|
||||||||||||||
Афанасий Никитин и хождение за три моряСодержание Дневник НикитинаПутешествие Афанасия НикитинаПамятник Афанасию НикитинуИсторическое значение путешествия Афанасия НикитинаВ 1474 году закончил свое шестилетнее путешествие по Персии и Индии Афанасий Никитич Никитин. Путешествие в 1468—1474 годах, датировка Л. С. Семёнова, ранее И. И. Срезневским датировалось 1466—1472 годами. Это путешествие замечательно не столько тем, что Никитин на 25 лет раньше Васко да Гамы побывал в Индии, сколько по имеющему огромное научное значение дневнику русского путешественника. Дневник Никитина.Записки Никитина были включены в летопись «Софийский временник» 1475 г. под заглавием «Написание Офонаса Тферитина купца, что был в Индии четыре года». Свое путешествие Никитин называет «Хождение за три моря»; подразумевая под этими тремя морями Каспийское, Черное и Индийский океан. В записках Никитин рисуется, по определению академика И. И. Срезневского «как человек не только бывалый, но и начитанный, а вместе с тем и как любознательный наблюдатель, как путешественник — писатель, по своему времени очень замечательный, не хуже своих собратьев иностранных негоциантов ХУ века». По времени составления дневник принадлежит к числу самых верных памятников этого рода: рассказы венецианца Никколо Конти и отчеты Васко да Гамы одни могут быть поставлены вровень с «Хождением Никитина. Как наблюдатель Никитин должен быть поставлен не ниже, а выше современников иностранцев. Предприимчивый, общительный, наблюдательный, быстро усваивавший языки А. Н. Никитин тщательно знакомился со всем, с чем ему приходилось сталкиваться во время своих путешествий. Вместе с описанием местностей, которые он посетил, Никитин занес в свои записки замечания о природе, о народонаселении, о нравах, обычаях и верованиях жителей, о народном управлении, войске и т. п. Его заметки о народном управлении особенно ценны, так как их нет в рассказах других современников. Путешествие Афанасия Никитина.Свое путешествие А. Н. Никитин начал в 1466 г., когда, узнав, что в Шемаху отправляется посол русского царя, он решил ехать туда же. Никитин с товарищами снарядил два судна, нагрузил их товарами и, получив проезжую грамоту от тверского князя Михаила Борисовича, поплыл вниз по Волге, надеясь нагнать в Нижнем Новгороде царского посла Василия Папина. Однако Папин уже уехал. Тогда Никитин присоединился к возвращавшемуся на родину шемаханскому послу, благополучно проплыл всю Волгу, но под Астраханью на него напали татары, ограбили русских до нитки, но отпустили на волю. Одно судно вскоре было разбито штормом, и русские путешественники попали в плен к горцам – кайтанам. Никитину, бывшему на другом судне, посчастливилось. Он добрался до Дербента, где застал московского посла Папина, стараниями которого пленники были освобождены и даже представлены Ширван — шаху. Однако шах отказался помочь русским вернуться на родину. Несчастным пришлось каждому на свой страх и риск пробираться к Руси. А. Н. Никитин решил все же двигаться на Восток и попытаться наверстать потерянное. По его собственным словам, он «пошел к Дербенту, из Дербента к Баке, где горит огонь неугасимый, а потом за море». Путешествие через персидские земли от южных берегов Каспийского моря до берегов Персидского залива продолжалось более года. Из Персии Никитин направился в Индию. Странствования по Индии заняли три года: с апреля 1469 до марта 1472 г. Никитин отправился из Персии 23 апреля 1469 г. и в начале мая подошел к берегу Индийского океана. Через шесть недель пути он добрался к первому индийскому городу — Чювилю. «Здесь земля Индийская, заносит Никитин в свой дневник. Люди ходят нагие, не покрывая ни головы, ни грудей, босые, заплетая свои косы в одну вервь. У князя есть покрывало на голове и бедрах, у княгини, и бояр фата на плече и на бедрах, а дети до семи лет остаются совершенно голыми. И все черны. Куда я не пойду, всюду за мной толпа людей, и дивятся белому человеку». Продолжая свое путешествие, Никитин не забывал торгового дела и, по-видимому, умел и здесь извлекать из него выгоду. Из Чюнейра, где он чуть не лишился жизни за отказ переменить веру, Никитин отправился в Великий Бедерь, где оставался несколько месяцев. В течение следующего года он продолжал свое путешествие по Индии. Вместе с индийскими паломниками он посетил г. Парват, где построен большой храм Будды, «каменный, величиной с половину Твери… Главное изваяние Буты (Будды) Твери… очень велико, из камня; одежды на нем нет никакой, кроме ширинки у живота… Тут и Бутовы жены и дети. Перед Бутом стоит большой вол из черного камня, весь позолоченный; во время службы его целуют в копыто и осыпают его и Бута цветами…». Вообще рассказ Никитина об индусских религиозных обычаях отличается большой точностью. Из животных Индии внимание Никитина привлекли буйволы, верблюды, слоны и обезьяны. «Мамоны, — отмечает Никитин в своих записках, — обезьяны, живут в горах, по скалам и по лесам. У них есть и свой «князь обезьянский»; детей у них родится много; если какие родятся ни в отца, ни в мать, то они мечут их по дорогам, а индейцы хватают их и учат всякому рукоделью, пляске, или продают». Поразили Никитина также змеи «в две сажени длиной» на улицах Бедеря и таинственная птица «Чукук», летающая ночью и изрыгающая огонь на тех, кто пытается ее убить. Из растений Никитин описывает пальмы и «великие» (по-видимому, кокосовые) орехи. Подробно описаны Никитиным индийские порты. Описание — это особенно важно, так как дает ясную картину торговли и мореплавания того времени. В начале 1472 г. Никитин прибыл в г. Дабыль, откуда решил ехать на родину. Он договорился с хозяином судна и уплатил за проезд от Дабыля до Ормуза два золотых. Но и здесь Никитину не повезло. Ветры отнесли корабль в сторону и после месячного плавания он пристал к берегу у Эфиопских гор, где экипаж подвергся нападению туземцев. Через пять дней судно смогло продолжать путь, а в начале марта А. Н. Никитин высадился в Мошкате, откуда добрался до Ормуза. Так закончилось знаменитое путешествие по Индии первого русского и европейца, посетившего эту страну. Прожив некоторое время в Ормузе и Тавризе, Никитин прибыл в Трапезунд, где подвергся обыску, причем у него «все что мелочь добренькая, они выграбили все». С большим трудом, вследствие частых бурь на Черном море, Никитин доплыл до Балаклавы, а оттуда через Крым и Литву он поехал на, Русь. Но увидеть родную Тверь ему так и не привелось. По дороге в Смоленске, он простудился и умер. Через 25 лет после Никитина Индию посетил Васко да Гама, долгое время считавшийся первым европейцем, ступившим на берега Индостана. Памятник Афанасию Никитину.Памятник Афанасию Никитину расположен на левом берегу Волги между Новым и Старым мостом на одноименной набережной и является настоящим украшением города. Авторы композиции — скульптор Орлов и архитектор Захаров. Памятник установлен в 1955 году. Четырехметровая бронзовая статуя расположена на гранитном постаменте. Символ дальнего морского путешествия — ладья, а выдвинутая к Волге смотровая площадка напоминает палубу. Портреты Афанасия Никитина не сохранились, поэтому на памятнике изображен образ купца с особенностями русского народа. Историческое значение путешествия Афанасия Никитина.Первые историки, изучавшие его записи, видели в Афанасии смелого исследователя и патриота. Однако, глядя на путешествие с коммерческой точки зрения, историк Джанет Мартин приходит к выводу, что, хотя Афанасий действительно путешествовал дальше, чем другие русские путешественники его эпохи, и посещал места, которые они не посещали. Его путешествие в Иран проходило по хорошо развитому торговому маршруту с длительными остановками в городах, известных своими базарами. Афанасий указывает, что его решение продолжить путь в Индию, было основано на информации от мусульманских купцов, которых он встретил в Иране. Его заметки об Индии, рынке, незнакомом российским купцам, содержат наиболее подробную информацию о товарах и рынках, а также советы по поиску убежища и предупреждения о высоких таможенных сборах. Эта информация была очень ценной для торговцев, рассматривающих такое предприятие.
Образование и Православие / Источник - https://siriuss... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1806 |