|
||||||||||||||
«Не давайте мозгу ментального пространства»Марк Тигелаар с детства испытывал трудности с чтением и запоминанием из-за дислексии. Он начал изучать нейропсихологию, чтобы найти новые подходы к обучению, и обнаружил, что методы, способные облегчить участь дислексиков, помогают абсолютно всем. В книге «Как читать, запоминать и никогда не забывать» Марк Тигелаар рассказывает, как повысить эффективность памяти во время чтения и презентаций. По моему опыту, 95% людей сложно сосредоточиться. В большинстве
случаев нам мешают внутренние факторы — мысли, которые приходят сами по
себе, когда мы что-либо читаем или слушаем: «Мне нужно позвонить Джону,
мне нужно отправить электронное письмо, мне нужно купить продукты». Ваше
сознательное внимание может быть сосредоточено лишь на чем-то одном,
поэтому, если ваши мысли начинают блуждать, вы неизбежно упускаете
информацию, а это может привести к серьезным последствиям. Возможно, вам
знакома ситуация: вы едете на автомобиле по знакомому маршруту, ваши
мысли начинают куда-то убегать, и вдруг вы оказываетесь в месте
назначения и спрашиваете себя, кто вел машину предыдущие десять минут.
Тогда встает вопрос: как справляться с этими факторами? Как добиться того, чтобы прочитать страницу только один раз и легко воспроизвести прочитанное? Что можно сделать, чтобы перестать мысленно отключаться на собраниях и презентациях? Как абстрагироваться от помех в шумной атмосфере? Заполняйте пустоту. Что это значит? Принцип исходит из скорости, с которой наш мозг обрабатывает информацию: примерно от 800 до 1400 слов в минуту. За одну минуту в голове могут появиться до 1400 различных мыслей. Скорость чтения в среднем составляет около 200 слов в минуту. Иначе говоря, при чтении у нас еще остается много незадействованного ментального пространства, чтобы думать о другом. Возможно, вам знакомо: «Мне все еще нужно позвонить Мике, получил ли я письмо от Криса?» А на середине страницы вы понимаете, что понятия не имеете, что именно только что прочитали. Во время чтения или прослушивания в нашем мозге остается много места, поэтому мы начинаем думать о другом. Один из способов заполнения пустоты — запоминать информацию быстрее. Если вы читаете со скоростью 300, 400, 500 слов в минуту, свободного для других мыслей пространства остается меньше. В результате концентрация внимания увеличивается и уровень понимания повышается, что приводит к лучшему запоминанию. Конечно, нужно найти баланс. Если вы читаете слишком быстро, ваш мозг перестанет понимать содержание текста, а если слишком медленно — мысли будут блуждать. Какая скорость чтения правильная? Скорость чтения варьируется в зависимости от вида текста: вы можете читать и понимать детскую книгу гораздо быстрее, чем учебник по квантовой физике. На самом деле скорость чтения варьируется даже между главами. Поэтому довольно проблематично пытаться все время читать с одной скоростью. Ваша скорость чтения должна определяться ответом на вопрос: «Понимаю ли я, что читаю?» Если не понимаете — это тревожный знак. Тогда задайте себе следующий вопрос: «Это происходит, потому что я думаю о чем-то другом?» Если так, попробуйте читать немного быстрее. Стимулируйте работу мозга и заполняйте пустоту. Используйте ручку Как увеличить скорость чтения? Интересный вопрос, ответ на который может быть для вас неожиданным. Сканирование текста как можно быстрее лишено смысла — высока вероятность, что вы не поймете ничего из прочитанного. Секрет быстрого чтения без ущерба для понимания кроется в мелких движениях наших глаз. Когда мы читаем, взгляд возвращается к словам, которые мы уже прочитали и обработали. Автоматические движения глаз и сознательное перечитывание информации — не одно и то же. Последнее важно для улучшения понимания, а автоматические движения глаз не представляют ценности для понимания, анализа или запоминания информации. Если хотите читать быстрее без ущерба для понимания, важно, чтобы взгляд более эффективно перемещался по строчкам. Когда глаза движутся плавно, чтение более эффективно, чем при обычном движении. При плавном движении вы буквально начнете обрабатывать и запоминать текст в два раза быстрее, потому что не будете тратить время на возвращение к уже прочитанным словам. Остается вопрос, как убедиться в плавном движении глаз. Ответ кроется в небольшой части нашего мозга, которая называется «отслеживание движений глаз». Когда вы заходите в незнакомое помещение, взгляд бегает в разных направлениях, потому что вокруг много новой информации, которую нужно обработать, причем довольно хаотично. Если мы наблюдаем за движением, которое можем отследить, например, когда мимо нас проезжает машина, то взгляд следует за этим движением более плавно и строго. Это и есть «отслеживание движений глаз». То же касается и чтения. Если взгляд бегает по строчкам сам по себе, движения довольно хаотичны. Однако если есть то, за чем он мог бы следовать, например ручка или палец, двигающийся под строкой текста, взгляд плавно следует за ними и с меньшей вероятностью вернется к прочитанным словам. Важно перемещать ручку или палец по тексту с такой скоростью, чтобы вы понимали текст. Не торопитесь, иначе пострадает понимание. Если вы решитесь попробовать, то сразу поймете, что к этому нужно привыкнуть — поначалу вам будет некомфортно. Это нормально, я тоже через такое проходил. Взгляд движется быстрее ручки, вы начинаете обращать больше внимания на ручку, чем на текст (что приводит к плохому пониманию), и к концу строки взгляд уже убежал на следующую (и замедлился, следуя за ручкой). По моему опыту, 85% людей начинают именно так. Однако, правильно направляя взгляд и регулярно практикуясь, вы не только начнете быстрее читать, но и достигнете лучшего понимания прочитанного, большей концентрации и, самое важное, гораздо более высокого комфорта при чтении. Другими словами, поначалу ручка будет казаться помехой, но со временем чтение с ней станет проще и удобнее, чем без нее. Говорите быстрее Пока мы говорили только об обработке информации при чтении. То же относится к презентациям, семинарам, лекциям. Средняя скорость разговора — 125 слов в минуту. Если вы склонны отвлекаться, то на презентации это тоже случится. Слушая кого-то, вы будете думать о массе других вещей, просто потому что у вас есть на это время и ментальное пространство. Если, выступая с презентацией, вы заметите, что часть аудитории задремала, попробуйте говорить немного быстрее. У слушателей будет меньше времени думать о не относящихся к теме вещах, например покупках, и больше возможностей для концентрации внимания, более эффективной обработки получаемой информации. Так же можно поступать и в беседах с людьми. Конечно, верно и обратное: если вы начнете говорить слишком быстро, то потеряете аудиторию, слушатели не будут понимать информацию, которой вы делитесь. Машинальное рисование Еще один способ заполнить пустоту — делать что-то очень простое, что не требует сознательного внимания. Прекрасный пример — дудлинг, или машинальное рисование: когда нам становится скучно, мы рисуем различные картинки. Исследование в Университете Плимута показало: когда люди рисовали такие лишенные смысла изображения во время презентации, они на 29% лучше усваивали и воспроизводили содержание презентации. Объяснение тому довольно простое: машинальное рисование требует совсем немного мозговой активности, следовательно, в это время вы прекрасно можете слушать презентацию. Однако сам процесс рисования занимает столько ментального пространства, что блокирует блуждающие мысли. Так вы не даете помехам вам помешать.
Образование и Православие / Источник - https://ideanom... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 579 |