|
||||||||||||||
В музее Минской духовной семинарии собрано множество уникальных экспонатовВ музее Минской духовной семинарии можно узнать много интересных фактов из почти 500-летней истории Жировичского монастыря. «…Все грохотало и скрежетало, и потом вдруг воцарилась такая мертвая тишина, как будто в живых никого не осталось», — так российская императрица Мария Федоровна описывала драматичные события, произошедшие в октябре 1888 года. Тогда поезд, в котором ехала семья Александра III с детьми и многочисленными родственниками, потерпел крушение по дороге из Крыма в Санкт-Петербург. Непостижимым образом все члены царственной семьи выбрались из-под обломков живыми и невредимыми. Это происшествие, как и многие значимые исторические события, не прошло незаметно и для жировичской обители. Тогда, в год крушения, сюда была направлена икона святых Александра Невского и Марии Магдалины — небесных покровителей Александра III и его супруги. Этот образ сейчас находится в храме Святителя Николая Чудотворца Жировичского монастыря. В память о чудесном спасении августейших особ также была прислана лампада, и она все еще хранится здесь, в музее Минской духовной семинарии.
Евгений Жук, помимо экскурсионной работы, занимается исследованием богатой истории Жировичского монастыря. Экскурсию по залам музея проводит не совсем обычный экскурсовод. Евгений Жук — семинарист-третьекурсник. В свое время он окончил колледж по специальности «туризм и гостеприимство», поэтому с его поступлением на первый курс вопросов насчет того, кто из студентов может с достоинством нести послушание экскурсовода, у руководства учебного заведения не было. Само собой, Евгений получил своеобразный путеводитель по основным достопримечательностям экспозиции, которая была составлена еще его предшественниками. Будучи любителем истории и архивной работы, он смог дополнить стандартную дорожную карту собственными изысканиями, касающимися жизни и деятельности выдающихся людей, с именами которых связана история Жировичского монастыря и духовной семинарии. С особым трепетом Евгений знакомит с экспонатами первого зала: здесь собраны вещи, связанные с возникновением и разными этапами существования семинарии. Пожелтевшие листочки с рукописными учебными проповедями на латинском языке, толстенный нотный сборник духовных песнопений, который чья-то уверенная рука вывела пером еще в начале XIX века, разлинованные карандашом страницы классных журналов 1946 и 1947 годов с проставленными отметками, аттестат об окончании учебного заведения 1957 года. Мой проводник отмечает интересную деталь: несмотря на то что все рукописные книги прошлых веков выполнены невероятно красивыми каллиграфическими почерками, да и старославянский язык ему хорошо знаком, прочитать и понять то, что начертано в ветхих фолиантах, практически невозможно. За прошедшие столетия манера письма настолько изменилась, что узнать в витиеватой вязи очертания привычных букв крайне сложно. Музей в семинарии совсем молодой. Он был основан в 2014 году. Этим объясняется его главная особенность: исследователям еще предстоит глубоко проработать источники и обстоятельства появления большинства экспонатов. Например, настоящей загадкой для историков является чаша, которая, судя по надписи, принадлежала прусской принцессе Александрине. Почему загадка? Да потому что венценосная особа особой любовью к путешествиям не отличалась и на территории современной Беларуси никогда не бывала. Для кого именно в провинциальных Жировичах мог предназначаться такой неординарный подарок и какими путями он добирался сюда из Берлина, неизвестно.
В коллекции музея немало экспонатов, подробную историю и истинную значимость которых еще предстоит исследовать. — Коллекция иконописи в музее также со своей изюминкой, — интригует Евгений Жук. — Здесь можно увидеть оригинальные примеры образов, написанных в белорусской народной манере. Созданы они в XVII — XVIII веках богомазами из простонародья без соблюдения правил и канонов. Фактически такой художник брал сюжет из Библии и просто, как мог, рисовал его на доске, иногда пробуя подражать виденным ранее, в том числе и каноническим, изображениям. А что делать? Не хватало в то время профессиональных иконописцев. Так что многие церкви несколько столетий назад использовали в оформлении именно такое кустарное творчество. Раньше оно воспринималось положительно, но сейчас мы пришли к пониманию того, что икона должна говорить с человеком на языке символов, а не просто зеркально отражать действительность. Поэтому сейчас в церкви существуют строгие каноны. Евгений признается: самый любимый зал в музее семинарии для него — зал старопечатной книги. Здесь есть даже «Апостол» — уникальное издание, отпечатанное во Львове лично легендарным Иваном Федоровым. Оно раскрыто на предисловии к Деяниям святых апостолов: «Первое слово я уже написал…». До наших дней книга дошла обожженной. В прошлое время огонь уносил много духовных и культурных ценностей, пожары не были редкостью, но, по счастью, ценный фолиант сохранился в хорошем состоянии. — Эта книга, как и многие другие здесь и в библиотеке семинарии, у нас появилась благодаря стараниям митрополита Филарета, — считает необходимым добавить экскурсовод. Не менее уникальна и коллекция антиминсов. Это небольшой четырехугольный тканевый плат, в который зашивались мощи святых и который выполняет роль своеобразного разрешительного документа, дающего право на совершение литургии в храме. Наверное, поэтому положено, чтобы на нем была подпись священнодействовавшего епископа. Благодаря этому правилу можно убедиться в том, что некоторые из этих предметов использовались по веку и более. Например, попался на глаза шелковый антиминс с первым автографом, датированным 1878 годом, и последним от 1 апреля 1996 года. Заключительный аккорд экскурсии является таковым в самом прямом значении. Среди экспонатов в духовной семинарии находится действующая фисгармония 1914 года выпуска. Евгений садится за инструмент и пробегается пальцами по клавишам, при этом нажимая ногами на педали так, будто едет на велосипеде — нагнетает воздух в меха. Инструмент издает звук, похожий на звучание органа. СПРАВКА «СБ» Церковно-археологический музей Минской духовной семинарии был открыт в 2014 году по инициативе ректора — архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия. Реализация данной инициативы была поручена проректору по научно-богословской работе Александру Слесареву. На протяжении всего периода деятельности музея ректор проявляет личный интерес к вопросам его развития, оказывает всемерное содействие в расширении и пополнении экспозиции. В настоящее время в музее действует пять экспозиционных залов, посвященных истории Жировичского монастыря, Минской духовной семинарии, духовного образования и просвещения на белорусских землях, церковного искусства, церковной книжности. Катерина ЧАРОВСКАЯ
Образование и Православие / Источник - https://www.sb.... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 601 |