|
||||||||||||||
Планер – самолет – космический корабльСергей Павлович Королев и Игорь Васильевич Курчатов родились в один день, 12 января, – с разницей в 4 года. Академик Курчатов – в 1903, Главный конструктор Королев – в 1907. Оба не дожили до 60-и, но успели создать тот ракетно-ядерный щит, которым до сих пор надежно укрыта Россия. Сергей Королев в момент запуска космического корабля «Восток». Кадр из документального фильма «10 лет космической эры» Первый искусственный спутник Земли, первый космический корабль, первый космонавт, первые крылатые ракеты, первый выход человека за пределы космической станции в безвоздушное пространство. И это далеко не полный перечень достижений нашей страны, которые связаны с именем Сергея Королёва. Сергей Павлович родился 30 декабря 1906 года (12 января 1907) в Житомире. Его отец Павел Яковлевич был учителем русской словесности в Житомирской первой гимназии. От отца Сергей наследовал любовь к чтению, в юности он наизусть знал целые фрагменты из произведений Пушкина, Толстого и других русских классиков. В зрелом возрасте он читал уже более серьезную литературу – «Добротолюбие». Учился в гимназии в Одессе, куда мать Мария Николаевна переехала вместе с новым мужем инженером Григорием Баланиным, а также в строительной профессиональной школе. Авиационной техникой Сергей интересовался с юных лет, после знакомства с летчиками гидроотряда увлекся воздухоплаванием. В 1923 году вступил в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК) и организовал кружок планеризма. В 1924 году – создал свой первый проект самолета «К-5», он был принят одесским отделом ОАВУК. В это же году поступил в один из крупнейших технических вузов страны – Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета. Чтобы оплатить учебу, подрабатывал разносчиком газет, грузчиком, кровельщиком и столяром. Во время учебы занимался в планерном кружке, в нем спроектировал несколько летательных аппаратов. Проучившись в Киеве 2 года, перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) на аэромеханическое отделение. Окончил планерную школу при МВТУ, открытую в 1927 году. Со слушателями школы регулярно встречались знаменитые пилоты, среди них Константин Арцеулов, впервые в истории авиации, выполнивший штопор. Здесь Королев осваивал различные планеры. Руководителем дипломной работы Королёва, которая являлась проектом легкого самолета СК‑4 (Сергей Королёв – четвертый), был Андрей Туполев. Поздравляя ученика с защитой проекта, Туполев сказал: «В авиации нет легких дорог. Если не боитесь трудностей, дорога к нам для вас открыта». Трудностей Королёв не боялся, а потому достиг многого, древняя пословица «Per aspera ad astra», как раз о нем. В 1930 году Королёв встречался с Константином Циолковским, на встрече Циолковский рассказал о возможностях полетов в стратосферу и космос. Сергей Павлович и раньше размышлял о полетах в космос, после встречи с Циолковским укрепился в желании «пробиться к звездам». Под его руководством в 1933 году прошли первые в СССР испытания ракеты с двигателем на гибридном топливе «ГИРД Р‑1» и ракеты на жидком топливе «ГИРД‑Х». В течение нескольких лет конструктор занимался разработкой летательных аппаратов, но инженерная деятельность прервалась арестом и заключением. Ученый, отдававший все свои дарования на служение Родине, был обвинен в участии в троцкисткой преступной организации и осужден на 10 лет лагерей. Около года Королев провел на Колыме, работая на золотом прииске, из лагеря был вызволен стараниями Туполева, - стране были нужны специалисты по оборонке, и переведен в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР, работу продолжил в статусе заключенного. Судимость с Сергея Павловича была снята лишь в 1944 году. В послевоенный период деятельности под руководством Королёва совершаются важнейшие разработки: многоступенчатой межконтинентальной ракеты, Р-7 была успешно испытана в 1957 году, искусственного спутника Земли, он был запущен на околоземную орбиту 4 октября 1957 года, и, наконец, первый полет человека в космос, его совершил на корабле «Восток-1» 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин. Под руководством Королёва был «выкован» ракетно-ядерный щит СССР, благодаря ему, мы, сегодняшние граждане России можем мирно жить и работать. В конце жизни Сергей Павлович вел работу по пилотируемым комплексам для полетов к планетам Солнечной системы. К сожалению, преждевременная смерть конструктора, он скончался на 60-м году жизни, 14 января 1966 года, прервала работу над этим и многими другими космическими проектами. Но рано или поздно полет человека на другие планеты произойдет. «Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие на далекие планеты, в далекие миры», - писал великий конструктор в середине прошлого века. Эти слова являются напутствием его преемникам в науке.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 749 |