В своей книге «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман собрал результаты исследований интеллекта, проведенных в течение нескольких десятилетий, и пришел к выводу, что мы в целом склонны недооценивать важность социальных и эмоциональных навыков[1]. Если иметь в виду длительную перспективу, то для нее существуют параметры оценки гораздо более эффективные, чем IQ (коэффициент интеллектуального развития).
Как полагает Джейн Хили, «то, что эта книга Гоулмана выстрелила, возглавила список бестселлеров и долгое время продолжала оставаться на первых позициях, свидетельствует: Гоулман затронул болезненную струну сегодняшнего общества, перенасыщенного информацией»[2].
Гоулман выражает тревогу по поводу драматического снижения за последние два десятилетия «эмоциональной компетентности», названного исследователями «болезнью эмоционального дефицита». В Соединенных Штатах, где проведено более всего исследований, дети демонстрировали уровень снижения эмоциональных навыков по более чем 40 индикаторам эмоционального и социального благополучия (за период с середины 1970-х до конца 1980-х годов). Подобные открытия вызывают тревогу, если учесть, что, как утверждает Гоулман, IQ только на 20% способствует финансовому и личному успеху человека, остальные же 80% сильно зависят от его социоэмоциональных навыков.
Пирожное
Удивительный пример приведен в книге Гоулмана, он взят из длительного исследования, в котором группу детей оценивали сначала в дошкольном возрасте, а затем спустя 14 лет.
На первом этапе дошкольникам было предложено пирожное и сказано, что если они на 15–20 минут воздержатся от того, чтобы его съесть, тогда получат еще одно пирожное. Спустя 14 лет этих детей снова обследовали, и был зафиксирован следующий примечательный факт: кто в младенчестве проявил самоконтроль и смог воздержаться от незамедлительного удовлетворения аппетита, те оказались теперь более стабильными эмоционально, к ним лучше относились учителя, их любили друзья, они продемонстрировали гораздо более успешные результаты на национальных тестах по сравнению с теми детьми, которые 14 лет назад тотчас же съели пирожное[3].
Это и многие другие исследования с очевидностью демонстрируют, что помимо коэффициента интеллектуальности существуют факторы, связанные с действенными умственными навыками.
Какова причина утраты этих навыков, которая в последние годы наблюдается во всем мире? Даниэль Гоулман в одном из интервью без обиняков четко называет ее:
«Дети всё больше проводят время, прильнув к телевизору или компьютеру, отгородившись от других детей и взрослых. А большинство эмоциональных навыков, о которых мы упоминали, приобретается не в одиночку, а во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. По этой причине меня беспокоит тот акцент, который делают на компьютерах, какую бы великую пользу они ни приносили нам. Чем больше времени проводишь перед компьютером и телевизором, тем меньше – с другими людьми»[4].
С компьютером ты – один, а эмоциональные навыки не приобретается в одиночку
Многие работодатели во всем мире, нанимающие людей по специальностям технического и финансового профиля, уже несколько лет назад стали проявлять к «социальному и эмоциональному интеллекту» потенциальных работников даже больший интерес, чем к навыкам по специальности. Например, еще с 1997 года исследование, проведенное в Швейцарии, показывает, что большие фирмы (инженерные, банковские) хотели нанять людей со следующими качествами: самообладание, инициатива, способность концентрироваться, навыки общения, креативность, способность работать в команде, гибкость, честность, получение удовольствия от работы с людьми – это в точности те навыки, которые находятся сегодня в упадке. В списке качеств, требуемых работодателями, оценки, полученные в школе, упоминались в конце, при этом опыт работы на компьютере даже не появился![5]
Джейн Хили констатирует: «многие из сегодняшних детей думают больше о компьютере, чем о себе и своих ценностях». Та же исследовательница задается вопросом:
«Как же много вреда наносит компьютер нашему социальному, эмоциональному и личностному развитию, включая такие важные жизненные привычки, как мотивация, внимание и память! Как же помочь нашим детям развить свои дарования и качества, ценности, способность к интроспекции, заботе о других, развить свои спонтанные игровые навыки и личностное удовлетворение?»[6].
Развитие мозга и использование компьютера
В нашем всё более технологизируемом мире мы являемся свидетелями беспрецедентного роста таких проблем, как синдром дефицита внимания, антиобщественное поведение, слабая мотивация, депрессия и неэффективные трудовые навыки. Всё это берет начало в эмоциональных центрах мозга и закладывается в детском возрасте.
Однако важнейшие нейронные пути, регулирующие это поведение, невозможно развивать, когда мы оставляем ребенка один на один с компьютером, – для этого необходимо частое и душевное взаимодействие с людьми, развитие навыков ответственного мышления, а также физические упражнения. К примеру, как утверждают многие неврологи, нейронные цепи, регулирующие агрессивное поведение, очень гибки в детском возрасте, и чрезмерные занятия жестокими играми на компьютере в сочетании с недостаточной сердечностью, поступающей от других людей, могут негативно повлиять на детей, и те могут, когда подрастут, стать преступниками[7].
Одним из важных аспектов развития мозга ребенка является интеграция способов функционирования различных систем мозга – например: взгляд на лист с музыкальными нотами, перевод нот на бумаге в ноты на клавиатуре музыкального инструмента, а также добавление нейромоторной программы для того, чтобы позволить пальцам сыграть эти ноты, – и всё это во время прослушивания мелодии. Эта мозговая интеграция развивается постепенно, в ходе длительной практики, по мере того как человек, начинающий обучаться (в любом возрасте), активно организует сырой материал в новую форму: глину – в фигурки, коробки – в скворечники, идеи – в предложения, впечатления – в жизненную философию.
«Усилят ли новые технологии данный процесс или ослабят его? – задается вопросом д-р Хили. – Компьютер слишком многое делает сам для этой интеграции (например, комбинирование изображений, звуков, движений), так что ребенок на компьютере только экспериментирует вместо того, чтобы координировать всё самому, и таким образом в его деятельности исключается активный процесс, который может оказаться незаменимым»[8].
Компьютер многое делает сам, и ребенок на компьютере только экспериментирует, вместо того чтобы координировать самому все процессы
Та же исследовательница замечает:
«Стратегическое знание – вот что отличает учащихся, демонстрирующих наилучшие результаты, и взрослых, добившихся успеха в профессиональной сфере. А те молодые люди, вместо которых кто-то другой – будь то человек или компьютер – совершил процессы обдумывания и практического решения проблем, проявляют тенденцию к обладанию слабыми стратегическими познаниями»[9].
Известный профессор Гарвардского университета Говард Гарднер говорил: если мы действительно хотим, чтобы наши дети научились быть творческими, нам следует делать акцент на тех занятиях, которые стимулируют находчивость и изобретательность и проводятся вместе с родителями и учителями.
Будет ли ребенок проводить слишком много времени перед компьютером – решать, в конечном счете, родителям. Только вот «родитель, считающий, будто компьютер может заменить родителя, просто безумец!» – говорил этот ученый, сам являющийся отцом четырех детей.
В заключение Джейн Хили делает следующий вывод:
«Если такие умения, как чтение и способность к глубокой рефлексии, будут утрачены одним поколением, они уже могут не быть восстановлены следующим поколением. Использование компьютера для улучшения своих способностей – это одно, но совсем другое – позволить им заменить нашу систему интеллектуальных ценностей»[10].
Андрей Драгулинеску
Перевел с румынского Родион Шишков
Православная семья (Familia Ortodoxa)
23 января 2020 г.
[1] См.: Гоулман Дэниел. Эмоциональный интеллект (Goleman Daniel. Emotional Intelligence. 1995).
[2] Хили Джейн. Растущий ум вашего ребенка: Развитие мозга и обучение от рождения до отрочества (Dr. Healy Jane. Your Child's Growing Mind: Brain Development and Learning From Birth to Adolescence. 2004). P. 174.
[3] См.: Гоулман Дэниел. Цит. соч. Р. 119–121.
[4] Гоулман Дэниел. Цит по: О’Нил Джон. Об эмоциональном интеллекте. Беседа с Дэниелом Гоулманом. Учебное пособие (Goleman Daniel, în: O’Neil John, On emotional intelligence. A conversation with Daniel Goleman. Educational Leadership. September 1996). P. 11.
[5] Халперн Сэмюэль. От школы к работе, работодатели и личные ценности (Halpern Samuel. School-to-work, employers and personal values. Education Week, 12 martie 1997. P. 52); цит. по: Джейн Хили. Цит. соч. P. 175.
[6] Хили Джейн. Цит. соч. P. 175.
[7] Ср.: Големан Даниэль. Раннее насилие оставляет след в мозге (Goleman Daniel. Early violence leaves its mark on the brain // New York Times. 3 October 1995. P. C10); цит. по: Хили Джейн. Цит. соч. P. 176.
[8] Хили Джейн. Цит. соч. P. 135–136.
[9] Там же. P. 140.
[10] Там же. P. 167.