Опубликовано 24.03.2019 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Об Архиепископе Пимене, вере в Бога, музыке и страдании


Об Архиепископе Пимене, вере в Бога, музыке и страдании. Интервью Мстислава Леопольдовича Ростроповича газете "Православная вера.


 
Источник: газета  "Православная вера”

Недавно в нашем городе с частным визитом побывал Мстислав Леопольдович Ростропович. Он приехал в Саратов по приглашению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина, чтобы почтить память своего друга, Архиепископа Пимена. 7 декабря известный музыкант молился за панихидой в Свято-Троицком соборе Саратова, посетил Архиерейский дом на Первомайской, 27, где Архиепископ Пимен в своей домовой церкви венчал Мстислава Леопольдовича и Галину Павловну Вишневскую. График гостя был очень напряженным, в него входил и мастер-класс для студентов Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, и осмотр экспозиции Радищевского музея, и экскурсия по городу… Но Мстислав Леопольдович специально выбрал время, чтобы дать эксклюзивное интервью газете "Православная вера”, которое мы сегодня предлагаем вниманию читателей.

Разговор с Маэстро начался с того, что ему были торжественно подарены несколько номеров нашей газеты — для знакомства. На первой полосе одного из них Мстислав Леопольдович увидел фотографию храма Христа Спасителя в Москве. И первый начал беседу.

— Это храм Христа Спасителя (держит газету в руке, указывает на фото), как я рад… На памятной мраморной доске, где указаны все принимавшие участие в его строительстве, есть и мое имя — первое в списке. Для того, чтобы помочь выстроить храм, я три концерта дал бесплатно. Весь гонорар, все собранные деньги отдал на его восстановление. Так что я счастлив, что вижу его сейчас, в вашей газете… Обязательно почитаю ее на досуге.

— Мстислав Леопольдович, скажите, пожалуйста, на Вас, как на музыканта, каким образом повлияла дружба с Архиепископом Пименом?

— Как повлияла? Вы знаете, в моей жизни очень многие люди сыграли очень большую роль. В том числе и те, кто был гениален в своей профессии, в своем служении. Для меня большая честь, большое счастье, милость Божия — общение с ними. И я считаю, что Владыка Пимен, безусловно, из числа этих людей. Но при этом он из тех, кто особенно сильно, особенно заметно повлиял на мою жизнь, на мой характер. С самого первого момента нашего знакомства.

Знаете, что интересно? Я ведь очень много людей вижу рядом с собой, по всему миру разъезжаю. И иногда кто-нибудь, например, звонит по телефону. Спрашивает меня: "Слава? Ты?”. Отвечаю: "Да, Слава. А это кто?”.— "Это Коля. Помнишь меня?”. А я и не знаю, из какой страны человек позвонил, и самого человека не помню. Но говорю: "Да, конечно помню”. Ну, как не помнить? (смеется). Огромное количество людей мелькает в моей жизни. Но лишь некоторые со мной остаются. Вот Владыка Пимен — из тех, кто остался в моей жизни. С того момента, как я его увидел, а это было в Троице-Сергиевой Лавре, он вошел в мою душу, в мое сердце. И сейчас его нет уже в этом мире, нет рядом, но в моем сердце он всегда.

— Мстислав Леопольдович, а не могли бы Вы рассказать о подробностях знакомства с Владыкой? Как и где вы с ним познакомились?

— Познакомились мы в Лавре, он был там наместником, вы знаете… В каком году — уже не помню. Думаю, где-то в конце 50-х годов.

Началось все с того, что ко мне в Москву приехал погостить Бенджамен Бриттен. Это один из самых великих композиторов прошлого, XX, века. Мы с ним очень дружили. А когда меня изгнали из Советского Союза, мы с ним еще больше сблизились…

И вот, он приехал ко мне в Москву. Я решил ему показать самую большую святыню России, сердце России и повез его в Троице-Сергиеву Лавру. Когда мы там все осмотрели, нам сказали, что меня и моего друга хочет видеть наместник. Мы зашли в его кабинет. И как только мы вошли, он вдруг достал откуда-то пластинку с музыкой Бенджамена Бриттена, протянул ее композитору и попросил дать автограф. Я просто обалдел! Это и было первое мгновение нашей дружбы…

После этого мы с ним много раз виделись в Москве… Я приезжал к нему… И потом, конечно, когда Владыку убрали из Лавры, то есть это он сам так считал, что — убрали. Просил никому не говорить об этом, но я все-таки скажу. Перед архиерейской хиротонией он произнес: "Ты знаешь, меня решили повысить для того, чтобы убрать отсюда. На слишком хорошую ногу я здесь поставил образование”. И переехал в Саратов. И тогда я с ним встречался. Он приезжал в Москву, я приезжал сюда. Дружба наша была очень сильна…

Когда через 17 лет изгнания, в 1990 году, с Вашингтонским симфоническим оркестром после гастролей в Японии я смог, наконец, по приглашению Горбачева вернуться в Москву, то среди встречавших нас в аэропорту людей я увидел знакомое лицо и бороду! Я был так счастлив! Потом поехал сразу на Новодевичье кладбище — почтить память тех, кто не дождался меня, кто умер, когда меня не было. Это Дмитрий Дмитриевич Шостакович, умерший в 1975, на следующий год после того, как меня выгнали, Давид Федорович Ойстрах, мой большой друг, с которым мы часто выступали, Святослав Трофимович Рихтер… Я приложился к их надгробиям, и поехал к себе. Первый вечер на родине я не очень хорошо уже помню, но не забыл — Владыка Пимен был рядом со мной.

— Владыка в своем дневнике, опубликованном в книге "Всегда с Богом”, написал, что однажды, вернувшись в Саратов из какой-то очередной поездки по епархии, он от сторожа узнал, что в гараже его кто-то ждет. Это были Вы. Сидели в гараже, держали в руках маленький магнитофон и дирижировали пальцами…

— Помню, помню, да… Учил какую-то партитуру (смеется)…

— И начались восклицания, вопросы… разговоры. Радость… А в целом, каким образом складывалось ваше общение с Владыкой?

— Во-первых, знаменательным событием стало наше с Галей, моей женой, венчание. Мы приехали в Саратов с ней, потому что очень хотели, чтобы наш брак был освящен Богом. И Владыка Пимен обвенчал нас в доме на Первомайской, в том самом, который я посетил.

Во-вторых, он крестил на моей даче в Жуковке моего крестника — внука академика Далижаля, автора, если можно так сказать, всех атомных котлов. У него было пять орденов Ленина…

Другими словами, Владыка был… участником религиозной стороны моей жизни… Влиял на меня как духовный наставник.

— Мстислав Леопольдович, хотя уже прошло много лет, не могли бы Вы вспомнить самые яркие моменты вашего общения с Владыкой? Самые запомнившиеся?

— Вы знаете, всегда, когда мы с ним встречались, это был радостный момент, незабываемый, яркий…

— Вы часто виделись?

— Нет. Довольно редко. Все-таки — редко (задумчиво)… В Москве, во время его визитов — чаще, конечно, чем здесь, когда я приезжал сюда до изгнания…

Вот вы спрашивали о ярких моментах нашего общения… Понимаете, я помню, что говорил мне Дмитрий Дмитриевич Шостакович в то время, когда я был его студентом, когда наши разговоры касались профессии. Воспоминания об учебе, о рабочем процессе — это одно, а то, что связано с дружбой — это совсем другое, я не могу вспомнить что-то конкретное… Потому что каждая встреча с Владыкой Пименом была для меня весьма и весьма важной.

— В годы изгнания вас с Владыкой связывала переписка. Или уже нет?

— Нет. Я ему, конечно, не писал. Потому что не хотел ему неприятностей… Я не писал никому из своих близких друзей. Врагам мог бы написать, но и им не писал… (смеется).

— Мстислав Леопольдович, я где-то слышала, что у музыкантов люди, события, книги, в общем, что-то знаковое ассоциируются с мелодией. А Владыка Пимен ассоциировался у Вас с какой-нибудь мелодией?

— Мелодия может ассоциироваться только с определенным моментом из жизни человека, его настроением. Один человек в себе имеет много томов мелодий. Прилепить какую-то одну к нему невозможно, всего человека нельзя охарактеризовать одной музыкальной темой. Когда Владыке было грустно — это одна мелодия, когда весело — другая. И все время — разные, разные. Ведь музыка отражает весь спектр человеческих настроений…

— Мстислав Леопольдович, как Вы совмещаете занятия музыкой и веру в Бога? Как Вы решили для себя проблему сочетания музыки и христианства?

— Я вам скажу одну страшную, может быть, вещь: музыка и христианство — это одно и то же. Да, одно и то же. Музыка — нематериальна. Музыка к человеку — приходит… И такой человек — гений. Его Господь создал для того, чтобы он страдал. А страдание делает человека красивым, сильным и невредимым для зла…

Каждого гения при жизни ругают. Только сейчас, в старости, стало для меня ясно — почему. Гения могут ругать, справедливо порой, потому что его не понимают. Это удел всех больших людей, им очень трудно жить и творить. Мы настолько ниже их по интеллекту, таланту, интуиции, что действительно их можем не понимать. А потом… Сейчас уже никто не ругает Бетховена, правда? И Моцарта, и Пикассо, и Дали… А ведь они тоже страдали от непонимания…

Мне посчастливилось быть рядом с Шостаковичем и Прокофьевым с самой юности. И они мне очень доверяли, сердцем чувствовали… Милость Господня — общение с ними… Никогда их не предавал, никогда…

До определенного момента карьера моя складывалась блестяще. В 18 лет я получил первую премию на Всесоюзном конкурсе. И было потом много первых, призовых мест на разных конкурсах… А когда в 1948 началась травля Дмитрия Дмитриевича и Сергея Сергеевича, все думали, что я приму сторону тех, кто ее начал. Тогда я уже два года занимался в классе у Шостаковича и не мог не то что поносить его, а… еще больше с ним и Прокофьевым сблизился. И был вместе с ними. И появилась в "Советской культуре” статья "В московской консерватории”. Целый абзац мне был посвящен (смеется): "Духом наплевизма на запрос широких масс трудящихся проникнута деятельность талантливого аспиранта московской консерватории Мстислава Ростроповича. На предложение ему, чтобы он полетел в Вену и дал концерт для нашей армии, он сказал, что не будет давать концерт, потому что наши солдаты ничего не понимают в музыке”. А я никогда этого приглашения не получал… После этого был митинг в Большом зале консерватории — против моих учителей. Там все говорили примерно следующее: "Наше правительство открыло нам уши! Теперь мы понимаем, что раньше ошибочно принимали Шостаковича и Прокофьева за индивидуальностей. Они антинародные композиторы, которых надо запретить”. Я тоже сидел в зале, и меня просили выступить. Я этого не сделал. И никогда в жизни, ни единым словом себе не изменил…

— Что связывает Вас с Саратовом, только знакомство с Владыкой?

— Здесь живет моя племянница. У нее и останавливался часто, когда приезжал к Владыке Пимену. Сейчас уже моя племянница — бабушка. Я для ее внучки — прапрадедушка (смеется). И сейчас я приехал сюда после очень большого перерыва…

— Сколько Вы не были в нашем городе?

— С момента возвращения в Россию. Вы знаете, а здесь еще живет мой старый друг еще со времен Владыки Пимена, протоиерей Лазарь Новокрещеных…

Я очень люблю Саратов, очень. С большим удовольствием вчера встретился с молодыми талантливыми ребятами в консерватории. У них — большой потенциал.

— Мстислав Леопольдович, во время изгнания, будучи заграницей, посещали ли Вы храмы, удавалось ли вам это?

— Конечно! Конечно! Я даже купил дом себе рядом с русским монастырем в Джорданвилле, под Нью-Йорком. Был очень близок к нему, любил там молиться. И помогал тоже. В этой обители была построена колокольня, так самый большой колокол для нее — мой подарок…

Дарил и колокола для православного храма в Вашингтоне — всего четыре. На каждом из них заказал выбить фамилии композиторов, которые умерли на чужбине. Это Гречанинов, Рахманинов, Стравинский, Шаляпин… Звонят сейчас эти колокола…

— Скажите, пожалуйста, чем отличается жизнь верующих русских за границей и верующих людей у нас в стране?

— Могу только сказать, что за границей у людей больше времени для того, чтобы отдаться религиозному чувству. Я не говорю об эмигрантах с католическим вероисповеданием… Русских там объединяет все-таки Православная Церковь. И часто знакомые друг другу русские встречаются не только в храме, но и приходят друг к другу в гости. Там Церковь имеет в жизни людей очень большое влияние, большое значение. Например, есть в Америке одна община русская… Там люди даже свой храм выстроили. Все живут в большом поместье, где есть много домов. Клан такой, не знаю, как правильно сказать…

А когда я начал работать в Америке в 70-х годах, стал как раз дирижером Вашингтонского симфонического оркестра, вокруг меня стали группироваться русские, с которыми я впоследствии очень подружился. Все священнослужители тамошних православных храмов стали моими большими друзьями…

Думаю, во всех случаях там, за рубежом, жизнь сама по себе для русских более… плавная, чем здесь, в России. Там они уверены в завтрашнем дне настолько, насколько может быть уверен христианин. А у нас в стране ведь мы все время боимся: я получаю зарплату, работаю вроде бы хорошо, но вот начальник на тебя вдруг разозлился и выгнал с работы… Ты потерял все. Понимаете? Такого в Америке или в какой-нибудь другой стране я не замечал…

— А можно ли сейчас определенно сказать — прихожанином какого храма Вы являетесь?

— У меня очень напряженный график, посещаю храмы только в тех городах, где это удается сделать. Только так… Но всегда со мной мой молитвенник и любимые иконы…

Однажды, в конце Великого поста, специально подстроил так, чтобы мой концерт в Чикаго состоялся до Пасхи. И на Пасху поехал в городок, который находится примерно за час-полтора от Чикаго. Здесь огромная церковь православная… В этом году Воскресение Христово встречал в Нью-Йорке, в церкви на 96-ой стрит. Был там вместе с сыном Игоря Сикорского, изобретателя первых самолетов "Илья Муромец”, "Русский витязь”… Знаете, я ведь и самого Игоря застал живым. Он был очень верующий человек…

— Расскажите…

— Когда мы с Игорем виделись, ему было уже очень много лет. Он жил в трех часах езды на автомобиле от Нью-Йорка. У него в самой большой комнате стояли самовары, а по всему дому были развешано огромное количество икон. Я его спросил: "Игорь, скажите мне, пожалуйста, зачем Вам столько икон? Вы верующий человек?”. Он ответил: "Я очень верующий человек — меня Господь спас”. И он мне рассказал такую историю.

Когда он должен был испытывать первый самолет, сделанный по его чертежам, было лето. Но на пути к взлетному полю вдруг из ниоткуда появилось дерево. С него по спирали падал желтый осенний лист. Игорь воспринял это как предупреждение и не полетел. А взлета первого самолета ждало около 4 тысяч человек. Затем изобретатель изменил хвостовой механизм, испытал самолет и благополучно приземлился.

Заграницей Игорь Сикорский открыл свою небольшую фабрику самолетов и однажды показал чертежи того самого, первого самолета, на котором не полетел, талантливым авиаинженерам. Они ответили, что взлететь тот самолет смог бы, а вот приземлиться — нет. С тех пор у Игоря в доме было много икон, он уверовал в Господа Бога, Который уберег его от смерти. Он мне лично рассказал эту историю.

— Дни памяти Архиепископа Пимена, которые открылись Вашим визитом, в Саратове проходят уже в третий раз. Как Вы думаете, для современного общества в массе своей, то есть не для церковной и не для светской интеллигенции, останется ли актуальным наследие Владыки, память о нем? Как, на Ваш взгляд, нужно ее, эту память, возрождать?

— Знаете, я считаю, что это обязанность тех, кто был рядом с Владыкой Пименом при его жизни на этом свете, тех, на кого его личность, его служение очень сильно повлияли. Пока мы живы, мы должны возрождать и поддерживать память о нем. При этом, я думаю, нельзя требовать от кого-то, от молодежи, например, непременно знать, кто такой Архиепископ Пимен и чем он прекрасен и знаменит. Мы можем только рассказывать об этом человеке, мы можем его большую любовь к людям передавать молодому поколению — через себя. Именно при помощи подобных Дней памяти. Это замечательная идея, очень благородное дело. И, я уверен, это-то и повлияет на все общество в целом и на молодежь, конечно.

Понимаете, сейчас молодое поколение находится в состоянии становления. У молодежи настолько изменилось существование на это планете, что диву даешься! Когда я был молод, мы все учили наизусть: стихотворения, цитаты, учили много, потому что это нас обогащало — внутренне. А современной молодежи это не нужно, потому что сейчас существуют компьютеры, Интернет. Они нажимают на кнопку и получают все, что хочешь. Мы же должны были самостоятельно искать ответы на все вопросы, а у них, у нынешних, все оптом…

Темп жизни у молодых людей очень изменился. Поэтому они не очень-то ходят на концерты серьезной, глубокой музыки. Она их отвлекает (смеется), у них телефоны все время звонят… Они даже в концертном зале их не выключают, хотя висит при входе предупреждение: "Выключайте мобильные телефоны”…

Именно им, молодым, мы и должны рассказывать о том, кто был Владыка Пимен, какой он был, как он помогал всем окружающим жить, обогащал духовно. Именно молодым мы должны рассказывать и показывать пример того, как люди, не имеющие денег, мобильных телефонов, комфорта в жизни, всегда благодарили Бога за все, что у них есть, и за то, чего у них не было и нет. Очень важно молодежи этому учиться, я думаю.

— А как Вы думаете, создание Историко-художественного музея Саратовской епархии будет востребовано молодым поколением?

— Ну, во-первых, я знаю, уверен, что музей должен быть. Да. Обязательно. Но понимаете, в чем дело… Это я отвечаю на Ваш вопрос… Будет или нет музей востребован молодым поколением… У каждого человека — своя жизнь. Я не могу отвечать за всю молодежь.

Представьте, заканчивает молодой человек консерваторию… И, допустим, он должен выучить при этом… пять сонат Бетховена. Думаю, что этот студент вообще никуда не пойдет и ничем не будет интересоваться. Он будет и ночь и день учить пять сонат. А потом Господь пошлет ему испытания в жизни. И пройдя через них, этот молодой человек обязательно придет… И в музей, и прежде всего, в Церковь. Все будет зависеть от того, как сложится судьба каждого представителя сегодняшнего молодого поколения.

— Мстислав Леопольдович, а каким бы Вы хотели видеть епархиальный музей? Понятно, что дом на Первомайской был таким же многогранным, как и личность Архиепископа Пимена…

— Конечно, здесь должна быть восстановлена домовая церковь, где нас с Галей Владыка венчал. Нужно, чтобы в этом доме собирались люди, чтобы дом не превратился в музей как мертвое хранилище никому не интересных старых вещей, чтобы он был нужен людям…

Обязательно там должна звучать музыка… И еще… Если у вас есть в записи какая-нибудь из проповедей Владыки, то, думаю, его голос там должен звучать как голос хозяина…

Наша справка

Мстислав Леопольдович Ростропович родился 27 марта 1927 года в городе Баку. Музыке стал учиться с четырех лет. Профессиональному становлению юного Мстислава помог Ленинградский академический Малый театр оперы и балета. Мальчик имел возможность общаться с его сотрудниками в городе Чкалов, куда семья известного виолончелиста Леопольда Ростроповича была эвакуирована в начале Великой Отечественной войны. Дирижер Б.И. Хайкин и композитор М.И. Чулаки давали Мстиславу уроки мастерства. Их одаренный ученик уже в 14 лет стал преподавать в местном музыкальном училище. В Чкалове им были созданы фортепианный концерт, поэма для виолончели, прелюдия для фортепиано. Мстислав стал участником концерта советских композиторов, состоявшегося в апреле 1942 году. Выступления следовали одно за другим. Юноша играл с оркестром Малого театра, исполнявшим "Вариацию на тему рококо” П.И. Чайковского. Известный музыкант Р. Глезер помогла ему организовать два концерта. М. Ростропович неоднократно выступал в госпиталях, в воинских частях, колхозах, райцентрах.

Мстислав Леопольдович окончил Московскую консерваторию, в 15 лет дебютировал как виолончелист и сразу был признан как музыкант с огромным талантом и большим творческим потенциалом. Выступал с концертами в СССР и во многих городах мира. Играл в ансамбле со С.Т. Рихтером, в трио с Э.Г. Гилельсом и Л.Б. Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой — певицей Г.П. Вишневской. Лауреат Сталинской и Ленинской премий. Удостоен звания народного артиста СССР. В 1974 году был выслан из СССР за диссидентскую деятельность. Жил в США, в 1977-1994 годах возглавлял Вашингтонский национальный симфонический оркестр.

В 1978 за правозащитную деятельность Ростропович и его жена были лишены гражданства СССР. В 1990 оно было восстановлено.

Мстислав Леопольдович Ростропович удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в различных странах мира, а также государственных наград 29 стран. Он рыцарь ордена Британской империи, Командор ордена Почетного легиона. Ростропович включен в число "40 бессмертных” членов Французской академии. Он обладатель награды Лиги Прав Человека 1974 года, американской Президентской Медали свободы и Знака Почета Центра Кеннеди 1992 года. Лауреат ряда международных конкурсов, Государственной премии Российской Федерации (1991, 1995).

Ростропович исполнил практически весь классический репертуар музыки для виолончели. Среди наиболее известных — произведения С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, И.С. Баха, Л.В. Бетховена, П.И. Чайковского. Яркий, образный исполнительский стиль Ростроповича сочетает эмоциональную приподнятость с интеллектуальностью, развитым чувством формы.

Маэстро известен также своей благотворительной деятельностью. Он — президент Благотворительного фонда, который оказывает помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации. С 2000 года фонд проводит в России крупнейшую программу со времени распада СССР по детской вакцинации. М.Л. Ростропович является также президентом фонда помощи одаренным студентам музыкальных учебных заведений.

В 2003 году Мстислав Ростропович стал первым русским и седьмым в мире музыкантом, кому был вручен приз Grammy "За экстраординарную карьеру музыканта, за жизнь в записях”.

Беседовала Наталья Волкова

Большую помощь в подготовке материала оказали
протоиерей Лазарь Новокрещеных,
священник Александр Мурылев,
Андрей Боровский,
Елена Гриценко

 

Игорь Иванович Сикорский.

 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1019


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (18)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930