|
||||||||||||||
Воин ХристовАлександр Гончаров. Святых и воинов всегда чтили на Руси. Можно сказать, что на их крови стояла и стоит Россия — подножие престола Пресвятой Богородицы. На катастрофу 1917 года, одичание общества и гонения Церковь Русская ответила новомучениками. Поэтому совершенно не случайно в православных храмах поют: «Земле Русская, граде святый, украшай твой дом, в немже Божественный велий сонм святых прослави. Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо чада твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся. Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию. Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни Веру Православную, в нейже тебе утверждение». Память новомучеников с трепетом сохраняют все русские люди… В конце апреля в русском городе Старом Осколе (Белгородская область) прошли уже II Онуфриевские чтения, возникшие, как один из вариантов сохранения памяти о священномученике Онуфрии (Гагалюке), архиепископе Курском, первом епископе Старооскольском.
Перед началом конференции были зачитаны приветственные слова от митрополитов Иоанна Белгородского и Старооскольского и Ефрема Криворожского и Никопольского (которое специально привез с Украины настоятель единственного на постсоветском пространстве храма во имя священномученика Онуфрия протоиерей Владимир Златов). На пленарном заседании, прошедшем в здании бывшего духовного училища, а ныне Старооскольского театра для детей и молодежи им. Б.И. Равенских, были зачитаны пять докладов по тематике чтений и представлена, только что вышедшая из печати, книга «Симфония по творениям священномученика Онуфрия (Гагалюка)».
Личность сщмч. Онуфрия (Гагалюка) уникальна. Этот святой родился в апреле 1889 года в Люблинской губернии Российской Империи, а принял мученическую кончину 1 июня 1938 г. в Благовещенске. Можно утверждать, что святитель Онуфрий своими трудами и подвигом освятил всю Россию от крайнего Запада и до Востока ее. Он окончил Петроградскую академию, в Киево-Печерской лавре славного русского города Киева был хиротонисан во епископа Елисаветградского, подвизался на духовном поприще в Малороссии, отбывал ссылку на Урале и в Сибири, служил в Старом Осколе и Курске, был в узилище в Воронеже и погиб на Дальнем Востоке. Святитель Онуфрий не лез в политику, но твердо стоял на защите интересов Русской Православной Церкви и боролся с «обновленчеством». Известен факт: когда святитель Онуфрий прибыл в Старый Оскол, то в епархии оставалось всего около 20-ти приходов, оставшихся верными Матери-Церкви, но после его приезда и начала деятельности, из «обновленчества» вернулись многие приходы и число православных храмов увеличилось до 160-ти. Можно смело утверждать, что владыка Онуфрий в какой-то степени повторил на рубеже 30-х гг. XX века духовный подвиг митрополита Мануила (Лемешевского) (1884-1968 гг.), разгромившего обновленчество в Петрограде (1923-1924 гг.), несмотря на активное противление советской власти. В 2017 г. Информационный митрополичий центр «Православное Осколье» снял документальный фильм «Странник идет…», созданный на богатом материале воспоминаний о житии священномученика Онуфрия. Съемки проводились и в доме, где некогда жил святитель Онуфрий, и который с любовью посещают православные христиане со всей России и ближнего зарубежья.
В 2018 году была подготовлена и издана «Симфония по творениям». Традиция составления симфоний по творениям православных святых имеет в Православии достаточно древнюю традицию. Симфония — это не цитатник, а системное изложение взглядов христианского писателя. Человек, берущий в руку книгу должен не только знать, что думал по тому или иному поводу святой, но и прочувствовать вкус того времени, когда жил православный подвижник, проникнуться им и ощутить неразрывную связь эпох. Творения святых всегда актуальны. Ведь несмотря на технические и иногда цивилизационные различия между мирами, человека волнуют все те же вечные проблемы поиска смысла жизни. «Симфония по творениям священномученика Онуфрия (Гагалюка)» составлялась с расчетом, именно на это. Она содержит в себе не только высказывания святителя, но и краткое жизнеописание, и две небольшие аналитические статьи исследователей, в том числе и первого составителя жития сщмч. Онуфрия — архимандрита Дамаскина (Орловского). Когда русский православный читатель знакомится с книгой, то он начинает понимать, что по своему потенциалу сщмч. Онуфрий такому незаурядному православному мыслителю, как сщмч. Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (1886-1929). Если присмотреться к датам рождения святителей: Онуфрия, Илариона и Мануила, то окажется, что они, фактически, принадлежали к одному поколению, которое было взращено в недрах империи и могло составить духовную элиту ее. Но революция сломала все. И сейчас невольно думаешь, что насколько Россию отбросила назад революционная смута. Прогресс сменился регрессом на духовном поприще. А мы еще и удивляемся, откуда берутся злоба и ненависть, зависть и безразличие в современном нам обществе.
И в заключение, хотелось бы представить мысли священномученика Онуфрия (Гагалюка), этого великого человека (даже и по светским меркам!) и святого исповедника, которые не потеряли своего значения и в XXI столетии от Рождества Господа нашего Иисуса Христа: 1. Как от родителей больных рождаются больные дети, так и от согрешившего и затемнившего в себе образ Божий Адама рождаются все дети со склонностью ко всякому греху. Это есть состояние ветхого человека. 2. Святость души — это своего рода аристократизм души… Аристократом же духа — в христианском смысле — может быть и нищий, и урод, и каторжник, если он станет вести христианскую жизнь под руководством Христианской Церкви Православной… Очень жаль, что люди в громадном своем большинстве устремились всеми фибрами души к благам цивилизации внешней, забыв о нетленной красоте души, духовном аристократизме, святости, достичь которой могут все люди: любого возраста, состояния, мужчины и женщины — в Церкви Христовой. 3. Что такое атеизм по своему существу? Это жизнь без Бога и с вызовом Богу, это стремление поставить человека на место Бога, обойтись собственными силами в своей жизни и деятельности. Атеист — не только грубый развратник, не желающий знать никаких основ морали и Божьего закона. Атеист — и тот ученый, который сделал науку своим идолом и, если не занимается открытой антирелигиозной пропагандой, однако не молится Богу, боится открыто исповедать свою веру, не заявляет о себе, что он верующий, — словом, не живет христианской жизнью, допуская разве лишь существование какой-то отвлеченной силы высшей в мире. 4. Господь наш Иисус Христос, Богочеловек — вот идеал людей, всечеловеческий, всемирный, вечный. 5. Назначение православных святителей и пастырей — всемирное — приводить все народы земли к Богу чрез Церковь Христову. 6. Жизнь показала, что без света Христова люди задыхаются от взаимной злобы, от кровавых преступлений, убийств и разврата... Оказывается, в среде нашей есть очень много настоящих язычников, вовсе не ведающих Бога. Не нужно нам ходить к народам Африки и язычникам Азии и Австралии — у нас своих язычников обилие... 7. Почему Господь не открывает святой христианской веры иным народам, попускает им ходить своими ложными путями? Это — Божия тайна. Но по человеческому рассуждению можно сказать, что такие народы еще не достойны принять великую жемчужину — Христово учение и благодать... И нам, православному народу русскому, нужно постоянно помнить о величайшем Божием даре — святом православии и хранить его паче всех земных благ и самой жизни. Ибо Господь за нерадение наше может отнять эту драгоценность от нас и передать другому народу, который принесет плоды Духа, какие ожидает Господь... 8. Вы всюду кричите, что духовенство православное не на высоком положении: оно, мол, жадно, в массе своей погрязло в пьянстве, некультурно внешне... Пусть будет даже так, хотя это неправда. Но скажите, учит ли вас православное духовенство чему-либо дурному, или сомнительному, или ложному? Нет, оно всегда предлагает вам чистое, светлое, правильное Христово учение, выше и совершеннее коего нигде не найдете, ни в философских учениях, ни в других религиях. Свежая, здоровая, чистая вода не сделается негодною, если ее подадут в деревянном ковше, а не в серебряном кувшине... По вашему суждению, хулители православного духовенства, у нас много недостатков! Избегайте сами этих недостатков. А тому, что мы вам предлагаем — следуйте. И на душе у вас будет покойно. 9. Народ благочестивый всегда сильнее неверующих, так как верующий призывает во всех своих делах благословение Божие. И по человеческим рассуждениям побеждает не тот, кто лучше вооружен, а кто более силен духом, ибо трусы могут быть в войске, прекрасно вооруженном и громадном по числу. А наиболее сильный духом человек — глубоко верующий.
Образование и Православие / segodnia.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1002 |