Меню раздела
Опубликовано 12.05.2018 в рубрике  Обзор СМИ, Видеоматериалы
 

Протоиерей Валериан Кречетов: "В оккупации мама, рискуя собой и нами, помогала партизанам..."


О Великой Отечественной войне вспоминает старший духовник Московской епархии протоиерей Валериан Кречетов. Текст этого интервью, записанного Александром Егорцевым в мае 2012 года для 3 канала (ныне закрытого), публикуется впервые. В беседе с тележурналистом отец Валериан рассказывает о некоторых духовных загадках и малоизвестных эпизодах войны.
 
Протоиерей Валериан Кречетов. Фото с сайта Храм-ирины.рф

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель Покровского храма села Акулово Одинцовского района. Родился в 1937 году в семье репрессированного бухгалтера и впоследствии священника М. Кречетова. Окончил Московский лесотехнический институт, Московскую Духовную Академию и Семинарию. Преподавал на факультете Православной культуры Военной Академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого.

— Отец Валериан, в первые дни после нападения Германии Сталин обращается к народу со словами, довольно странными для советского генералиссимуса: «Соотечественники, братья и сестры…» Странно, так обычно начинается проповедь православного священника. Откуда эта церковная лексика  — «братья и сестры» — в устах советского руководителя?

— В этом нет ничего странного: вспомним, что Иосиф Виссарионович все-таки окончил духовную семинарию, да и вырос он в очень религиозной грузинской среде. Другой вопрос, что в самой этой войне остается немало мистических загадок, о которых до сих не все знают. А ведь многое тогда происходило непостижимыми путями промысла Божьего. Во-первых, явные и никак не объяснимые совпадения с Церковным календарем. Война началась в День Русских Святых! А закончилась она практически на праздник великомученика Георгия Победоносца. Мы отмечаем окончание войны 9-го мая, хотя фактически военные действия были закончены чуть раньше.

— Вы замечаете какую то мистику в совпадении решающих событий Великой Отечественной войны с церковными праздниками?

— Совершенно верно. И больше того, поворот в войне связан с днем памяти Александра Невского, который празднуется 6 декабря. А это как раз начало знаменитого контрнаступления под Москвой…

— 1941 год, с войной столкнулось молодое поколение советских людей. В армию шли, по сути, 18-летние подростки. Это было уже поколение атеистов…

— Могу не согласиться, даже в значительной мере! Не все так просто: на войне многое совершалось не за счет того что принесла революция, в ВОПРЕКИ! За счет того, что осталось от царских времен.

Мой отец, участник Великой Отечественной войны, родился в 1900 году. А значит, его возрастание происходило еще при царе. Что такое 40 лет? — это не так много, даже 30 лет — это опять при царе детство. Оттуда же, кстати, и странное обращение Иосифа Виссарионовича, который вдруг вспомнил «братья и сестры». Видно, не он один этими корнями питался. Та мораль, то отношение к жизни, самопожертвование, которое было у русского солдата, — оно было заложено еще из Царской России.

— Но ведь в революцию, в годы гражданской войны, лучшая во многом часть общества, офицерский состав, они были расстреляны либо находились в лагерях. Кто пошел в 41-м году в армию? Разве могла оставаться хоть какая-то христианская вера в душах после такого тотального истребления?

— Александр! Кто может сказать, что происходило в душах людей? То, что происходило во время войны, а потом и после нее…

— А что происходило?

— А происходило то, что почти у всех наших солдат, как оказалось, и в карманчиках, и везде — были или молитвы, или кресты или ладанки. То есть все они шли с благословением и с молитвой.

— У советских солдат Красной Армии?! В те годы?..

— Да. Это же известно! Есть эти свидетельства. Вот спецотдел: они, перед тем как отправлять в разведку, проверяли — и в одном из рюкзаков нашли иерейский крест, это был священник…

— Раз уж вы заговорили о священниках… Православное духовенство принимало какое-то участие в боевых действиях?

— Конечно. Во-первых, я лично знал отца Александра Лайкова (здесь он жил, старичок). Во время войны он спас 30 наших офицеров, спрятав их в алтаре храма.

Но меня особенно потрясает поступок одного священника, о котором я слышал от отца Тихона Агрикова. Он, сам прошедший войну, так же как отец Кирилл (Иван Павлов), рассказал мне о таком случае. В фашистском концлагере, где находились наши военнопленные, оказались вместе один комиссар и один священник. Ну, священника, немцы, видимо, поместили в концлагерь не за религиозные убеждения, а за то что он был патриотом, кроме всего прочего. И вот происходит ЧП: кто-то, не выдержав издевательств, убил эсэсовца. Кто — не известно. Фашисты построили весь лагерный состав и сказали: если не признаетесь — каждого десятого расстреливать… Пленные все молчат. Тогда эсэсовцы начали считать. Идут и считают: раз-раз, десять — хлоп… И вот, доходит очередь до священника и комиссара, а они стояли рядом. И священник видит, что стоит 9-м номером, а комиссар — 10-й. Тогда священник вдруг отступил и поставил комиссара на свое место. Священника расстреляли…

Но интересна дальнейшая судьба комиссара! Через некоторое время концлагерь освободили наши войска. И комиссар этот сказал: «Он меня заменил в моем строю — и я его заменю в его строю!»

Когда он стал священником, я не знаю — отец Тихон мне не сказал...

— Священник Владимир Вигилянский, которого, кстати, вы здесь в советское время тайно венчали, мне как-то сказал, что у него есть очень редкая и любопытная фотография. Стоит молодой семинарист (это в первые годы после войны), видимо, только поступает в духовную семинарию — а на нем военная гимнастерка. И вот этот семинарист оказался будущим известным старцем Кириллом (Павловым). Что вообще известно об отце Кирилле?

— Отец Кирилл… Вообще эта тема очень интересная, потому что Господь приоткрыл нам не все, а только частично. Ну, может быть, не все знают, но мы знаем. Что-то все равно сокрыто, это уже тайна путей промысла Божия.
Вот смотрите, что было в самых «горячих» точках войны: в Москве была блаженная Матренушка. В блокаде Ленинграда — Серафим (Вырицкий). А в Сталинграде был нынешний отец Кирилл — Иван Павлов. Он был как раз среди участников обороны Сталинграда…

— Известный всем отец Кирилл Павлов? Он что, действительно воевал и в те годы был в Сталинграде?

— Да. Его часто спрашивали: «вы ли тот самый?» — но он молчал. Неправду он сказать не мог, а говорить о себе он, как монах — не хотел…

— Для меня, как и для очень многих, до сих пор остается загадкой — что же все-таки сталось с тем самым легендарным Павловым? Знаменитый «Дом Павлова», развалины которого сохранились в Волгограде…

— Вот говорят, что кто-то, может быть, другой... Но кто — никак не покажут, и вообще ничего больше не известно. А вот он-то есть… Иван Павлов.

— Кстати, тот Павлов, герой обороны Сталинграда, после войны куда-то исчез…

— Вот именно. У святых людей, знаете ли, есть свойство — они стремятся остаться в неизвестности… А вот еще один пример: схиархимандрит Михаил, не так давно почивший в Троице-Сергиевой Лавре. Я с ним еще в Переделкино общался. Он прошел войну в танковых частях — от начала и до Берлина. Он трижды выбирался из горящего танка! Вот это пример некоторых священнослужителей, которых я лично знал.

— Священнослужители, которые брали в руки оружие в годы Великой Отечественной войны, разве они шли защищать веру? О какой вере можно было говорить в те годы?! На минуточку! 1937-й год. Война началась через 4 года. До этого — кровавые репрессии, сотни священнослужителей были расстреляны при советской власти, остальные сосланы в лагеря…

— Не совсем так… Иосиф Виссарионович, кстати, в 1939-м году отменил Указ о преследовании духовенства, приказ Ульянова...

— В 1939-м?

— Отменен в 39-м, еще за 2 года до войны…

— Так все-таки Церковь какое участие принимала в сопротивлении?

— Самое активное участие принимала! Во-первых, самое главное, что она молилась, она наставляла тех, кто шел на фронт. Как молилась и моя мама (Царствие ей Небесное!). Она моему отцу, который был участником Великой Отечественной войны, написала: «Где бы ты ни был, что бы с тобой ни было — я тебя найду, если ты будешь жив. Иди и выполняй свой долг, не думай о нас!»

Вот такие были у нас матери и жены…

— Ваш отец вернулся?

— Да, вернулся... Он потом стал священником. В 49 лет пошел в семинарию, 30 с лишним лет прослужил. Но до этого он еще прошел Кемь и Соловки!..

У него не было озлобленности… И вот эпизод: когда он был в тюрьме, ему явилась мать, его умершая мама, урожденная Мария Васильевна Морозова. И он, как бы во сне, говорит: «Мам, я собираюсь жениться!..»  А он с мамой (моей мамой, тогда еще его невестой) переписывался, когда был в тюрьме. А у него была 58 я статья. Какие же тогда были невесты! Он сказал во сне своей маме: «Благословишь меня?» Она ответила: «Благословляю. И на войну!..» А это был 1931 год. До войны еще было 10 лет!.. То есть ТАМ уже было известно, что будет война. Это факт.

Во время войны мы оказались в оккупации, наша мама, рискуя собой и нами, она помогала партизанам, давала знаки, вывешивала белье, когда немцы были, чтобы наши не приходили…

— Снова вопрос: для чего? Ведь советское время было?

— Время советское, но люди были ЦАРСКИЕ! Вот например, я лично причащал, а потом и хоронил Игоря Борисовича Шапошникова. Это сын Бориса Михайловича Шапошникова, начальника Генштаба нашей Советской армии в начале войны. Кстати, учитель Жукова… Так вот, Борис Михайлович Шапошников каждый день клал земные поклоны с молитвой: «Господи, спаси мою Родину и народ русский!»

— Генерал?

— Маршал, советский маршал! Мы же недалеко тут от Барвихи. Наша прихожанка Клавдия Васильевна (Царствие ей Небесное), она мне сама рассказывала: когда шла однажды, мыла там какие-то лодки (она была уборщица), и там Семен Михайлович Буденный рядом сидел. Он ей: «Клавдия Васильевна, что это у вас такое?» А у нее крестик выскочил. «Ну-ка, покажи!» Она подошла, медный крестик такой. А он вдруг раскрывает китель: «А у меня вот какой!» А у него золотой крест…

 — У Буденного?!

 — Да, у Буденного. Она ему: «Семен Михайлович, вы шо ж, верующий?» — «Ну, а как же?» «Да вы же партийный!» — «Ну, это на бумаге…» Вот это личные слова, переданные мне знакомой старушкой…

— Личные истории, о которых не пишет пресса.

— Да. Но есть и еще один пример, о котором я никак не могу забыть. Мне его рассказала очевидица. Она жила в Смоленской губернии, в той самой деревне, где произошел этот случай. Шел фашистский карательный рейд: они сжигали деревни и жителей расстреливали, поскольку там партизанская война была. И в этой деревне находилась одна женщина, у которой был больной ребенок, наподобие ДЦП — как зайчик, убогий такой. И вот на подходе фашистов все побежали спасаться куда-то, иначе всю деревню сожгут! И она с ним тоже пытается убежать, а он еле ковыляет. Жители говорят: «Да брось ты его, ну, пристрелят, вся равно, мол, он не жилец!» Ну, а как же мать-то оставит свое дитя?! И она приковыляла с ним. Только приковыляла, нагрянули фашисты… Стоят автоматчики перед жителями деревни, готовы всех убить… И вдруг выползает этот ребенок. Выполз и пошел вдоль строя фашистов. Ковыляет-ковыляет, при этом приближаясь к автоматчикам. Потом вернулся, дошел до конца и опять пошел назад. И опять — вплотную к автоматчикам, почти под дуло. Те стали отступать… А команды все нет, и они не стреляют.

Что он сделал, не ясно, но они опустили стволы и уехали. И вся деревня осталась, из—за этого ребенка, в живых!..

— Ребенок, который был не жилец, который как бы не понимал?

— «КАК БЫ» не понимал!.. Но это в нашем понимании. «Убогие» — это значит «у Бога». Господь так на его сердце положил, чтобы он собой заслонил людей — он ведь шел под дулами автоматов. И этот факт мне рассказывала женщина, которая была среди тех детей, выживших…

— Отец Валериан, спасибо, что согласились рассказать нам об этих малоизвестных и загадочных эпизодах Великой Отечественной войны!

— Спаси, Господи, вас и ваших читателей! Не забывайте, что и для меня эта война навсегда осталась в сердце! И я помню, как еще ребенком шел из школы и вдруг услышал, почувствовал это радостное состояние: «Победа! Мы победили…»

Беседовал Александр ЕГОРЦЕВ
 

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1507


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930