имение в Ахтырке, помогал и в организации ежегодного крестного хода с Ахтырской иконой Божией Матери. А мой дед, Иван Андреевич, родился в Сумах, закончил, как и святитель Иоанн (Максимович), юридический факультет в Харькове, затем работал юристом в Сумах, а во время революции стал офицером Белой армии. Он покинул Россию в 1920 году и обосновался в Югославии. В Югославии дед вступил во второй брак, его вторая жена родом была из Словении и говорила дома по-немецки. Поэтому у моего папы первый язык был немецким, а русский он изучил уже в кадетском корпусе в Белой Церкви, куда он поступил в 1934 году в шестилетнем возрасте. А дед погиб в 1945 году, он не воевал, был парализованным, его убили красные за то, что он был белым офицером.

Мои родители Александр Иванович и Лидия Петровна Перекрестовы

Мои родители Александр Иванович и Лидия Петровна Перекрестовы

Мой прадед Иван Андреевич Перекрестов

Мой прадед Иван Андреевич Перекрестов

Маму, 13-летнюю девочку, немцы посадили на поезд и отправили в Австрию на принудительные работы

Моя мама, Лидия Петровна, урожденная Болдырева, родилась в Советском Союзе, в станице Мариинской Ростовской области. Ее отец, Петр, был призван в Красную армию и пропал без вести. Во время Второй мировой войны мама оказалась на оккупированной немцами территории. Ее, 13-летнюю, вместе с матерью и тетей немцы посадили на поезд и отправили в Австрию на принудительные работы.

Впоследствии и мама, и папа оказались в Монреале, где и познакомились и вступили в брак.

«Когда я рос, жизнь белой русской эмиграции кипела…»

– Это история, в которой место и радостным, и печальным событиям… Расскажите о самых ярких представителях русской эмиграции, с которыми вам с детства и до нынешнего времени посчастливилось повстречаться на жизненном пути.

– Когда я рос, жизнь белой русской эмиграции кипела. В каждом приходе были яркие представители русской эмиграции: священнослужители, общественные деятели, профессора, дворяне, интеллигенция, музыканты, офицеры, представители казачества…

Протопресвитер Михаил Помазанский и его супруга Вера

Протопресвитер Михаил Помазанский и его супруга Вера

– Вот это да!

В 1950–1960-е годы именно храм был центром русской жизни, местом встречи как с Богом, так и со своими русскими православными братьями

– …и совершенно простые люди, прошедшие советские и беженские лагеря, испытавшие потери и нищету. В 1950-х и 1960-х годах именно храм, а не какие-то литературные клубы, спортивные кружки и тому подобное (каждый из которых, несомненно, имел свое место), был центром русской жизни, местом встречи как с Богом, так и со своими русскими православными братьями и сестрами. В каждом приходе после воскресной литургии были обеды и чашки чая, люди очень долго не расходились, желая оставаться при храме, на островке России за ее пределами, как можно дольше. При кафедральном соборе в Монреале действовала библиотека, где проходили вечера с лекциями, литературными чтениями, богословскими курсами и самодельными «семейными вечерами», на которых прихожане храма и гости выступали. Мне, в частности, помнится замечательный Монреальский русский мужской хор под управлением бывшего солиста Жаровского хора Донских казаков – Сергея Болдырева.

Архимандрит Сергий (Ромберг), преподаватель литургики в Свято-Троицкой духовной семинарии (Джорданвилль, США)

Архимандрит Сергий (Ромберг), преподаватель литургики в Свято-Троицкой духовной семинарии (Джорданвилль, США)

Я поступил в семинарию в 18-летнем возрасте, так что не мог еще по-настоящему оценить многих ярких представителей русской эмиграции в Монреале. А в семинарии уже произошли встречи с удивительными священнослужителями.

– Поподробнее.

Новорукоположенный иерей Петр Перекрестов с супругой Еленой и духовником архимандритом Киприаном (Пыжовым), 1980 г.

Новорукоположенный иерей Петр Перекрестов с супругой Еленой и духовником архимандритом Киприаном (Пыжовым), 1980 г. – В первую очередь могу назвать ректора семинарии, архиепископа Лавра (будущего Первоиерарха РПЦЗ), преподавателя догматики протопресвитера Михаила Помазанского, моего духовника – иконописца архимандрита Киприана (Пыжова), преподавателя литургики архимандрита Сергия (Ромберга) и многих других из числа братии обители. Деканом тогда был Евгений Евлампиевич Алферьев, автор книги «Письма Царской семьи из заточения». Помню, что, когда я был на 4-м курсе, он мне поручил вместе с ним поехать в Ричмонд (штат Мэн), чтобы привести княжну Веру Константиновну, дочку великого князя Константина Константиновича, троюродную сестру императора Николая II, на выпускной акт Свято-Троицкой семинарии.

– С какими людьми вам посчастливилось встречаться, однако…

– Мне выпала честь провести с ней вечер в Ричмонде, а затем около 7–8 часов в автомобиле по дороге в Джорданвилль и ужин в ресторане близ монастыря. Она являлась живым воплощением лучших традиций Дома Романовых и происходила из самой благочестивой ветви Романовых. Меня в ней удивило сочетание благородства и простоты и то, что она так живо интересовалась жизнью молодого семинариста.

Протоиерей Адриан Рымаренко, будущий архиепископ Роклэндский Андрей

Протоиерей Адриан Рымаренко, будущий архиепископ Роклэндский Андрей Во время учебы в семинарии мы с группой семинаристов дважды ездили в монастырь Ново-Дивеево под Нью-Йорком к проживающему там почитаемому старцу русского зарубежья, архиепископу Андрею (в миру – протоиерей Андрей Рымаренко), у которого в 1928 году на руках скончался преподобный Нектарий Оптинский. В 40-х годах прошлого столетия духовником отца Андрея был схиархиепископ Антоний (Абашидзе), считавшийся прозорливым старцем. Владыка Андрей спас и вывез в Ново-Дивеево Владимирский образ Божией Матери из Оптиной пустыни – дар последних старцев Киеву; образ-портрет преподобного Серафима, писанный при его жизни; крест из Ипатьевского дома в Екатеринбурге, где была убита Царская семья, и два образа Спасителя, принадлежавшие Николаю II и находившиеся с Царской семьей в Тобольске и Екатеринбурге. Владыка Андрей проводил с нами краткую духовную беседу, да еще отвечал на вопросы семинаристов, большей частью касающихся их личных судеб. Я никаких вопросов не задавал, но внимательно слушал, что владыка Андрей говорил. Встречи проходили у него в намоленной келье.

Тенор Николай Гедда с мужским хором «Капелла» п/у Б. М. Ледковского, г. Нью-Йорк

Тенор Николай Гедда с мужским хором «Капелла» п/у Б. М. Ледковского, г. Нью-Йорк

Еще мне помнится, что я несколько раз бывал в Знаменском соборе в Нью-Йорке, когда Синодальным хором управлял регент-композитор Борис Михайлович Ледковский. Я мало тогда разбирался в тонкостях церковного пения, но отметил его благородную, спокойную и стройную манеру управления и исключительно культурный и строгий репертуар хора. В 1979 году я посетил Мюнхен и несколько раз был на дому у историка русского богослужебного пения и церковного композитора Ивана Алексеевича Гарднера. Его рассказы о пении в Успенском соборе Московского Кремля и о богослужебной практике русских архиереев-литургистов, о блаженном митрополите Антонии (Храповицком) и архиепископе Челябинском Гаврииле (Чепуре) мне запомнились на всю жизнь.

Иеромонах Иларион (Капрал), будущий Первоиерарх РПЦЗ, с Иваном Алексеевичем Гарднером, г. Мюнхен

Иеромонах Иларион (Капрал), будущий Первоиерарх РПЦЗ, с Иваном Алексеевичем Гарднером, г. Мюнхен

– Еще что-то вспомните?

– Да, еще во время моей учебы в магистратуре в Русской школе Норвичского университета (штат Вермонт) я познакомился с удивительными русскими людьми и преподавателями: Екатериной Александрой Волконской, Александром Петровичем Оболенским, Николаем Всеволодовичем Первушиным и другими.

Братья Перекрестовы (Георгий и Петр), русский танцевальный ансамбль при Русской школе Норвичского университета

Братья Перекрестовы (Георгий и Петр), русский танцевальный ансамбль при Русской школе Норвичского университета

И в Калифорнии оказались интереснейшие люди как среди духовенства, так и среди мирян. Отмечу архиепископа Антония (Медведева), с которым я служил 20 лет, духовного сына старца Нектария Оптинского – епископа Нектария (Концевича), сподвижника святителя Иоанна (Максимовича) архимандрита Митрофана (Мануйлова)…

Александр Петрович Оболенский и Екатерина Александровна Волконская, Русская школа Норвичского университета

Александр Петрович Оболенский и Екатерина Александровна Волконская, Русская школа Норвичского университета

Остаться русским в чужой стране

– Вы росли в Америке, где живете и сегодня. При этом вашей основной средой была русская эмиграция, в ту пору относительно монолитная, более закрытая в хорошем смысле слова. Сегодня в беседах духовенство старой школы часто жалуется, что ассимиляция русских происходит заметно быстрее, чем раньше. С чем это связано? Сталкивалась ли эмиграция с этой проблемой раньше, в годы вашего детства, юности и молодости?

Самым большим «гарантом» русскости за границей было и остается живое участие в церковной жизни

– Затруднительно сказать, действительно ли так. Хотя в ту пору эмиграция была сильной и относительно монолитной, к сожалению, процесс ассимиляции имел место и порой происходил достаточно быстро. Нередко дети и потомки весьма видных и активных общественных деятелей забывали русский язык и не следовали по стопам своих отцов, не становились продолжателями их дела. Не исключено, что эти деятели много времени уделяли своей общественной работе и не смогли уделить должного внимания своим детям. Да еще в ту пору не было возможности иметь живую связь с Россией, как теперь: поездки, паломничества, совместные проекты, учеба – в ту пору в каком-то смысле быть и оставаться русским было понятием достаточно отвлеченным. Я бы сказал, что самым большим «гарантом» русскости за границей было и остается живое участие в церковной жизни. Сейчас русская эмиграция как таковая не очень монолитна, но на самом деле тот, кто в Церкви и кто приходит в Церковь – составляют некий широкий православный монолит, в который входят не только русские, но и немало американцев. Многие эмигранты последних лет регулярно ездят в Россию на лето, и их дети имеют живую связь с родиной и русским языком.

– Скажите откровенно: вам нравится жить в США? Никогда не было желания взять и попроситься служить в Россию?

– Мне просто нравится жить! Когда-то я делал сравнения и думал, где лучше жить. Было время, когда появилось желание переехать в Россию. Но притом я тогда реально не задавал себе ряд важнейших вопросов: какова воля Божия для меня и для моей семьи? Поставил ли меня Бог на служение в собор в Сан-Франциско и у святителя Иоанна (Максимовича) и, если да, должен ли я это место самовольно оставлять? Готов ли я на «развод» с моей приходской семьей, да еще исключительно по собственному почину? Когда происходит хиротония архиерея, архиерей обручается со своей епархией, его епархия – его невеста и его назначение на кафедру в принципе пожизненное, как и христианский брак!

– Серьезное отношение к делу.

Священник обручается со своим приходом, и, в принципе, это обручение – пожизненное

– И когда рукополагается священник, он не просто рукополагается «для общих церковных нужд». В ставленнической грамоте, выдаваемой священнику после его рукоположения, так говорится о ставленнике: «Посвятили мы его во иерея для храма N». Другими словами, священник тоже обручается со своим приходом, и, в принципе, это обручение священника с приходом – пожизненное. Благо, что в нашей епархии почти все старшие священники либо служат на своих первых приходах, либо служат на своем последнем приходе очень долго, не менее 35–40 лет! После определенного возраста я очень четко понял, каково благословение Божие: служить пожизненно на первом приходе, куда Господь тебя поставил! Но одновременно во всех местах, куда я езжу довольно регулярно – Канаду (мама и дочь с семьей там живут), Джорданвилль, Россию и на Святую Землю, – мне нравится, и я чувствую себя дома везде, где православный храм. Мне близки слова преподобного Варсонофия Оптинского: «Со Христом и каторга рай». Вместе с тем, я бы сказал, что русская среда мне наиболее близкая, наиболее родная. Во время моих посещений России я действительно получаю большую радость. И духовный заряд. И утешение. И не хочется ее покидать.

США глазами русского человека

– Расскажите о жизни в стране. Дайте расширенную картину того, как выглядит США глазами русского человека.

– Америка, несомненно, великая, красивая, разнообразная и удивительная страна – ведь она Богом сотворена. Но при этом надо учесть, конечно, что существуют разные Америки: Америка крупных городов, Америка национальных парков и заповедников, Америка радикалов, Америка патриархальная, Америка фермеров, Америка «голливудская», Америка бездомных, Америка христианская… Америка во многом, как ни удивительно, похожа на Россию, и не только своими просторами и объемами. Средний американец во многом похож на среднего русского: открытость, хлебосольство, взаимовыручка, отсутствие скупости, общительность, широкий охват, ну и не прочь выпить – либо чай-кофе, либо покрепче. Это сходство русских и американцев мне нравится. Нам все же не следует забывать, что исторически, до трагических событий 1917–1918 годов, Россия и Америка имели весьма дружественные, теплые и доброжелательные отношения. Во второй трети XIX века, особенно на почве торговли и технического развития, произошло самое серьезное сближение между двумя странами в истории их отношений. А враждебность, агрессия и противостояние появились, когда Россия перестала быть Россией, а стала Советским Союзом.

– То есть какого-то дискомфорта как православный христианин вы не чувствуете?

В Сан-Франциско я всегда хожу по городу в подряснике и летаю на самолете тоже исключительно в подряснике

– В Сан-Франциско я всегда хожу по городу в подряснике и летаю на самолете тоже исключительно в подряснике. Благодаря моему внешнему виду у меня бывают интереснейшие встречи, и я могу в какой-то мере судить о людях по тому, как они относятся к русскому православному священнику в священническом одеянии. В октябре я застрял на ночь в аэропорту в Денвере и был приятно удивлен отношением ко мне как к священнику, это о многом говорит: одни люди со мной просто здоровались и улыбались; несколько человек (не православных) тоже застряли там и попросили меня за них помолиться и их благословить; один человек с татуировками и пирсингами назвал меня «батюшкой» (father) и уступил место; некоторые девушки в спортивных костюмах мне помахали, причем первые.

Недавно после ранней литургии я зашел в новую кофейню. Бариста, у которого были немного длинные волосы и борода, в маске, меня громко приветствовал по-английски: «Доброе утро, батюшка! Вы из какой церкви?» Я ему ответил, что я из русского собора на Гери. «А мы, католики, ищем себе убежище». «Ну, приходите к нам на службу, посмотрите, у нас в епархии во время пандемии оказалось много ищущих и вопрошающих на приходах, и я должен сказать, что это, как правило, – молодые люди лет 30-ти». Бариста: «Это как раз мы, потерянное поколение, в поисках жизненного смысла и чего-то духовного». Вот такой разговор в американской кофейне! Словом, происходят интересные процессы, есть поиски, Православие – больше не секрет. И это дает надежду!

– Так больше плюсов или минусов?

Сохранить свою веру и русскость здесь вполне возможно. И спасаться можно

– Составить таблицу с плюсами и минусами не могу. В Америке точно надо сильно работать. Сохранить свою веру и русскость здесь вполне возможно. И спасаться можно. Я не считаю, что в Греции, Украине, Румынии или России легче воспитывать детей и легче спасаться, нежели в Америке. Везде трудно, везде искушения, везде свои проблемы, везде вызовы, но и везде Господь, везде Его благодать и радость!

Любопытно: весной нынешнего года Левада-центр и Pew Research Center провели опрос в 14-ти странах на предмет «Религиозность в период пандемии». Около 70% граждан России при ответе на вопрос о вероисповедании отнесли себя к православным христианам. На главный вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет религия?» – 15% опрошенных ответили, что религия играет очень важную роль. В этом плане русские близки к жителям Великобритании и Австралии и находятся примерно в середине списка. На последнем месте в списке – Япония и скандинавские страны. А США, к удивлению, на первом месте в списке: 49% опрошенных отвели религии очень важное место в своей жизни. Это говорит о том, что религия в США, несмотря на немалые перемены в обществе, еще сильна и занимает важную роль.

Есть такие, кто приезжает сюда из России и ругает свою родину, – я этого не понимаю

Немало русских уехало из России по экономическим причинам, и именно здесь, в Америке, они стали патриотами России и воцерковились. Есть такие, кто приезжает сюда из России и ругает свою родину, – я этого не понимаю. Это же родина, там и близкие, там могилы родных, там друзья, там они получили образование, там им была привита культура. Но и наоборот, люди из России, приехавшие сюда, получившие здесь работу и много возможностей, в том числе и образование, потом возвращаются в Россию и ругают Америку, живя на заработанные в Америке деньги и сохраняя свой американский иммиграционный статус – «на всякий случай». Среди таких есть и те, кто именно здесь открыл себя Православие и начал ходить в храм. Такая неблагодарность – нехорошо и неприемлемо. Надо за все благодарить Бога и понимать Промысл Божий в нашей жизни.

Впрочем, я недавно прочитал интересные слова замечательного русского композитора Георгия Васильевича Свиридова о себе:

«Я русский человек! И дело с концом. Что еще можно сказать? Я не россиянин. Потому что россиянином может быть и папуас. И прекрасно он может жить в России. Пусть и живет. Но русский человек – это русский человек. Во мне течет русская кровь…»

– Совершенно верно. Гражданство и нация – далеко не всегда тождественны.

Православие в Америке

Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Сан-Франциско (фото прот. Петра Перекрестова)

Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Сан-Франциско (фото прот. Петра Перекрестова) – Расскажите, сколько сегодня приходов в вашей епархии? И как много здесь православных, каких юрисдикций?

– В обширной Западно-Американской епархии немного более 40 приходов в 8-ми разных штатах (в том числе и на Гаваях) и в Мексике. Самый большой монастырь у нас женский, в пустыне Аризоны, обитель преподобного Паисия Величковского, там около 25-ти монахинь, все американского происхождения, служба проходит на английском языке. Во время пандемии у нас открылось два новых прихода в штате Аризона – в пригороде Феникса, и в городе Тусоне. Калифорния стала очень дорогой для жизни, особенно жилье, поэтому люди отчасти переезжают в Техас, Аризону и Юту. Правда, там уже цены на недвижимость возросли в несколько раз. На Западе США представлены все православные юрисдикции: греческая, антиохийская, сербская, болгарская, американская (Православная Церковь в Америке), русская. У нас здесь очень хорошие и доброжелательные взаимоотношения со всеми. Наше единство было достигнуто немалой ценой, в 2007 году, и мы должны хранить его как зеницу ока.

Женский монастырь преподобного Паисия Величковского, шт. Аризона

Женский монастырь преподобного Паисия Величковского, шт. Аризона

– Теперь к приходу. Сначала – об истории его основания.

– Наш приход в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был создан в 1927 году группой прихожан из первого православного прихода в Америке, Свято-Троицкого. Первый храм сего прихода был воздвигнут в честь святого благоверного князя Александра Невского, второй (оба храма сгорели) – в честь святителя Василия Великого (именно в нем служил будущий Всероссийский патриарх, святитель Тихон, который провел в Сан-Франциско около пяти лет и, между прочим, имел и американское гражданство), а Троицкий собор – третий храм сего прихода. Эта группа прихожан была верна Соборной Церкви – так тогда часто именовалась Русская Зарубежная Церковь, поскольку практически все архиереи, находящиеся за пределами Советского Союза, входили в ее состав. Когда в 1927 году правящий архиерей Американской епархии, митрополит Платон (Рождественский), решил выйти из подчинения Соборной Церкви, эта группа прихожан и основала общину Русской Зарубежной Церкви. Первоначально община молилась в съемных помещениях, а в 1940-х годах приобрела англиканский собор, памятник архитектуры Сан-Франциско – храм построен из калифорнийского красного дерева.

Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (фото прот. Петра Перекрестова)

Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (фото прот. Петра Перекрестова)

В 1950-х годах в Сан-Франциско был большой приток русских из Китая, и они загорелись идеей постройки нового собора в русском стиле. К строительству приступили в начале 1960 года, а завершили в 1966-м. В том же году 14 марта, в день Торжества Православия, святителем Иоанном (Максимовичем) была совершена первая литургия в новом соборе. И с тех пор у нас литургия и вечернее богослужение совершаются ежедневно, уже более 55-ти лет.

– На сегодняшний день община большая? Состоит из русских, или же есть представили других национальностей, в том числе местные?

В числе прихожан есть греки, сербы, румыны и немалое число коренных американцев

– В пределах самого Сан-Франциско 14 православных храмов (при населении 875 000 человек). В свое время наш приход был самым большим в русском зарубежье, но с годами он значительно уменьшился, главным образом за счет ухода в другую жизнь старых прихожан, ассимиляции немалой части их потомков и дороговизны недвижимости в Сан-Франциско. В 1990-х годах в Сан-Франциско прибыло немало русских иммигрантов, которые пополнили ряды наших прихожан. В настоящее время наш приход небольшой, в него входят как потомки старых иммигрантов, так и представители последних иммиграций из России, Украины, Беларуси и Молдовы. В числе прихожан есть греки, сербы, румыны и немалое число коренных американцев. Например, регент хора на «славянской» ранней воскресной литургии – американец.

– Есть ли какая-то закономерность в мотивации тех или иных прихожан-соотечественников, перебравшихся в страну из России и других территорий «русского мира»?

– Сложно сказать, у всех достаточно разные причины: то в «лихие» 1990-е люди решили искать убежище, то больной ребенок, которого лучше в Америке лечить, то это ученые, оказавшиеся невостребованными у себя на родине, то это люди, которые более не желали ничего советского в своей жизни (для них неприемлемы ни необольшевизм, ни неоязычество, ни возрождения культа Сталина), то приехали по экономическим причинам, то для реализации себя и своих бизнес-проектов, то это люди, которые для своих детей желают стабильности и более предсказуемого будущего, то приехали в США учиться и здесь остались, то в Америке нашли себе мужа или жену… У каждой семьи и каждого человека своя история.

Новый воин Христов Морган (фото прот. Петра Перекрестова)

Новый воин Христов Морган (фото прот. Петра Перекрестова) Прихожане нашего собора из России ее любят, и у них здесь на самом деле даже больше реальных возможностей помогать людям и Родине, нежели если бы они жили там. Еще прибавлю: последний поток иммигрантов в Калифорнию – это по большей части люди, работающие в области информационных технологий. Они здесь по контракту и готовы переехать в любую страну в зависимости от работы и зарплаты. Они, как правило, живут в материальном достатке и комфорте, поэтому многим из этой категории храм реально нужен в редких случаях: покрестить ребенка (обычно без малейшего намерения приводить его на богослужения) или помолиться об умершем родственнике.

Людям из России, прожившим здесь более пяти лет, подчас уже сложно жить постоянно в России, хотя они на уровне эмоциональном этого хотят. Но им трудно и на Западе оставаться. Со временем появляется тоска по родине, да и весьма непросто, когда их родные в России стареют и болеют. Таким образом, они находятся между двумя странами и двумя культурами и порой мечутся, не могут себе места найти.

– Вспомните самый яркий случай обращения кого-то из местных в Православие. Или просто интересный случай.

Морган, услышав пение нашего хора, начал помогать на клиросе, слушать проповеди, самостоятельно изучать русский язык

– Ну, вспомню последний случай: год тому назад я крестил молодого человека, Моргана, джаз-музыканта и серфера. Он из французско-американской семьи, которая в никакой храм не ходит. Моргана привел в наш собор друг, чтобы послушать пение хора, и Моргану пение очень понравилось. Он начал петь в хоре, слушать проповеди, самостоятельно изучать русский язык. Затем моя супруга начала с ним заниматься как церковнославянским языком, так и церковным уставом. Во время пандемии, когда наш собор был закрыт для прихожан, Морган и матушка совершали у нас дома всенощную и изобразительные, все пели и вычитывали. Таким образом Морган изучил гласы и даже научился задавать тон. Вот так Господь удивительным образом приводит людей в Свою Церковь. Теперь Морган еще и читает, и прислуживает у нас в храме. Даст Бог, он в будущем хотел бы служить в Церкви. Да, еще Морган очень любит людей, и своей симпатичностью и доброжелательностью открывает людям Православие.

Приходская жизнь

– Поделитесь особенностями приходской жизни. На каком языке совершаете богослужение? Есть какие-то особенности в совершении служб? Возможно, сложились местные традиции и есть особо почитаемые праздники?

Мы посильно стараемся хранить богослужебные традиции Русской Зарубежной Церкви, в основе которой – богослужебный чин дореволюционной России

– Богослужения у нас в соборе совершаются преимущественно на церковнославянском языке, с вставками английского (1–2 ектеньи, апостольское и евангельское чтения на литургии, читаемые на всенощной стихиры и канон теперь читается поочередно по-церковнославянски и по-английски, да и проповедь может быть на двух языках). Раз в месяц ранняя литургия служиться полностью на английском. Мы посильно стараемся хранить богослужебные традиции Русской Зарубежной Церкви, в основе которой – богослужебный чин дореволюционной России. Мы особенно бережно относимся к литургическим особенностям, которые внесли и хранили приснопамятный архиепископ Иоанн (Максимович) и его преемник – архиепископ Антоний (Медведев). Праздник, который у нас особо отмечается, – это день памяти святителя Иоанна. Его память (2 июля) переносится на ближайшую субботу, что дает возможность как духовенству, так и почитателям святителя Иоанна принять участие во всенародном праздновании памяти сего великого святого.

– Насколько вовлечены в жизнь общины сами прихожане? Забота о благоустроении прихода и финансовые вопросы лежат полностью на плечах священника, или глубоко сознательные прихожане активно эту нагрузку разделяют? Можно ли назвать «живым» приходской совет и приходское собрание?

– Наш приход руководствуется «Нормальным приходским уставом» Русской Зарубежной Церкви. «Официальными» прихожанами считаются люди, которые не только посещают службы и у нас исповедуются и причащаются, но юридически состоят его членами, которые в какой-то момент «записались» в приход – подали заявление о членстве, которое было одобрено церковно-приходским советом. Такова норма всех православных общин в США. В частности, члены прихода делают ежемесячные денежные взносы на нужды храма, а также имеют право голоса на обще-приходских собраниях. Эти собрания, по уставу, должны иметь место не менее одного раза в год. Все важные вопросы и финансовые решения принимаются исключительно на них. На годовом обще-приходском собрании избираются как староста прихода, так и члены приходского совета. По уставу все должности в приходе – староста, казначей, старшая сестра, ревизионная комиссия – на добровольных началах (то есть без зарплаты). Приходской совет обычно собирается раз в месяц под председательством настоятеля храма, в нашем случае – архиепископа Кирилла, для обсуждения текущих дел.

Прот. Петр Перекрестов. 2021 г.

Прот. Петр Перекрестов. 2021 г.

– А что касается образовательных, благотворительных, социальных проектов – получается что-то делать?

Наш приход профинансировал целую типографию в России для издания духовной литературы

– По-разному. В 1990-е годы в приходе кипела работа по оказанию помощи России: еженедельно отправлялись посылки с духовными книгами в российские монастыри, духовные семинарии, приходы и вообще всем просящим; собирались контейнеры с одеждой и медикаментами для отправки в Россию; делались денежные сборы на разные проекты, например, наш приход профинансировал целую типографию в России для издания духовной литературы. А последние годы у нас делались сборы на Святую Землю, на финансирование миссионерского теплохода «Андрей Первозванный» в Новосибирске, на школу девочек в Вифании, устраивался благотворительный вечер в пользу московской службы помощи «Милосердие»; при соборе регулярно устраивается благотворительный обед Фонда св. Иоанна; архиерейский хор почти ежегодно устраивает концерт в пользу нужд собора. Подчас инициаторы этих сборов-проектов – миряне-энтузиасты в приходе. При соборе действует сестричество, которое устраивает обеды и заботится о благолепии храма. Согласно уставу сестричеств приходов Русской Зарубежной Церкви, оно обязано заниматься и благотворительной деятельностью: помощь больным, детям, школам, монастырям, нуждающимся.

Под покровом нашего храма действуют две школы: Свято-Кирилло-Мефодиевская русская церковная гимназия (главные занятия проходят по субботам) и Свято-Иоанновский православный лицей – ежедневная англоязычная школа (1–12 классы), которая полностью заменяет государственную американскую школу.

Также раз в году, во время Великого поста, у нас в соборе проводится семинар с миссионерской направленностью: совершается литургия на английском, читаются лекции о Православии и духовной жизни, проводятся круглый стол и экскурсия по храму.

«В первые месяцы пандемии происходили удивительные вещи…»

– Когда мы готовились к интервью, вы сказали, что у вас много мыслей насчет всей этой истории с коронавирусом. Поделитесь.

Наш собор был закрыт для прихожан в течение 12-ти месяцев, за исключением пяти воскресных литургий

– На эту тему надо дать отдельное интервью, тема очень обширная. Поэтому ограничусь некоторыми моментами: наш собор был закрыт для прихожан в течение 12-ти месяцев, за исключением пяти воскресных литургий. Все службы совершались, но без людей. Следует отметить, что были закрыты и дискотеки, и гей-бары, и йога-капища, и библиотеки, и рестораны, и синагоги, и спортзалы – в этом плане храмы Сан-Франциско не были исключением. Закрытие собора было настоящим испытанием как для духовенства, так и для прихожан. Собор закрылся на второй седмице Великого поста 2020 года. Прямые трансляции служб начались лишь за неделю до Пасхи, поскольку надо было сперва решить ряд технических вопросов.

В эти первые месяцы пандемии происходили удивительные вещи: семьи впервые в жизни начали молиться вместе, совершать богослужения мирским чином в своих домашних церквах. На сайте собора выкладывались указания, как это делать, и тексты из всенощной и обедницы. А когда начались трансляции служб, да еще с отличным звуком, для многих прихожан впервые по-настоящему открылись богослужебные тексты – они начали понимать, что читается в храме! В трудное время, когда собор был закрыт, одна из главных задач духовенства была – не лишить прихожан Святых Даров.

Был небольшой сегмент людей, который погрузился в мир ютуба и был поглощен теориями заговоров и тому подобное, но для основной части наших церковных прихожан было понятно, что Господь попустил это испытание и надо смиренно нести эту, по словам протоиерея Владимира Воробьева, епитимью, наложенную на нас Богом за наше равнодушие к богослужению, за наш эгоизм и отсутствие любви к ближнему, за наше пренебрежение к нашим христианским обязанностям и к храму Божиему. Наши прихожане в этих непростых условиях проявили удивительное доверие, послушание и единство.

Когда храм открылся для прихожан, небольшое число людей было возмущено требованием ношения масок. Вместе с тем, все мы носим маски лицемерия, маски покрашенных лиц, маски лести и лжи. Вот Господь, увидев, что мы предпочитаем такие маски сиянию святости и праведности, и попустил нам носить материальные версии масок!

За полтора года пандемии я смог отслужить более 350 молебнов святителю Иоанну (Максимовичу)

Еще замечу, что во время пандемии было невероятное количество молитвенных просьб к святителю Иоанну, люди со всего мира весьма нуждались в его молитвенном предстательстве. Я решил, что поскольку у меня в условиях карантина треб практически нет, контакт с людьми почти исключительно по телефону, то я буду ежедневно служить молебны святителю Иоанну. За полтора года пандемии я смог отслужить более 350 молебнов. Был огромный поток просьб из России, и я одно время по утрам даже боялся проверять телефон и электронную почту, узнавать, кто умер (главным образом из священнослужителей в России) и кто находится в тяжелом положении. В соборе мы также решили, что каждого умершего за это время священника в России будем поминать у нас в течение 40 дней. У нас на локальном уровне практически никто из прихожан не болел, не было ни одного смертельного исхода из-за коронавируса. Служение у мощей святителя Иоанна наложило на нас огромную ответственность и было надеждой для большого числа любящих его и верящих в его молитвенную силу.

Взаимодействие с представителями других конфессий и государством

– Получается ли у вас (и нужно ли это?) взаимодействовать с представителями инославных конфессий и других религий?

– Изредка взаимодействуем, исключительно в плане благотворительной работы, а также в ежегодном «Марше за жизнь», который проводится в центре города: собираются христиане и участвуют в своего рода «крестном ходе» за жизнь нерожденных детей (это акция против абортов). А на уровне каких-либо диалогов или совместных экуменических молитв у нас взаимодействие исключено. Одновременно у нас весьма добрососедские и благожелательные отношения со всеми.

– Как складываются отношения с государством? Есть ли поддержка или, наоборот, препятствие деятельности общины?

– В Америке можно спокойно построить храм и совершать богослужения без всякого участия государства, только надо соблюдать городские законы и проект здания должен быть одобрен городской архитектурной комиссией (платная услуга). Когда строился собор в Сан-Франциско, мэр города был православный грек, Джордж Кристофер (Христофи́лис), республиканец. Он в 1962 году встретил новоприбывшего архиепископа Иоанна (Максимовича) и преподнес ему ключ от города. Вот такие личные отношения изредка бывают.

Государство США официально признает все «зарегистрированные» церкви, в том числе и Русскую Православную Церковь за границей, в качестве благотворительной и бесприбыльной религиозной организации. Церкви как таковые не облагаются налогом. Также все пожертвования прихожан и разных организаций на церковь можно списывать с налогов.

В США и Канаде церковное венчание имеет юридическую силу и признается государством

В России государством признаются только браки, заключенные в ЗАГСе, а в США и Канаде церковное венчание имеет юридическую силу и признается государством. Когда жених и невеста венчаются у нас в храме, они должны представить лицензию от городского управления о том, что у них есть разрешение на брак. Мы совершаем таинство, подписываем сию лицензию и отправляем ее в город, где брак уже официально регистрируется. То есть никакого гражданского брака / записи в ЗАГСе не нужно.

А во время пандемии, вот уже два года подряд (2020–2021), любые малые предприятия и некоммерческие организации, в том числе и религиозные общины, имели возможность получить от государства займы для выплаты заработной платы, коммунальных услуг, улучшения или ремонта здания и других деловых расходов прихода. Наш кафедральный собор два раза подал заявки на получение таковых и не только получил немалые суммы, но эти займы были затем государством прощены, то есть перешли от категории займа в категорию гранта. Отчасти благодаря этим грантам в нашем приходе два года подряд не было дефицита, несмотря на очень непростое время.

«Человек без Бога – потерянный»

– Вы работаете? Считаете ли, что священник должен работать?

– У меня помимо служения в храме работы нет. Однако немало нашего епархиального духовенства имеет и гражданскую работу: преподают в школах, работают в области компьютерных технологий, пишут иконы; один архимандрит у нас – хирургический медбрат, а приписанный к нашему собору американец-диакон – хирург-уролог. По большей части это работающее на светской работе духовенство просто не сможет прожить на зарплату от прихода. Порой приходы очень маленькие, но бывают и такие, которые могли бы нормально обеспечить семью священника, но этого не делают. Часто жены священников работают, и это позволяет священнику заниматься полностью своим священническим делом. Отмечу, однако: когда священник и служит, и работает на светской службе, да еще у него семья – что-то одно страдает: либо приход, либо его профессия, либо его семья.

– С какими серьезными духовными вопросами от прихожан вы как пастырь сталкиваетесь в своем служении?

– У каждого человека свои личные запросы, свои нужды, свои кризисы и свои радости. Если же выделить духовные болезни человека ХХI века, скорее всего (во всяком случае, в западных странах, включая Россию), главная болезнь – одиночество, и проистекающее из одиночества – уныние. Человек, особенно без Бога, стал одинок, несмотря на тысячи лайков-подписчиков, который получает в своем Инстаграмме или любой другой социальной сети. Человек без Бога – потерянный, не знает, кто он, для чего он, куда он направляется и где он находится. И если человек не знает, кто он, – жить невозможно. Мы не можем знать, как мы выглядим без зеркала, без отображения. И человек не может знать, кто он без Бога, по образу Которого создан. Неслучайно, что в наше время небывалый кризис у человека – поиск своей идентичности. А если нет Бога, тогда этот поиск «кто я» подчас осуществляется и реализуется в первую очередь на уровне плотском.

Тема идентичности поглощает и социальную жизнь, и политическую, и даже экономическую. И это проблема касается не только «не имеющих» и ищущих идентичность, но и нас, русских православных христиан, поскольку мы не дали должного примера, не создали настоящие домашние церкви.

Еще одна духовная болезнь – потеря целомудрия и понятия о скромности. Эта болезнь несет за собой немало духовных и физических последствий. С интернетом мир разврата стал каждому легкодоступен. Вопрос, который приходится священнику задавать на исповеди последнее десятилетие, особенно мужчинам (будь мужчина в браке или нет): смотришь ли ты порнографию в интернете? Если православный отец, глава семьи, то есть «священник» своей домашней церкви, увлекается порнографией (это, в частности, является и изменой жене), то чего хорошего и спасительного можно ожидать от такого главы семейства? Может ли такой отец требовать от своих детей чистоты или быть примером христианской цельности и целомудрия? Это действительно духовный кризис с серьезными последствиями для христианства. Меня реально как пастыря больше волнуют такие вопросы, нежели вопросы о глобальных изменениях в политике, экономике и социальном устройстве. Последние – это следствия, а не причины.

Считаю, что вызовы времени как в США, так и конкретно в России – в принципе одни и те же, может лишь в разных градациях и выражениях, но сущность – одна.

– Главный урок за годы священнического служения?

Мое послевоенное поколение не знало общего страдания. И вот Господь попустил пандемию для нашего духовного укрепления…

– У меня как-то с приближением 40-летия моего священства возникла мысль, что я за эти 40 лет уже столько видел, слышал и пережил, что меня особо уже ничем не удивишь. Но когда началась пандемия, я был, не скрою, объят и страхом (за близких, прихожан и духовных чад), и некоей растерянностью. Мое поколение не пережило никаких огромных потрясений глобального порядка, наша жизнь протекала после Второй мировой войны, и мы реально не знали общего страдания. И вот Господь попустил пандемию для нашего духовного укрепления, для нас это положение было в каком-то смысле «осадным». В некоторых странах крайняя мера наказания – изолятор, и вот я оказался в некоем изоляторе. И я отчетливо понял, что я многого не знаю, многого о себе не подозревал и что это, может, и есть главный урок моего священства, еще не полностью освоенный. Причем обычно мы можем дать реальную оценку явлениям и событиям только задним числом.

Праздничное богослужение в часовне крепости Росс в Северной Калифорнии (фото прот. Петра Перекрестова)

Праздничное богослужение в часовне крепости Росс в Северной Калифорнии (фото прот. Петра Перекрестова)

– Если паломник (или путешественник) из России окажется в Западно-Американской епархии, какие места вы обязательно посоветуете ему посетить?

Святой мученик Петр Алеут. Икона работы Анны Маргитич

Святой мученик Петр Алеут. Икона работы Анны Маргитич – Порой Калифорнию считают весьма бездуховным и либеральным штатом, но вместе с тем из всех штатов Америки именно в Калифорнии сохранился как явный русский след, так и след христианства – даже город Лос-Анджелес назван в честь Божией Матери (полное название города Лос-Анджелеса следующее: «Поселение Девы Марии, Царицы ангелов, на реке Порсьюнкула»). В Калифорнии есть и град великомученицы Варвары, и град архангела Рафаила, и Русская речка («Славянка»), и город Севастополь. В городе Сан-Франциско жили, приезжали туда и ходили по нему не менее 12-ти канонизированных святых, в том числе священноисповедник патриарх Тихон (Беллавин), святители Николай Сербский (Велимирович), Иннокентий Московский (Вениаминов), Николай Японский (Касаткин), первомученик Иоанн Кочуров, священномученик Александр Хотовицкий и другие. В 1815 году в Сан-Франциско за отказ принять католическую веру был испанцами замучен до смерти 15-летний мученик Петр Алеут.

Крестный ход в день праздника в крепости Росс в Северной Калифорнии (фото прот. Петра Перекрестова)

Крестный ход в день праздника в крепости Росс в Северной Калифорнии (фото прот. Петра Перекрестова)

А конкретно, если составить паломнический маршрут по Западному побережью США, необходимо туда включить кафедральный собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с мощами святителя Иоанна (Максимовича) и келью владыки при доме Тихона Задонского в Сан-Франциско, мощи великого сербского миссионера ХХ века преподобного Севастиана (Дабовича) Джексенского у подножья гор Сьерра-Невады (там же первый сербский приход в США), могилу приснопамятного иеромонаха Серафима (Роуза) в Свято-Германовском монастыре в Платине (Северная Калифорния), обитель преподобного Паисия Величковского в аризонской пустыни, первый православный приход в США –Свято-Троицкий собор (Православная Церковь в Америке) в Сан-Франциско – там хранятся облачение патриарха Тихона, панагия митрополита Филиппа и колокола, пожертвованные храму императором Александром III. И обязательно поклонитесь чудотворной мироточивой иконе Иверской Гавайской в Гонолулу. Да еще во многих храмах есть как чудотворные иконы (например, в Преображенском соборе Лос-Анджелеса хранится чудесно обновившийся древний образ Божией Матери «Троеручицы»), так и вывезенные из России и спасенные святые мощи и реликвии (например, в Петропавловском храме в Санта-Розе – частица мощей святого Иоасафа Белгородского, а в соборе в Сан-Франциско – пояс праведного Иоанна Кронштадтского).

Чудотворная Гавайская Иверская мироточивая икона Божией Матери (фото прот. Петра Перекрестова)

Чудотворная Гавайская Иверская мироточивая икона Божией Матери (фото прот. Петра Перекрестова)

– В завершение задам наш традиционный вопрос. Какие слова из Священного Писания особенно воодушевляют и поддерживают вас в трудные минуты жизни? Возможно, с ними даже связана какая-то история.

– Я очень люблю слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Cол. 5: 16–18). Очень хотелось бы по-настоящему жить в соответствии с этим призывом апостола. И одновременно эти слова говорят о том, каков должен быть дух каждого христианина, в том числе и в наши непростые времена пандемии и пост-пандемии.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 598


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031