Опубликовано 04.01.2020 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Не те «небеса»


Предновогодье… Полки магазинов заполнили самые разнообразные изображения мышей и крыс, в офисах сотрудники обмениваются «мышиными сувенирами» (ну как же, символ наступающего года!), светские разговоры начинаются выяснениями «кто ты по японскому календарю?», а если надо продолжить беседу, идут в ход расспросы о том, кто человек по знаку зодиака, дальше – о гороскопах, особенностях характера и судьбы «по звездам». Что лежит в основе этого суетливого интереса к «небесным сферам», далеким и от Небесного Царства, и от астрономической науки? Почему порой люди, которые считают себя православными, на деле исповедуют некую «белую магию православного обряда» и верят в астрологию?
 
К сожалению, сегодня мы живем в такую эпоху, когда христианство не является господствующим мировоззрением в нашей стране. В отличие от дореволюционных времен, когда человек чуть ли не с самого рождения оказывался в православной среде, современные россияне зачастую либо не интересуются религией вообще, либо являются ярыми атеистами, либо придерживаются иных религиозных взглядов, а многие вообще увлекаются оккультизмом и другими псевдорелигиозными практиками. Именно поэтому, согласно множеству проведенных социологических опросов, количество не номинальных, по самоназванию только, а реальных православных христиан – людей, сознательно исповедующих свою веру – колеблется в нашей стране районе нескольких процентов. Именно такое число людей посещает, например, пасхальные богослужения в крупных российских городах.

Согласно статистике, приверженность разного рода суевериям, гаданиям, магии, предсказаниям будущего и т.д. прочно вошла в жизнь современного российского общества. «Так, согласно проведенному ВЦИОМ опросу, более половины респондентов (55%) считают возможным предсказывать будущее, тогда как только 38% не верят в такие прогнозы. В 1990 году на этот же вопрос утвердительно ответило всего 43% россиян, 21% – отрицательно, а 36% опрошенных не смогли дать определенного ответа. В приметы верит половина жителей России (50%), но женщины в два раза чаще (62%), чем мужчины (36%)». Статистика также утверждает, что довольно большой процент россиян доверяет астрологическим прогнозам, воспринимая астрологию как науку или как некую околонаучную дисциплину, позволяющую с помощью проведенных расчетов и измерений заглянуть в будущее. Как показывают опросы, «вера россиян в астрологические прогнозы осталась на уровне начала двухтысячных годов: 33% в 2000 году и 31% в 2015, среди женщин – 41%».

При этом стоит отметить, что в истории человечества подобное уже встречалось. Например, святитель Иоанн Златоуст в IV веке писал следующее: «…Я вижу, что многие после крещения живут небрежнее некрестившихся и даже не имеют никакого признака христианской жизни. Потому-то ни на торжище, ни в Церкви не скоро различишь, кто верующий и кто неверующий; разве только при совершении Таинств можешь увидеть, что одни бывают высылаемы, а другие остаются в храме. Между тем, следовало бы отличаться не по месту, а по нраву. Достоинства внешние обыкновенно познаются по внешним признакам, а наши достоинства надобно распознавать по душе. Верующий должен быть виден не только по дару, но и по новой жизни. Верующий должен быть светильником для мира и солью. А если ты самому себе не светишь, не предотвращаешь собственной гнилости, то по чему нам узнать тебя?.. А что всего печальнее, находясь в столь худом состоянии, мы и не помышляем о безобразии души своей, не имеем и понятия об ее гнусности. А того, что душа наша не только безобразна, но даже зверообразна, и стала сциллою или химерою, упоминаемыми в языческом баснословии, нимало не чувствуем».

В Русской Православной Церкви на проходивших в 90-х годах XX века Архиерейских Соборах и заседаниях Священного Синода неоднократно отмечался факт распространения в российском обществе астрологии как явления негативного, оказывающего разрушительное действие на жизнь современного человека. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви от 1994 года в своем определении, касающемся псевдохристианских сект, а также неоязыческих культов и прочих оккультных практик, напомнил, что «люди, разделяющие учения сект и движений, основой которых являются оккультизм, астрология… и прочие, отлучили себя от Православной Церкви».

Апостольские постановления определяют: «…Чтобы увидев солнце и луну, и звезды, прельстившись, ты не поклонился им и в ином месте, по путям народов не учитесь ходить, и от знамений небесных не страшитесь».

Впрочем, если, например, гадания, по картам или другие оккультные, магические практики имеют явно демонический характер, то астрология в виду своей псевдонаучной составляющей претендует на роль особой учености, пусть и не совсем традиционной. Что можно сказать по этому поводу, основываясь на Священном Писании и святоотеческих трудах?

В своей критике астрологии святые отцы часто обращаются как к ветхозаветным, так и к новозаветным текстам. Приведем лишь один из подобных примеров святоотеческой критики астрологии. Так, например, в Евангелии мы читаем о том, как после Преображения на горе Фавор к Спасителю подошел отец одержимого нечистой силой юноши с просьбой о помощи (Мф. 17.15). Причем одержимость бесноватого юноши имела одну характерную особенность: бес овладевал мальчиком в новолуние, так что тот падал на землю, скрежетал зубами, испускал пену, бросался в огонь и в воду с каждым новым появлением Луны. Почему же подобные вещи происходили именно в новолуние? Согласно толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, демон пытался скрыть свои действия таким образом, чтобы люди подумали, будто виной страданий юноши была Луна – сотворенное Богом небесное тело. Однако, исходя из дальнейшего хода событий, мы видим, что Господь при исцелении юноши запрещает мучить отрока не Луне, а демону, тем самым показывая, кто есть подлинный виновник человеческих мук и страданий. В этом смысле важно отметить тот факт, что и в наши дни нечистая сила старается использовать тот же самый прием: влиять на жизнь человека, соотнося события земной человеческой жизни с расположением небесных тел.

Впрочем, внимательный читатель книги Бытия может заметить, что светила были сотворены, в том числе, и для знамений. «…И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт. 1.14).

Что имеется в виду? Яркий пример подобных знамений произошел во время крестных мук Спасителя, когда «сделалась тьма по всей земле до часа девятого, и померкло солнце» (Лк. 23.44-45). В данном случае святоотеческие объяснения этого отрывка говорят нам о том, что поскольку на земле совершилось великое беззаконие, в результате которого люди убили Того, Кто пришел дать им свет вечной жизни, духовная тьма временно восторжествовала, в знак чего земля покрылась на три часа тьмой. На Кресте умер Христос – Источник вечного света, Солнце правды, и в знамение этого померкло видимое нами солнце.

Что же плохого в том, что жизнь некоторыми людьми связывается с фатальным предначертанием судьбы? На самом деле, подобные мнения явным образом принижают человеческое достоинство, лишая его свободы воли, возводя человека до уровня неразумных животных. Кроме этого, вера в судьбу, а следовательно, и в предопределенность всех наших поступков и дел, лишает человека необходимости в покаянии, т.к. как бы заранее оправдывает все человеческие грехи и пороки.

Христианство же показывает, что все, даже самые скорбные, события жизни не являются только результатом слепого случая или чьего-то злого умысла, а вписаны в Божий Промысл, то есть живую заботу Бога о человеке, главной целью Которого является наше спасение. И в этом смысле даже неожиданно происшедший несчастный случай есть не предначертание судьбы, а промыслительная забота Бога о людях.

Вячеслав КОННЫХ

В основе материала –
публикация сайта Новосибирской митрополии

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 580


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (7)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930