Опубликовано 25.06.2018 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Матушка Фамарь



 
В этом году, впервые за всю историю Подольского края, недалеко от нашего города появилось величайшее святое место, место, куда теперь устремятся многие тысячи паломников со всей страны и ближнего зарубежья. В уголок лесной чащи на границе Подольского и Домодедовского городских округов близ села Битягово, что раньше было Добрятинской волостью Подольского уезда, 13 июня были принесены обретённые мощи преподобноисповедницы схиигуменьи Фамарь (Марджановой), в миру Тамары Александровны Марджанишвили, родной сестры знаменитого российского и советского режиссёра, основоположника грузинского театра Константина Марджанова.
В 1912 году ныне канонизированной матушкой Фамарь в Подольском уезде был основан Серафимо-Знаменский скит – маленький монастырь, который с июня 2018 года стал местом пребывания её мощей, единственным местом на территории бывшего Подольского уезда, где пребывают полностью мощи святого Православной Церкви.
Тамара Марджанишвили.

Тамара Александровна Марджанишвили родилась 150 лет назад – 1 апреля 1868 года в дворянской семье в регионе Кахетия восточной Грузии, в селе Кварели, что было тогда Телавским уездом Тифлисской губернии. Её семья была очень религиозной. Отец Александр был военным инженером, полковником, а мать Елизавета (урожденная Чавчавадзе), занималась воспитанием детей. В семье Тамара была старшей, у неё были младшие братья и сёстры, в том числе будущий режиссёр Константин Марджанов. Тамара получила хорошее образование в Закавказском девичьем институте в Тифлисе. Имея прекрасные музыкальные способности и чудесный, проникновенный голос, она готовилась к поступлению на вокальное отделение Петербургской консерватории. Очаровательная девушка из знатной семьи привлекала внимание женихов, и на неё заглядывались юноши из лучших грузинских семей. Однако судьба распорядилась иначе. Внезапно умирают родители и в 19 лет Тамара становится главой семейства. Боль внезапной утраты матери и отца заставляют юную Тамару задуматься о вечном.

Бодбийский монастырь святой Нины.

В 1888 году в соседний Сигнахский уезд приезжает император Александр III, который путешествует по Грузии и осматривает многие православные святыни. Там он посещает бывший монастырь в Бодби близ г. Сигнаха и повелевает вновь открыть его и возродить там монашескую жизнь. В этом монастыре находилась усыпальница святой равноапостольной Нины просветительницы, крестившей Грузию. Монастырь был открыт и в том же году из Москвы туда отправилось несколько монахинь, одна из которых Ювеналия (Ловенецкая) стала игуменьей этой обители. Вскоре монастырь с родной сестрой посещает Тамара Марджанишвили, отстояв службу, она решает там остаться и принять монашеский постриг. Это внезапное, непредвиденное решение удивило всех родственников Тамары. Они думали, что она шутит, думали, что она поедет учиться в Петербург, но нет, она осталась в Бодбийском монастыре и провела там 18 лет. Её духовной матерью стала игуменья Ювеналия (Ловенецкая), москвичка, дворянка, поддерживавшая общение с высшими церковными иерархами Российской империи. В монастырь часто приезжали архиепископы – экзархи Грузии, известные священнослужители, среди которых, например, был будущий митрополит Московский, Петербургский и Киевский Владимир (Богоявленский), миссионер на Кавказе, настоятель церкви Василия Блаженного на Красной площади протоиерей Иоанн Восторгов. Тамара Александровна вместе с игуменьей Ювеналией ездила в Москву, Петербург, посещала многие русские святыни, а также была представлена обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву. В 1902 году игуменья Ювеналия (Ловенецкая) была назначена настоятельницей Рождественского монастыря в Москве, а Тамара, которая также в монашестве стала носить имя Ювеналии, возглавила Бодбийскую обитель святой Нины. На её плечи пала организация церковных школ и распространение русского языка в Сигнахском уезде, о чём она часто писала К.П. Победоносцеву: «…надеюсь принести большую пользу окружающему населению в распространение русского языка и религиозного настроения, искренне молю равноапостольную святую Нину о сохранении драгоценной жизни Вашей, Константин Петрович…».

Игуменья Ювеналия (Марджанова).

Молодой игуменье было очень трудно. Революционное, неспокойное время 1905 года, когда в Грузии на многих совершались покушения, приносило множество опасностей. В одну из вылазок горцев на матушку было совершено покушение. Четверо лошадей, слуга, кучер, кондуктор были убиты. Было выпущено 67 пуль. Матушка в карете осталась невредима, держа в руках иконку преподобного Серафима Саровского, она ему горячо молилась, когда подоспел к ней казачий патруль. К 1907 году в монастыре в Бодби было уже больше 200 сестёр (русских, грузинок, абхазок, осетинок, армянок, ассириек), при монастыре функционировало две русских школы для мальчиков и девочек, школа рукоделия и рисования, а также отделение Общества восстановления христианства на Кавказе. Обитель была возрождена и стала одним из самых больших женских монастырей России, а игуменья Ювеналия (Марджанова) была переведена в Москву, где получила назначение настоятельницей Покровской епархиальной женской общины сестёр милосердия.

Режиссёр Константин Марджанов.

Матушка тяготилась жизнью в Москве. Она искала тихий уголок для молитвенного уединения с Богом. У Покровской общины в собственности был большой земельный участок в Подольском уезде, где вскоре матушка решила построить монастырь. Это было не первое её детище, помимо открытых церковных школ в Бодби и возрождения монастыря святой Нины, матушка строит в 1909 году при Покровской общине в Москве храм преподобного Серафима Саровского - своего самого любимого святого. Одно время, она даже предполагала поселиться близ Дивеево рядом с саровским чудотворцем. Но в 1910 году она закладывает свой монастырь – Серафимо-Знаменский скит близ села Битягово Добрятинской волости Подольского уезда. Строится он два года. В строительстве принимают участие архитекторы Л.В. Стяженский, А.В. Щусев, а также Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова, ставшая игуменье Ювеналии (Марджановой) большим духовным другом. Скит получился изумительной красоты, главный храм был построен в честь иконы Божией Матери «Знамение» и преподобного Серафима Саровского, подземный (нижний) храм в честь святой Нины, просветительницы Грузии – первый на территории Московской губернии, освящённый в память равноапостольной грузинской проповедницы. Длина каждой стороны скита 33 сажени по числу земных лет Христа, на его территории 12 домиков – келий по числу апостолов, а также постоянно проживают там 33 монахини, которые по паре неустанно молятся в главном храме, днём и ночью без перерыва, пред иконой Божией Матери «Знамение».

Схиигуменья Фамарь, эскиз к картине «Русь уходящая. Реквием»,автор П.Д. Корин.

29 сентября 1912 года состоялось торжественное освящение Серафимо-Знаменского скита. На освящение прибыли Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), а также многие священнослужители. Вскоре матушка Ювеналия (Марджанова) приняла новый монашеский постриг – великую схиму, особый обед перед Богом, больший, чем обычное монашество, когда посвящаемый декларирует абсолютное отчуждение от мира для общения с Богом и принимает на себя великий образ ангела. При новом пострижении матушка Ювеналия получила новое имя – Фамарь и стала схиигуменьей. Основанная ею обитель стала третьим монастырём на территории Подольского края. Первый – самый древний монастырь Екатерининская пустынь у с. Суханово Подольского уезда (ныне на территории Ленинского района), второй – Иерусалимский Крестовоздвиженский монастырь у с. Лукино Подольского уезда (ныне на территории Домодедовского района).

Когда-то юная Тамара Марджанишвили вместе со своей духовной матерью Ювеналией (Ловенецкой) ездила в Петербург и познакомилась с отцом Иоанном Кронштадтским, он обратил на неё внимание и примерил ей три креста, что её очень смутило. Эти три креста стали для Тамары – игуменскими крестами трёх православных обителей: Бодбийской в Кахетии, Покровской в Москве, и Серафимо-Знаменской близ Подольска… Большая почитательница преподобного Серафима матушка Фамарь долгие годы хранила его иконку, ту иконку, которую держала в руках в карете во время покушения в Грузии. Великая княгиня Елизавета Фёдорвна попросила этот образок для своего племянника, страдавшего гемофилией – наследника цесаревича Алексея, и ему стало лучше от молитв пред этой святыней, которая оставалась при нём вплоть до расстрела всей царской семьи в Екатеринбурге в 1918 году.

Серафимо-Знаменский скит Подольского уезда.

Серафимо-Знаменскому скиту также выпала непростая участь. Просуществовал он всего 12 лет, до 1924 года. Последнее время, скрытый в густом лесу он стал убежищем для многих священнослужителей. Так например, два года перед его закрытием там, у матушки Фамарь, жили два архиерея, бывший наместник Чудова монастыря в Кремле епископ Арсений (Жадановский) и викарий Московской епархии епископ Дмитровский Серафим (Звездинский). Вскоре Подольский уездный исполнительный комитет принял решение о закрытии монастыря. Матушка Фамарь представителям тогдашней безбожной власти прозорливо сказала: «Придёт время, и мы будем Вас закрывать!».

Последующие годы схиигуменья Фамарь и другие сёстры скита жили в съёмном жилье, кто-то в ещё незакрытых монастырях Московской области. В 1931 году матушка была арестована «за контрреволюционную пропаганду и антисоветскую агитацию», содержалась в Бутырской тюрьме, в том числе вместе с реальными уголовницами. Когда она начинала молиться, все заключённые замолкали. Она умела успокоить самых буйных преступниц, и они её слушались. Свои съедобные посылки от духовных чад матушка Фамарь делила на всех заключённых, чем сыскала неподдельные уважение и любовь, а главное добилась изменений душевного состояния преступников. После следствия она была отправлена в ссылку, которую отбывала в Иркутской области.

Митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский.

Родной брат Константин Марджанов, творчество которого высоко ценил Сталин, к сожалению, бессилен был помочь сестре в незаконном приговоре против неё. Он очень переживал и в 1933 году умер. Его могила находится в пантеоне на горе Мтацминда в Тбилиси, где похоронены выдающиеся деятели Грузии. Его имя носят улицы, театры, станция тбилисского метро. Всю жизнь старшая сестра Тамара ему помогала, особенно финансово, он регулярно приезжал к ней в скит, навещал, вёл с ней переписку. Матушка Фамарь оказывала поддержку его семье, его знакомым. Одна из актрис Малого театра – Любовь Селиванова, после гибели мужа, тяжело переживая утрату, нашла душевное равновесие в Серафимо-Знаменской обители Подольского уезда. Спустя время, восстановившись, она вернулась на сцену в Александринском театре в Петербурге.

В 1935 году матушка Фамарь возвратилась из ссылки. Она катастрофически подорвала своё здоровье, холодный сибирский климат обострил хронические болезни, развился туберкулёз. Больной, угасающей, но невероятно духовно сильной её запечатлел выдающийся русский художник Павел Корин на картине «Русь уходящая. Реквием». Картиной восхищался Максим Горький. 23 июня 1935 года матушка умерла. Похоронена она была в дубовом гробу с резными узорами в грузинской традиции, который раньше в скиту служил ей ящиком для хранения книг. Похоронена в Москве на Введенском кладбище рядом с могилой известного московского праведника Алексея Мечёва, ныне канонизированного. Отпевал её владыка Арсений (Жадановский), который через год был расстрелян на Бутовском полигоне...

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова.

В Серафимо-Знаменском скиту разместилась больница, роддом, пионерский лагерь для детей работников медицинских учреждений. В главном храме был клуб лагеря со сценой… С 1980-х гг. скит стоял заброшенным. В 1999 году здания бывшей обители передали Русской Православной Церкви, стал возрождаться монастырь. Ныне это восстановленный монастырский комплекс на территории Домодедовского благочиния Московской епархии. (Домодедовское благочиние выделено из Подольского в 1991 г.).

22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви канонизировал схиигуменью Фамарь в лике святых, как подвижницу благочестия – преподобноисповедницу, через год, такое же решение было принято Русской Православной Церковью. 23 июня в Серафимо-Знаменском скиту совершится прославление матушки Фамарь. Первую Божественную литургию перед обретёнными мощами святой возглавит Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископата и духовенства епархии и делегации Грузинской Православной Церкви. Это совместное духовное общение русского и грузинского народов, несомненно очень ценно для нынешнего времени.

А ещё матушка Фамарь писала стихи. На русском. Может быть не очень умело, но очень проникновенно. Они и закончат нашу публикацию:

«Теперь ты видишь ясным оком,
Что всё земное – суета,
Что небо от земли далёко
И там – иная красота».
(1933 г.)

© Автор: Александр Семенихин

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 2109


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930