Опубликовано 13.12.2018 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Протоиерей Николай Чернышёв: О чем меня спрашивал Солженицын


Оксана Головко
«И вроде бы серьезные люди говорят: "Ну, как же? Ведь он уехал из страны”. То есть ты слышишь это и понимаешь, что человек абсолютно не знает, как именно все происходило». Своими воспоминаниями и своим взглядом на наследие Александра Исаевича Солженицына делится протоиерей Николай Чернышёв, клирик храма в честь святителя Николая в Кленниках, который был духовником семьи Солженицыных после их возвращения на Родину.

 

Солженицына интересовала жизнь современных православных

– Отец Николай, что для вас лично стало сейчас особенно значимым в том, что делал, писал, говорил Солженицын? Что, вспоминая общение с ним, вы переосмыслили, заново открыли?

– Во-первых, с годами все больше подтверждается явный пророческий дар Александра Исаевича. За прошедшее время сотрудники фонда Солженицына сделали документальные фильмы с различными архивными записями его выступлений разных лет. Смотришь и поражаешься, о каких актуальных вопросах он говорил тогда – и о тех проблемах, которые мы сейчас переживаем внутри страны, и том, что происходит у нас в отношениях с Украиной, с Западом, что происходило раньше в отношениях с Чечней, с Афганистаном. Он в буквальном смысле – как в воду глядел.

Во-вторых, когда перечитываешь его художественные произведения, все больше убеждаешься, что Солженицын – не только великий мудрец, но и великий писатель.

– Какое из его произведений вы открыли для себя заново?

– Думаю, что мне еще предстоит открывать «Красное колесо»: когда-то я читал лишь отрывки, публиковавшиеся в периодических журналах, и очень хочется добраться и прочесть это многотомное произведение целиком, тем более, когда видишь, насколько сейчас все более значительно звучит то, что сказал писатель.

Рядом с глобальными историческими произведениями Солженицына, в которых он раскрывает процессы, происходившие в нашей стране за последние сто с небольшим лет, мне дороги и его небольшие художественные, удивительно теплые вещи. Теплота языка видится и в крупных, и в тяжелых его произведениях, но в «Крохотках», в маленьких этюдах и зарисовках о природе и о человеческих взаимоотношениях, это видно еще явственнее.

Протоиерей Николай Чернышёв

– Что вы вынесли для себя из общения с Александром Исаевичем?

– Я увидел воочию, что здесь и сейчас живы такие великие люди, о которых раньше только читал в книжках. Понимаете, можно знать о человеке из книг, из воспоминаний других людей, но совсем другое дело, когда лично узнаешь человека и он открывается со всех сторон. Знакомство, а затем узнавание происходит гораздо непосредственнее, а потому – глубже.

И именно личное общение как-то ясно показало, что Александр Исаевич – наш современник, а в каком-то смысле – человек будущего, и это невероятно! Таких великих людей появляется немного, но они – та закваска, которая может изменить многое в массе народа.

– Вы помните свое ощущение от первой встречи с писателем?

– Я боялся увидеть мудреца, человека, которому сложно общаться с людьми из-за его груза прожитых лет, гигантского интеллекта и несопоставимого с другими уровня культуры. Но оказалось, что все это не мешает ему быть непосредственным, простым человеком, с которым очень легко общаться.

– Вы пришли к нему домой?

– До этого мы общались в храме, но однажды я задал вопрос Наталье Дмитриевне, а нельзя ли попросить о более продолжительной беседе дома. Назначили удобное для обоих время. Это, конечно, был незабываемый разговор.

Я-то думал, что буду задавать Александру Исаевичу много и много вопросов, может быть, как-то отвлекать или мешать. Как же я был удивлен, когда увидел, что он садится напротив меня с блокнотом и карандашом, и в итоге получилось так, что больше он у меня спрашивал.

Конечно, и отвечал на мои вопросы, но все-таки больше задавал вопросы сам, с интересом останавливаясь на таких мелочах и тонкостях, которые могут привлечь только писателя и философа.

Александр Солженицын

Причем это был вовсе не праздный интерес, а очень осмысленный и глубокий. В разговоре со мной Александра Исаевича интересовали особенности жизни современной Церкви. Даже не Церковь – с большой буквы, а жизнь современных православных его интересовала, особенно – верующей молодежи.

– Вы не удивились, что к вам как к священнику пришел Солженицын?

– Конечно, для меня это было неожиданно. История началась с того, что Наталья Дмитриевна какое-то время перед их возвращением из изгнания специально приезжала, для того чтобы определиться, в какой храм в Москве ходить, ей нужно было подготовить и жилье для их семьи, и заранее найти место молитвы.

Она искала отца Александра Куликова, к которому их семья ходила до 1974 года, до изгнания из страны Александра Исаевича. Нетрудно было узнать, что теперь он служит не в Николо-Кузнецком храме, а в Клённиках, он стал первым настоятелем нашего храма. Отец Александр пригласил ее в храм, и встреча с Александром Исаевичем состоялась через два года, в 1994 году, после их возвращения.

Александр Солженицын с женой Натальей. 1994 г.

Отец Александр очень внимательно принял Солженицыных, подробно стал рассказывать о восстанавливающемся храме, подвел к ним меня, рассказал, что я тоже принимаю участие в его восстановлении. Потом спросил, не будут ли они против, если отец Николай будет их окормлять и исповедовать? Так что наше знакомство состоялось «с подачи» отца Александра, он, что называется, передал мне их семью.

Я здесь Промысл Божий вижу в том, что у меня в жизни был еще человек, чем-то очень похожий на Александра Исаевича, – мой учитель Михаил Николаевич Гребенков – тоже человек творческого труда, перенесший войну – фронтовик и художник. От Гребенкова, еще до встречи с Александром Исаевичем, я узнавал много страшных фактов о войне, о человеческих взаимоотношениях того времени, вовсе не героических, не таких, о которых писали в советских газетах и книгах.

И при общении с Александром Исаевичем я вспоминал Михаила Николаевича – это люди одного духа…

– Какие отношения вы наблюдали в семье Солженицыных?

– Бережную трогательную внимательность и по-настоящему теплое отношение между членами семьи, с близкими родственниками. Это проявлялось в бытовых мелочах, в самых, казалось бы, простых и не запоминающихся словах, которые складывались в нечто настоящее.

С женой Натальей. 1996 год

«Свободы много, правды мало»

– Какие из слов Солженицына стали значимыми для вас еще тогда и до сих пор остаются такими же?

– Однажды, в девяностые, Александра Исаевича в интервью корреспондент спросил: «Вы вернулись в Россию, вы же видите, что здесь теперь гораздо больше свободы, чем было в 60-е, 70-е годы, тем более еще раньше?» Он ответил: «Свободы много, правды мало». Это, конечно, тогда запомнилось и остается сейчас важным, злободневным.

Необходимо помнить, что важна не только свобода, но и то, как ты ее применяешь – приводит ли свобода к большей правде, используется ли этот дар, для того чтобы являть правду Божию.

Я помню и то, как во время нашего общения Александр Исаевич настаивал на том, что нельзя терять себя, собственное свое представление о правде, важно постоянно его оттачивать, делать все более весомым, глубоким и не идти на поводу ни у каких авторитетов.

Среди прочего мы говорили, что необходимо учиться, всматриваться, вслушиваться, вчитываться в наших великих предшественников, но искать и свою форму выражения. Как он сказал, всем творческим людям нужно проходить тонким путем между Сциллой и Харибдой, чтобы не было ни механического, формального копирования предшественников, даже самых уважаемых и любимых, но и ни в коем случае их забвения. Губительно и то, и другое.

– Не жалеете, что какую-то тему не обсудили, какой-то вопрос не задали?

– Таких тем и вопросов – множество. У меня, к сожалению, не так много было подробных разговоров с Александром Исаевичем, и я не могу сказать, что я постоянно с ним общался.

Вот, попалась десятилетней давности его статья, напечатанная в журнале «Фома»[1], где говорится о том, что сейчас, как иногда и раньше, повторяется агрессивное требование, чтобы все в искусстве было только новое. Но, как он пишет, это требование тоже старо, и призывы «сбросить Пушкина с корабля современности» звучали сто лет назад. Александр Исаевич тревожился о том, что по-прежнему звучат призывы к новизне ценой отвержения наследия наших предшественников, великих мастеров того или иного искусства, будь то литература, архитектура, живопись, музыка…

Александр Солженицын с супругой и Никита Струве

И мне приходится отвечать на подобные вопросы творческой молодежи и взрослых людей. Даже когда речь идет о создании новых икон: «Почему вы все копируете, что вы все повторяете то, что было за 500 лет до вас? Необходима срочно икона XX века, икона XXI века». И вот оказалось, что у Александра Исаевича есть статья непосредственно на эту тему. Там найдены удивительные слова о том, что искусство по природе своей несет всегда нечто новое, но при этом тем ценнее будет это новое, чем больше оно впитывает в себя наследие прошлого, богатство предшественников.

Очень жаль, что при личных встречах не довелось развить тему сочетания вечного и современного в искусстве, особенно в церковном искусстве, в той полноте, в какой бы хотелось.

– Вы сказали, что для вас еще до конца не прочитано «Красное колесо». Что нашим обществом до сих пор не открыто из наследия Солженицына, на ваш взгляд, не прочитано или как-то не так прочитано?

– Он приучал к внимательному прочтению нашей истории, без стремления к поискам каких-то острых моментов, да чтобы с нотками приключений и «жареного». Важно учиться цельнее и трезвеннее осмысливать нашу историю, как древнюю, так и современную.

Солженицын говорил, что про Анну Каренину, про ее время Толстой написал, а кто про нас напишет, честно и глубоко? В этом он видел свою задачу и сверхзадачу.

Еще раз скажу: то, что Солженицын не до конца прочитан – свойство, наверное, многих великих писателей, философов, которые открываются только постепенно.

– Что изменилось в вашем мировоззрении после общения с Солженицыным?

– Я понял, что можно и нужно приближаться к смелости в выявлении правды гораздо более решительным путем.

Протоиерей Николай Чернышёв

«Стремитесь к правде, и, как следствие постижения правды, ваше произведение станет красивым», – учил нас Михаил Николаевич Гребенков. Он понимал красоту как следствие правды. Вдруг через несколько лет после кончины Михаила Николаевича в Александре Исаевиче я ярко увидел абсолютное повторение, пусть не теми же словами, но того же содержания. Я понял, что это не индивидуальная точка зрения какой-то одной, пусть и высокой личности. Это реализация в жизни призыва, сказанного две тысячи лет назад Господом: «Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф. 5:6). То есть и в жизни, и в искусстве важно стараться не идти ни на какие компромиссы против правды.

И за это его смеют называть предателем

– Спрошу немного в лоб, но – каким, на ваш взгляд, христианином был Солженицын?

– Мне кажется, я ответил на это. Евангельская заповедь из Нагорной проповеди Спасителя «Блаженны алчущие и жаждущие правды» сопровождала Александра Исаевича с молодых лет до дня его кончины. Он был человеком, стремящимся к постижению правды во всем – от самых простых житейских мелочей до осмысления глубинных исторических процессов.

В слове Святейшего Патриарха Алексия II, зачитывавшемся при погребении Солженицына, звучала еще одна заповедь из Нагорной проповеди: «Блаженные изгнанные правды ради» (Мф. 5:10). И это тоже об Александре Исаевиче. Здесь речь не о случайности и не о политике, а о том, что изгнание было естественным следствием его стремления к правде в государстве, которое жило не правдой Христовой, и поэтому ужиться с ним было невозможно.

Я видел его жизнь по заповеди «Блаженны алчущие и жаждущие правды».

– Почему, на ваш взгляд, сегодня можно встретить мнение, что Александр Солженицын был чуть ли не предателем?

– Здесь несколько причин. Во-первых, так клевещут те же люди, что преследовали и ненавидели Солженицына при советской власти. Ненавидели за его принципиальное неприятие и идей коммунизма, и их практического воплощения. Сейчас у этих людей есть преемники.

Вторая причина – невежество, незнание трудов Солженицына, его выводов или сознательное их «передергивание». Вот, слышишь эту фразу и интересуешься, а в чем предательство, в чем измена? И вроде бы серьезные люди говорят: «Ну, как же? Ведь он уехал из страны». То есть ты слышишь это и понимаешь, что человек абсолютно не знает, как именно все происходило. Солженицын был изгнан со всей семьей буквально в 24 часа! И за это кто-то его смеет называть предателем?

Так что многое происходит от невежества и от агрессии, порожденной им. Ведь проще, совершенно не зная ни человека, ни о человеке, на слово верить последышам коммунистов и ругать вместе с ними, чем сказать что-то доброе, а тем более – исследовать по-настоящему, дабы понять, как оно было на самом деле.

Мне довелось не только знать о Солженицыне, но убедиться лично, и я могу свидетельствовать, что в нем близко не было никакой подлости и никакого обмана.

Александр Исаевич Солженицын

Александр Исаевич Солженицын

Это было видно при личном общении и будет видно при вдумчивом изучении его наследия. А дальше нам предстоит оценивать сложное, неоднозначное наследие Александра Исаевича и как писателя, и как философа, оценивать десятилетиями и столетиями, чтобы находить новые и новые грани.

Но еще раз скажу, многие его высказывания оказались пророческими и это очевидно уже сейчас.

В-третьих, в своем творчестве Александр Исаевич (как в свое время, например, и Ф.М. Достоевский) без прикрас говорил о страшных вещах своего времени, которые люди воспринимают болезненно. Некоторые думают, что лучше бы он этого не говорил, лучше бы на этом не заострять внимание и не бередить раны…

Те, кто привык к комфорту, к гламуру, к легкомысленному и поверхностному отношению к жизни, воспринимают творчество Солженицына как болезненное и потому ненужное.

Помните, в «Архипелаге…» он говорил, что люди, вспоминая поговорку: «Кто старое помянет, тому глаз вон», не договаривают ее окончание: «…а кто забудет – тому – два». Кто забудет свое прошлое, тот станет слепым.

Александр Исаевич не хотел, чтобы мы ослепли, и потому не боялся раскрывать перед нами открытую им правду, хоть она бывает горька, а люди, о которых вы спрашиваете, как маленькие дети, не любят горьких лекарств.


[1] "Фома”: №12 (68) – декабрь 2008 г. статья "Игра на струнах пустоты”, стр. 24 – 27.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1119


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031