|
||||||||||||||
Валаам: обитель с лазурными куполамиРоссийские и белорусские журналисты недавно посетили Валаамскую обитель. Здесь они познакомились с историей Валаама, особенностями монашеской и хозяйственной жизни островитян. Об их впечатлениях от этой поездки вы можете прочитать в этой статье. Ладожское озеро здорово отличается от Онежского. Когда днем раньше мы шли онежскими водами на остров Кижи, казалось, что очутились в каком-то большом водоеме средней полосы. Поросшие зеленью берега мало чем отличались от какого-нибудь Пироговского водохранилища, разве что водного пространства побольше. Ладога совсем другая. Стоило отойти от Сортавала, за бортом показались каменистые берега и островки, волны от подводных крыльев били о скалы, за которые непостижимым образом цеплялись маленькие сосны и березы. Чувствовалось, что эти вода и земля стелятся в сторону Полярного круга, и от этого поездка приобретала какой-то новый смысл. Корабль вез нас на Валаамский архипелаг в знаменитый на весь мир монастырь, сюда каждый год приезжают десятки тысяч православных паломников и туристов. Духовная памятьПоездка российских и белорусских журналистов на Валаам стала возможной благодаря пресс-туру, организованному Постоянным Комитетом Союзного государства. В ближайшие дни его участникам предстоит освещать встречи Государственного секретаря Союзного государства Григория Рапоты с руководством и бизнес-сообществом Республики Карелия. А пока образовалось свободное время, есть шанс увидеть святыни, ставшие фундаментом нашей общей истории. В монастырской бухте, где мы причаливаем через час пути, нас встречают две часовни. Именно отсюда начинается путь паломников на гору, к главному храму обители - Спасо-Преображенскому собору. На острове много холмистых дорог, поэтому многие жители острова предпочитают передвигаться на двух колесах. Но вот мы идем по парадной гранитной лестнице наверх, к Святым вратам монастыря. Уже на последних ступенях открываются купола. Они не золотые, а окрашены цветом морской лазури. Такова, по словам экскурсовода Ольги Сидоровой, русская православная традиция. - Храмы с позолоченными куполами строили в основном купцы и бояре, - говорит Ольга Сидорова. - В этом есть что-то по-азиатски красивое. Да - дорого, да - богато. Но монастыри, особенно расположенные на островах, золотом купола не покрывали. Это крестьянские обители, простота и скромность - их образ жизни. Обитель первоначально представляла собой пустыннический монастырь. Мощи его основателей, преподобных Сергия и Германа, находятся в нижнем храме Собора. О них практически ничего не известно, только то, что пришли они «из восточных стран» и основали обитель. В средние века Валаамское братство постепенно возрастало, монахи очень много трудились, занимались переписыванием Святых Писаний, слава их распространилась далеко за пределами карельских земель. Обитель дала миру целую плеяду русских святых – это преподобные Савватий Соловецкий, Адриан Ондрусовский, Александр Свирский и другие. В конце XVI века Россия потеряла эти земли. Валаамская обитель была полностью уничтожена. Церкви были сожжены, часть братии погибла – посечена мечом. Другая часть братьев ушла отсюда. Им удалось забрать колокола, иконы, книги. На 100 с лишним лет эти земли опустели. - Когда мы говорим о современной истории монастыря, мы имеем в виду то, что произошло после начала XVIII века, - говорит Ольга Сидорова. – В петровские времена началось восстановление Валаамского монастыря. Да, тот монастырь, что был в средние века, мы потеряли. Но осталась духовная память, молитвенная память. Главная святыня покоится здесь, под собором. Это мощи преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, которые являются бесценной драгоценностью обители. Храм на острове снова появился в 1715 году. Кроме того, были построены первые каменные кельи, возродилось хозяйство. Монастырь стоит на 52 каменных островах Валаамского архипелага. Здесь добывались мрамор, гранит, многое из того, что составляет богатство Валаамской обители. Однако, по словам Ольги Сидоровой, чтобы почувствовать ее внутренний пульс, нужно здесь пожить и поработать. Не рыболовство, так рыбоводствоПослушание человека, отвечающего за хозяйство Валаамского монастыря, называется «эконом». Монах Ефрем (Мухин) стал экономом больше 20 лет назад. А на Валаам он попал 27 лет назад, в 24 года. «Сразу почувствовал благодать этого места и решил остаться здесь навсегда», - объясняет он. - За прошедшие годы ни разу не усомнился в этом решении». Отец Ефрем подробно объясняет нам принципы хозяйствования в монастыре: - Главный вид деятельности - сельское хозяйство. Мы находимся в такой климатической зоне, где наиболее экономически выгодная деятельность - разведение молочного стада крупного рогатого скота. Какое-то время у нас была проблема с переработкой молока. Но в 2014 году, благодаря помощи благодетелей, мы смогли создать полный цикл - от молока до твердых сыров. Сыры мы выпускаем по итальянской технологии. И это дает нам возможность сделать нашу ферму рентабельной. По словам отца Ефрема, на один килограмм сыра необходимо приблизительно 10 литров молока. Чтобы получить твердый сыр, нужно минимум год. А чтобы получить хороший – 2-3 года. В прошлых веках монахи активно занимались рыболовством. Мы спросили отца Ефрема, рыбачат ли нынешние. Оказалось, да, рыбачат. Однако большую часть рыбы монастырь получает (и реализует) не от рыболовства, а от рыбоводства. - В Ладоге стало меньше рыбы, вылов стал сложнее, - объясняет эконом. – А выращивание своей форели позволяет не зависеть от времени года. Брать ее можно, когда есть нужда. Настоящий переломСпасо-Преображенский собор опоясан двумя «каре» зданий – внутренним и внешним. Во внутреннем живут братия и трудники, а во внешнем расположены мастерские и комнаты для работающих в монастыре мирян. Впрочем, насельники живут не только в главном здании. В Валаамской обители действует 13 скитов. Скит - это, скажем так «филиал» монастыря, мини-монастырь, в котором устав и условия жизни гораздо строже. В некоторых скитах ни о каких туристах и посетителях, и речи не может быть, несколько монахов занимаются в тишине ежедневным трудом и молитвой. Еще более жесткая форма отрешения от мира – пустынничество. Получивший благословение Игумена на такую форму жительства монах живет абсолютно один. - По благословению отпуск можно провести на любом скиту, в том числе уединенном, и таким образом попробовать так называемое пустынническое житие, - рассказывает иеродиакон Герман (Мурог). – Спустя пару дней, когда ты вроде отдохнул от суеты, перед тобой неизбежно встают жизненноважные вопросы. Кто ты, зачем пришел в монастырь, как можешь послужить Богу? Здесь все зависит от тебя - распорядок, молитвы, послушание. Это настоящий перелом в духовной жизни и очень ценный монашеский опыт. Миссия выполнимаПо словам эконома отца Ефрема, в обители постоянно живет и работает порядка тысячи человек. Из них 170-190 – насельники, включая священнослужителей, монахов, иноков и послушников; также на Валааме живут трудники и сотрудники монастыря. Однако летом, когда к пристаням один за одним причаливают «Метеоры» и круизные корабли, одновременно на острове может находиться около 4 тысяч человек. Всего же за сезон обитель посещают от 100 до 120 тысяч гостей, правда в этом году эта цифра будет значительно меньше. - Часто ли приезжают паломники из Беларуси? – спрашиваем отца Ефрема. - Очень часто, - отвечает тот. - Беларусь ведь - православная страна, а наш монастырь - общемировая святыня. К нам приезжают и из Беларуси, и из Молдовы, и из Греции, и из других стран. - А как вы относитесь к такому наплыву людей? Не мешает ли это монашеской жизни? - Я отношусь положительно. Это хорошо сказывается на экономической части. Но, конечно, не это главное. Одна из функций монастыря - это миссионерская деятельность, поэтому если турист в следующий раз возвращается на Валаам в качестве паломника, для нас это большая радость, значит мы не зря прожили этот год. Такие истории бывают очень часто. Люди приезжают далекими от веры, а уезжают с верой глубоко в сердце. В них что-то меняется, здешняя благодать очень сильно воздействует. Он может стать послушником, трудником, даже монахом. Нас такие случаи очень радуют. Послушание в IT-форматеВ монастыре есть свой Информационный отдел, в нем трудятся братья и трудники, которые поддерживают работу интернет-сайта и страниц монастыря в соцсетях, создают медиаконтент и занимаются программированием. Благодаря им появилось специальное мобильное приложение «Валаам», в котором можно совершить виртуальное путешествие по обители, воспользоваться молитвословом и православным календарем, а также подать записку о здравии и об упокоении. По материалам Информационно-аналитического портала Союзного государства https://soyuz.by/ Фото: Михаил ФРОЛОВ
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 695 |