|
||||||||||||||
Митрополит Псковский и Порховский Тихон: Нас ведет ГосподьМитрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов).
15 февраля 2019 года исполняется 25 лет возрождения монашеской жизни в Сретенском монастыре. Вдохновителем и организатором трудов по восстановлению обители, духовным воспитателем братии, семинаристов и прихожан был все эти годы владыка Тихон (Шевкунов), тогда архимандрит, а ныне митрополит Псковский и Порховский, – наместник монастыря в 1994–2018 годах. И сейчас владыка Тихон не оставляет нас своим молитвенным попечением, советами и помощью, за что мы ему признательны от всей души. Мы благодарим владыку за его служение и творческое горение, воодушевляющее и нас. К знаменательной дате мы сделали небольшую подборку высказываний владыки Тихона как некий наказ нам, те духовные ориентиры, по которым необходимо строить жизнь христианам сегодня. Церковь – самое главное творение Божие * Если мы зададим себе вопрос: «Какое из творений Божиих самое прекрасное, самое величественное, самое главное?» – то, наверное, многие из нас ответят, что это – человек. И будут неправы. Потому что самое главное, самое прекрасное и величественное творение Божие – это Его Церковь. Церковь – это мы с вами и продолжение Боговоплощения в истории человечества. «Каждый день – Литургия!» * Глубоко убежден: ни Церковь во всей своей полноте, ни какая-либо Поместная Церковь без монашества существовать не могут. * Когда мы начинали в Сретенском монастырскую жизнь, отец Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Каждый день – Литургия!» Каждый день. Я тогда был один. Мне такое благословение поначалу показалось даже перебором. Зачем каждый день-то? Народ не соберется, вполне можно два-три раза в неделю послужить, тем более надо постоянно бегать по разным хозяйственным вопросам и делам. Но ослушаться не посмел – и очень рад, что не дерзнул воспротивиться благословению батюшки. * Это очень важно для монастыря – ежедневное совершение Божественной Литургии. Для прихода, наверное, – многократно в неделю. Литургия – основа основ духовной жизни и общины, и священника. * Есть старинная русская поговорка: «Две самые тяжелые на свете вещи – выхаживать старых родителей и Богу молиться». Как говорил один подвижник: «Богу молиться – это кровь проливать». Труды и дни монастырские * Потребность в уединении, внутреннем и внешнем, есть у каждого монаха. Если бы с самого начала мне кто-нибудь сказал, что, убежав из столицы, придя в монастырь, я снова окажусь не просто в Москве, а в ее центре, я бы, наверное, ужаснулся. Думаю, точно так же все, кто мечтает о монашестве, даже не предполагают, где им придется оказаться со временем и какие нести послушания. Но Господь очень милосердно ведет нас Своими путями к тому, что нам необходимо исполнить. Жизнь священника, жизнь монаха – это постоянный труд * Жизнь священника – это постоянный труд. В монастыре каждый монах плотно занят с понедельника по субботу: постоянные службы плюс послушания, а зачастую таких послушаний по два-три. В субботу вечером всенощная. В воскресенье одна или две Литургии. Выходных не существует. * Для монастыря считаю правильным и полезным – в том числе, не побоюсь этого слова, и духовно полезным, – когда насельники в большой степени или полностью сами содержат свою обитель. * Хотя Сретенский монастырь и расположен в центре города и вокруг нас мало жилых домов, к нам на службы приезжают люди со всей Москвы, тянутся из Подмосковья. Мы, конечно, очень этому рады, но в то же время это и огромная ответственность. * Главная задача монастыря – помочь монаху оставить мир и все, что в мире, для служения Богу и людям во спасение своей души. Если монастырь Промыслом Божиим расположился в центре большого города и если Господь привел в него монаха, он не должен отказываться от духовнического и просветительского служения, если Церковь к таковому служению его призывает. * Современный монастырь в городе, в поселке обязан нести христианскую просветительскую миссию. И она тесно связана с тем путем личного спасения, который проходит здесь каждый насельник, – так же, как путь спасения священника, духовника неразрывно связан с теми людьми, которые к нему приходят: Се, аз и дети, яже ми даде Бог (Ис. 8: 18). Господь призывает нас строить Церковь Христову * К чему Господь призывает всех нас, собравшихся здесь для начала труда на Божией ниве, подготовке к служению Богу? Что делают в этом мире разные люди? – Ученые строят науку, строители строят здания, политики строят государство, врачи выстраивают здоровье людей. А к чему призваны мы с вами? – Только к одному: Господь призывает нас строить Церковь Христову. Никто другой в мире, кроме епископов, священников и диаконов, не поставлен Богом для этих дел. Приводить людей к Богу – дело для всех без исключения поколений христиан * Приводить людей к Богу – это дело на всю историю человечества, для всех без исключения поколений христиан. Говорить, свидетельствовать своей жизнью, благовествовать о Боге, Который является Отцом всех людей, воскресит каждого человека, уготовал для каждого Царствие Свое Бесконечное. Как говорить об этом? Это вопрос, который стоит перед каждым христианином. И каждый должен и жизнью своей, и словом на него ответить, потому что это – заповедь Христова. Это то, что Он заповедал всем нам перед Своим исшествием из мира. Священство – великое благословение Божие * Дай, Господь, чтобы предстоящее служение, предстоящая жизнь христианина и священника Бога Вышнего были бы для вас радостным осознанием, что все это – великое благословение Божие, что все это не что иное, как особый путь, путь Божественного познания, с которым никакое познание в мире не может сравниться. Дай, Господь, чтобы этот путь для вас был путем Жизни, путем в Царствие Небесное, которое предназначено Господом Богом для каждого идущего за Ним. * В деле предстоящего вам служения Церкви Божией все зависит только от каждого из вас. Сможете ли вы понять, что такое полное доверие Промыслу Божию? Сможете ли вы понять, что такое послушание, понять всю высоту его, понять, что такое самоотречение, что такое смирение? Если вы сможете стяжать это понимание, то охотник за человеческими душами – диавол – никогда не сумеет так коснуться нашего сердца, чтобы завладеть им. Диавол подойдет к каждому без исключения, но мы предупреждены об этом грядущем испытании. А посему, уповая на силу Божию, смело вступайте на этот прекрасный путь. И помните: немногих Господь призвал на служение Себе. И помня это, благодарите Бога. Повторю еще раз слова Евангелия: Он «призвал тех, кого хотел», апостолов и вас, их будущих преемников. Он шаг за шагом будет открывать вам красоту восхождения к Богу и разумение, как вести к этой Божественной высоте людей, которых Он вам вверит. Употреби свои силы на стяжание смирения. А Господь пошлет тебе любовь истинную и непреходящую * Один молодой человек, готовящийся стать священником, подошел ко мне и сказал, что хочет изо всех сил, всей своей душой подвизаться в стяжании любви к Богу и ближнему, все свои силы хочет положить именно на это. Он спросил, правильно ли он делает. Я ответил ему: «Лучше употреби свои силы на стяжание смирения. А Господь пошлет тебе любовь истинную и непреходящую, не подверженную никаким изменениям, за то, что ты посвятишь свои труды стяжанию смирения, узнаешь, что это такое». Найти волю Божию * У священника, у духовника одна задача: вместе с человеком, пришедшим к священнику как к духовнику, искать и найти волю Божию о нем. Не поспешно сказать: «Вот, воля Божия такова», а постепенно отыскать ее в тех или иных обстоятельствах жизни человека. Самонадеянно и глупо, когда человек утверждает: «Мне открыта воля Божия». Отец Иоанн (Крестьянкин), старец, которому, по моему глубокому убеждению, Господь действительно открывал волю Божию о людях, только один раз мне сказал: «Вот воля Божия о тебе». В каких-то обстоятельствах жизни найти волю Божию совсем несложно, потому что в Евангелии она выражена самым прямым образом. Но порой эти обстоятельства так запутаны, что очень сложно понять, как должен человек поступать. Да, духовнику порой очень непросто подвести человека к пониманию воли Божией. Недаром святые отцы писали, что пастырское служение – это «искусство из искусств и наука из наук». Сила веры * Есть самая великая, самая всемогущая сила в человеке. Это не сила власти, это не сила убеждения, это не сила ума, это не сила денег. Это – сила веры. Никакой другой большей силы в человечестве не существует. Но это – особая вера. Вера, которая подвигает Самого Господа совершать то, о чем просит человек. Нас ведет Господь * Вся наша жизнь – это учение и урок, «наказание» по-славянски, потому что уроки эти иногда бывают совсем не безмятежными, а наоборот, иногда болезненными, жесткими, сложными. Но всегда надо помнить, что уроки нашей жизни преподает нам, каждому человеку, Своему творению, Своему чаду, – Сам Господь Бог. Нонконформизм, где нет никакого соглашательства с тем, что противоположно нашим убеждениям, – вот это и составляет наш крест * Путь христианина в Царствие Небесное всегда входит в противоречие, всегда противоположен пути в мире сем. И это и составляет крест – путь в Царствие Небесное и путь мира сего. Это и есть наш крест. Это и есть те неизбежные трудности, наш неизбежный нонконформизм, то есть принципиальный такой взгляд, где нет никакого соглашательства с тем, с чем ты не согласен, что противоположно твоим убеждениям, – вот это и составляет наш крест. Заповеди Божии и наши страсти и жизнь по законам мира сего – это ежедневный и ежечасный наш крест. * Нас, немощных и расслабленных, поддерживают, нас ведут. Господь Промыслом Своим и через Своих верных учеников – святых устрояет по жизни все так, чтобы вести нас ко спасению. Лишь бы мы не испортили этот свой собственный путь. * Господь проводит падшее человеческое существо, проводит каждого из нас через испытания, утверждающие в нас веру, истину и духовную свободу. Но выше сил искушений не попускает. Он знает, как любящий Отец, когда пришло время посрамить наши греховные человеческие надежды и слабые, немощные мечты. И знает, когда мы становимся готовы к раскрытию перед нами истины Божественной любви, чтобы увидеть бесконечное изобилие того, что Бог уготовал каждому любящему Его. * Матерь Божия – особый, бесконечно святой и великий дар христианскому миру. Опытом жизни поколений и поколений христиан, всех христианских народов было осознано особое место Пресвятой Богородицы в жизни христиан и отдельных людей – учеников Христовых. Поэтому мы так особо молимся Ей, поэтому мы так с доверием, с упованием относимся к молитвам Пресвятой Богородице. * Что такое чудо? Чудо – это когда Господь поступает неправильно. Вместо того чтобы тонуть в водах, Он идет по ним. Вместо того чтобы дать женщине спокойно умереть от кровотечения, Он исцеляет ее. С точки зрения мира сего, то, что делает Бог, – это неправильно. С точки зрения мира, надо не подставлять другую щеку своим личным врагам, а жестоко им отомстить, и так далее. Но мы видим, как прекрасно, справедливо, совершенно то, что Господь делает с точки зрения этого мира неправильно. Пусть любовь Божия отзовется и в наших сердцах Что может связывать человека с Богом? Только одно – Любовь. Только ее Он ждет от нас * Что может связывать человека с Богом? Только одно – Любовь. Только ее Он ждет от нас. * Если мы – ученики Христовы, то должны помнить, что все наши искушения – ничто перед благодатью и силой, всемогуществом, милосердием и любовью Божией. * Дай Бог, чтобы здесь, в Сретенском монастыре, среди братии, студентов, сотрудников, прихожан царили бы заповеданная Христом любовь, горячая вера, искренняя и охотная забота друг о друге. Чтобы всегда царили мир и радость о Христе. А для этого нужно лишь одно: чтобы Господь Иисус Христос, верность Ему, исполнение Его заповедей были бы главной целью жизни и братии, и прихожан. Тогда всё наносное, всё завистливое, злое и искусительное, встающее на пути человеческой жизни, отойдет в сторону, не будет иметь никакого существенного значения, превратится в ничто – в пар, в туман рядом с Иисусом Христом, Господом и Богом нашим. Знать одного лишь Бога Господа Иисуса Христа, стремиться лишь к Нему. И только тогда все без исключения проблемы, беды, сложности, все испытания будут легко преодолимы. * Мы живем в других ценностях, других измерениях, мы живем особой единой семьей. Далеко не совершенной, земной семьей. Чтобы, пройдя через испытания, через осознание и покаяние в грехах, стать семьей совершенно иной, семьей святых, семьей, в которой есть одно только чувство – любви, благодарности, радости о Боге, а все чувства эгоистические, все чувства заблуждений уже далеко позади. * Бог показывает Свою любовь в надежде на то, что эта любовь отзовется и в наших сердцах. Любовь к человеческому роду до страданий и самой смерти. Прощать надо легко * Прощать надо легко и с радостью. С таким душевным расположением, чтобы у нас на душе осталось светлое чувство, что мы, по милости Божией, наконец-то совершили что-то действительно очень необходимое, важное и для нас самих, и для нашего ближнего. Да так оно и есть! Мы отпустили, сколько это от нас зависело, человека на свободу от вечной смерти. Мы исцелили, по мере наших немощных возможностей, человека от вечной смерти и от ада. Родители, воспитывайте в детях благодарность. Это самое главное, что вы можете в них взрастить * Бойтесь неблагодарных людей! Родители, воспитывайте в детях благодарность. Это самое главное, что вы можете в них взрастить. Я не говорю о внешних знаниях. Но духовно воспитайте в своих детях веру и благодарность, и все остальное – приложится. Но если в силу каких-то обстоятельств вы смущаетесь и считаете, что благодарность сама по себе должна произрасти в сердце вашего ребенка, – вы жестоко ошибаетесь: диавол не будет сидеть сложа руки и станет насаждать подобную ему самому, диаволу, неблагодарность в сердца ваших чад. А вы пожнете плоды вашего бездействия и самого страшного человеческого порока – неблагодарности, от которой и сами будете в ужасе и смятении. Все христиане – удивительно творческие люди * Художник украшает холст и приносит его в дар людям. Композитор создает музыкальное произведение. А христианин пытается очистить, преобразить свою душу и принести ее Богу. Это самое потрясающее, самое интересное творчество из тех, что есть на земле. Поэтому мне кажется, что все христиане – удивительно творческие люди. * Тот, который взял пять талантов, и тот, который взял два таланта у Господина своего, умножили Ему эти таланты в два раза. Но Господин ведь их не взял. Ему эти таланты не нужны, Он отдал их опять… А что же Ему нужно? Ему нужно творчество, какое бы оно ни было, потому что эти рабы созданы по Его образу и подобию. * Моему поколению, по-светски говоря, повезло. А если сказать с нашей, церковной позиции, то нам выпала великая милость Божия: мы, священники, монахи, епископы, сподобились возрождать епархии, монастыри, храмы. Мы счастливые люди. Уроки старцев * В первую очередь свои наставления нам давал отец Иоанн (Крестьянкин), который благословил создание московского подворья. Я вот недавно был в Печорах, поехал к нему на могилу, на один денечек. Потом мы с архимандритом Таврионом, нынешним монастырским духовником, стояли вместе в храме на службе, и во время кафизмы он вдруг говорит: «Слушай, ты помнишь, какой сегодня день?» – «Какой?» – «Иверской иконы Божией Матери. В 1993 году отец Иоанн именно в этот день благословил создавать подворье Псково-Печерского монастыря». И от этого знаменательного совпадения, от этих слов стало мне очень тепло и радостно. Действительно, именно семнадцать лет назад отец Иоанн совершенно неожиданно для меня, да и для всех, вдруг сказал: «Ты будешь создавать подворье Псково-Печерского монастыря в Москве. Ничего не бойся!» Когда подворье стало расти, отец Иоанн благословил создавать монастырь, который все равно останется связанным с Псково-Печерским монастырем. Здесь у нас останавливаются братия из Печор, и мы часто туда ездим, и по-прежнему Псково-Печерский монастырь, его богослужебные традиции, духовные заветы его старцев во многом определяют нашу жизнь. Отец Иоанн очень много писал об устройстве монастырской жизни, следил, особенно в первые годы, за тем, как монастырь развивается, следил за той непростой ситуацией, которая разворачивалась вокруг подворья в связи с известными событиями 1994–1995 годов в церковной жизни города Москвы. И для нас его внимание, конечно, было просто бесценным. Отец Иоанн не говорил нам ничего принципиально отличавшегося от того, что написано в его письмах о монашестве. Но это были его сокровенные мысли, выстраданные и опытом проверенные пути устроения монашеской жизни. * В книге «Несвятые святые» документально рассказывается о мире, которой находится рядом. Совсем поблизости от нашего обыденного и привычного. Только мы среди важных и суетных дел этот мир не замечаем. Пока не выясняется, что проживаем жизнь, не замечая главного. * Самое главное, о чем сказано в «Несвятых святых», – об общении человека и Бога и как удивительно и прекрасно это происходит. * Как слабый человек, я часто нуждаюсь в утешении, в том числе и в борьбе с помыслами сомнения, маловерия, уныния… Книгу «Несвятые святые» я написал в том числе и для самого себя, чтобы перечитывать и говорить себе: «Слушай, дружок, а ты помнишь, какие были события, какие события Господь посылал тебе в твоей жизни? И ты еще смеешь что-то хрюкать?!» Это победа святых новомучеников * Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место, на котором стоит монастырь, – Большая Лубянка – это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан – иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей. * На территории Сретенского монастыря, который был закрыт в 1920-е годы, тоже располагались подразделения ЧК, НКВД. Здесь тоже были казематы, здесь тоже пытали. Мы говорим, что земля Сретенского монастыря – это антиминс. Вся земля на Большой Лубянке – единый большой антиминс В антиминс, на котором служится Божественная Литургия, – особый плат, благословленный архиереем, который кладется на престоле в алтаре, – вшиваются мощи святых мучеников. А земля на Большой Лубянке – единый большой антиминс. * Что может быть лучше для осмысления трагических событий нашей истории, как не храм Божий? Словами-то не осмыслишь. Ну, скажут правильные слова, выразят правильные мысли, дадут правильные оценки. Но здесь нечто большее. Должен быть храм-памятник нашим новомученикам – удивительно светлый. Храм, идеей которого будет переход от страданий к радости, от тьмы к свету, от тленного к нетлению, от нашего времени к тому состоянию, когда, как Господь сказал, времени больше не будет, – в Царствие Небесное. Разве не светло и радостно это событие? Победа святых новомучеников! Эпиграфом можно было привести слова отца Иоанна (Крестьянкина), который говорил, что дни, проведенные им в лагере, были самыми счастливыми его в жизни годами, когда Христос был рядом. * Новый храм Сретенского монастыря назван в честь всепобеждающего Воскресения Христова и в честь верных учеников Господа Иисуса Христа – Его святых новомучеников и исповедников. Мы осмысливаем путь, пройденный нашей страной, народом, мы прислушиваемся к урокам, которые должны извлечь, и понимаем главное: все – только в руках Божиих. Господь низводит во ад и возводит. Это и случилось с нашим Отечеством, низведенным во ад и возведенным вновь к Воскресению Христову, к воскресению жизни о Боге для многих миллионов наших соотечественников. Надо помнить: мы живем в Святой Руси Верую, что молитвами новомучеников, под покровом Божией Матери Россия воспрянет! * Конечно, только очень предвзятый и злобный ум может утверждать, что в России ничего не происходит к лучшему, что тщетны молитвы новомучеников. Я вспоминаю покойного насельника Донского монастыря отца Даниила, который часто удивлялся: «Как вы можете не верить в возрождение России? А молитвы сонма новомучеников?! Тех, которые кровь пролили за Христа, которые молятся теперь у Престола Божия за нас, за нашу Россию, за нашу Церковь?!» Он говорил: «Верую, что молитвами новомучеников, под покровом Божией Матери Россия воспрянет!» Повторюсь, только очень пристрастный и не любящий Россию ум может утверждать, что в России положительного ничего не происходит. Конечно же, происходит. Мы видим в храмах уже новое поколение молодежи, которая воспитана в Православии. Таких молодых людей очень и очень немало. Мы видим множество людей, пришедших к вере, спасающихся, кающихся. Мы видим и внешнее возрождение. Если бы только золотили купола, а Православная Церковь духовно умирала – это было бы ужасно. Но, к счастью, Церковь не изменяет своему Учителю, Господу Иисусу Христу. Она идет за Ним, она ведет множество людей в Царствие Небесное. * Главная задача Православной Церкви – препровождать своих граждан в Царствие Небесное. Один из святителей, почивших в XX веке, сказал: «Не нужно искать святую Русь, надо жить в ней». И мы, по милости Божией, живем в ней, в святой Православной Церкви, которая одна может даровать нам мир, утешение, смысл этой жизни и вечное спасение.
Образование и Православие / monastery.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1005 |