Три недели после Пасхи. Семь дней назад настоятель, в честь памяти Жен-Мироносиц, благословил поздравить всех сотрудниц храма букетиком цветов и небольшой суммой денег.
– Интересно, – произносит задумчиво один из певчих, – а мужчинам сегодня будут подарки?
– А вам-то за что? – недоумевают дамы.
– Так ведь праздник… Международный мужской день!
– Это какой же?
– Как какой?! Неделя о расслабленном!
После короткой паузы недоумение сменяется неподдельным весельем. Шутник попал в точку, причем – болевую. Но форма попадания вызывает лишь искренний (у некоторых – с долей истеричности) смех клирошан, подавляющее большинство которых, как и почти везде в нашей стране, женщины. И практически каждую можно считать пострадавшей от мужчин. Причем пострадавшей не в смысле насилия, а даже, скорей, в смысле противоположном. Кто-то – почти все – разведен, точнее брошен, у одной муж спился, у другой – покончил жизнь самоубийством, третью бросил с маленьким ребенком и т.д. и т.п.
Констатация факта
Деградация мужчин во всем мире и, в частности, в России стала общим местом. Причем деградация эта коснулась совокупности всех душевных и физических свойств современных представителей сильного пола. Коснулась до такой степени, что и само наименование мужчин сильным полом все чаще звучит иронически. В начале 2000-х годов в Москве проводили исследование школьников, которое показало, что мальчики и девочки по силе и выносливости сравнялись между собой. Мужчины становятся слабее не только физически, но и физиологически — все большее распространение получает такое явление, как мужское бесплодие.
Впрочем, если бы деградация мужчины ограничилась лишь физическим и физиологическим аспектами, это было бы, что называется, полбеды. Но мужчина теряет свои – мужские – душевные качества. И эта проблема устраняется значительно труднее, чем телесные немощи.
Деградация мужчин во всем мире и, в частности, в России стала общим местом
При этом нужно помнить, что вполне брутальный вид может скрывать за собой совсем не мужественную натуру. Пьянство, курение, нецензурная брань, готовность бегать «за каждой юбкой» или применять физическое насилие по любому поводу вовсе не являются признаками мужского характера. Если же попытаться выделить основные качества, без которых мужчина может считать себя таковым только по анатомо-физиологическим признакам, то здесь нужно прежде других выделить два: решимость и ответственность. Т. е. способность принимать решения и нести ответственность за последствия этих решений. И это именно те качества, которые «медленно, но верно» теряет современный мужчина. Естественно, что эта потеря, прежде всего, самым губительным образом сказывается на семье.
Примеры из жизни
Супруги в браке пять лет. Детей нет. Лечение не дает результатов. Жена идет в храм, молится, исповедуется, причащается. Беременность — двойня, мальчик и девочка. Во время беременности муж уходит к другой.
Похожая ситуация. Несколько лет брака, детей нет. В период долгожданной беременности муж открыто изменяет с другой (также замужней) женщиной. Однажды отвергнутая жена находит как бы невзначай оставленную на виду распечатанную записку со своего рода молитвой: «Господи, забери ребенка, которого Ты дал мне!» У жены открывается кровотечение. Ребенок чудом остается жив и рождается здоровым, но муж в семью больше не возвращается.
Муж, жена, ребенок (мальчик). Отношения в семье прекрасные, предмет зависти подруг и знакомых жены. Мужчина – не только любящий и внимательный муж, но и заботливый отец, отличный семьянин. Неожиданная новость потрясает семейную идиллию. Жена беременна, и не просто беременна, а беременна тройней. Муж настаивает на аборте. Жена, после краткого периода мучительной борьбы с мужем и собой, решается на роды, которые и разрешаются в положенное время рождением трех замечательных девочек. Муж с этих пор не только уходит из семьи, но даже не пытается поддерживать контакт с сыном, которого, казалось, прежде нежно любил.
Читатели (а особенно читательницы) без труда могут продолжить ряд историй такого рода.
В чем же причина столь заметного в наши дни упадка мужского пола?
Кто виноват?
Гипотезы
- Причиной вырождения мужчин некоторые считают разного рода зависимости – алкогольную, наркотическую, игровую.
- Экологи говорят о том, что отрицательные изменения в окружающей среде негативно сказываются прежде всего на мужчинах.
- Серьезное подавляющее воздействие на мужчин исходит от все более наполняющих нашу жизнь новейших технологий, которые, с одной стороны, непосредственно влияют на мужской организм (излучение, радиоволны, вибрация), с другой – приводят к уменьшению (иногда – почти к исчезновению) физической активности, что также не способствует развитию мужских качеств.
- Некоторые полагают, что основной причиной деградации мужчины является стремление современной женщины к эмансипации.
Анализ приведенных гипотез
1. Зависимости
Зависимость является не причиной, а следствием утраты мужских качеств
Разного рода зависимости, без сомнения, самым пагубным образом сказываются на мужских характеристиках, как физических, так и душевных. Но дело в том, что сама зависимость не появляется на пустом месте, рождаясь на вполне подготовленной почве. То есть зависимость является не причиной, а следствием и свидетельством утраты мужских качеств.
2. Экология
Влияние экологии на мужской организм бесспорно. По данным научных исследований, уровень тестостерона у мужчин в промышленных городах в 1,5–2 раза ниже нормы. За последние 50 лет количественные и качественные характеристики мужского семени ухудшились настолько, что, по прогнозам некоторых ученых, «мужчины могут стать исчезающим видом уже в ближайшее время – через 100 лет»[1]. Конечно, это всего лишь гипотезы, но тенденция очевидна и для ученых, и для обывателей.
Тем не менее и здесь мы можем попытаться найти более глубокие причины отмеченных изменений. Как сказано в одной древнекитайской притче:
«Полутень спросила у Тени:
– Раньше ты двигалась – теперь ты стоишь на месте, раньше ты сидела
– теперь стоишь. Почему ты так непостоянна в своих поступках?
Тень ответила:
– А не потому ли я такая, что я от чего-то завишу? А может, то, от чего я завишу, тоже от чего-то зависит?»[2]
Современная цивилизация все более и более приобретает гедонистический характер. Неодолимое стремление к удовольствиям, которые становятся главной жизненной целью, не только помрачает разум, но и расслабляюще воздействует на душу и тело. Если мы хотим рассмотреть этот вопрос с православных позиций, то следует вспомнить, что Бог вручил человеку заботу о тварном мире. Именно этим и объясняется изменение всего мироздания после грехопадения первых людей.
Отступление от Бога приводит к негативным изменениям в самом человеке и в окружающей его среде
Продолжающееся отступление человека от замысла Творца естественным образом ведет к упадку душевной и физической природы и, как следствие, – к деградации всего творения, для которого человек, по выражению святых отцов, является «микротеосом», т.е. «малым богом». Таким образом, отступление от Бога приводит одновременно к негативным изменениям в самом человеке и в окружающей его среде. А почему эти изменения коснулись прежде всего мужчины, будет сказано чуть ниже.
3. Технологии
О непосредственном негативном влиянии новейших технологий на мужской организм можно сказать практически то же, что и о влиянии дурной экологии. С той лишь разницей, что мы в состоянии ограничить это воздействие, насколько возможно.
Что касается уменьшения физической активности в результате перехода человечества на новые технологии, то здесь мужчина оказывается в трудном положении именно благодаря комфортным условиям жизни. В прежние времена мужчинам волей-неволей приходилось быть в движении. Мужчина был пахарем и воином. В мирное время он трудился, в военное – защищал родную землю. Как мы помним из Священного Писания, если женщине Бог предписывает заповедь рождения детей, то мужчине говорится: в поте лица твоего будешь есть хлеб твой (Быт. 3, 19). В наше время женщины, пусть не в полной мере, но все же реализовывают Богом данную им заповедь о деторождении. Мужчина же, кроме того, что все меньше трудится физически, стремится к тому, чтобы как можно легче добыть себе средства для существования. И это, безусловно, является одной из важных причин деградации мужчины, поскольку невозможно стать мужчиной без преодоления трудностей.
4. Женщины
И, наконец, разберем четвертый вариант объяснения вырождения современного мужчины: виноваты женщины. Как говорится, «шерше ля фам». Это объяснение исходит в большинстве случаев из мужской среды и является древним как мир. Чтобы увериться в этом, достаточно вспомнить попытку самооправдания Адама перед своим Творцом:
И сказал Господь Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 11–12).
Муж – глава жены
Конечно, и здесь проблема существует. Современная женщина – не та, что была в древности или даже 100–150 лет назад. Для атеиста вопрос: чья вина первична в деградации современного человека – мужчины или женщины, – так же неразрешим, как и вопрос о том, что появилось первым: яйцо или курица? Но для человека верующего оба вопроса не представляют собой загадки. Курица появилась в этом мире прежде яйца, а мужчина является главным и первым виновником деградации человечества. Причина проста: семья, как и рыба, «гниет с головы», а в Священном Писании сказано, что муж есть глава жены (Еф. 5, 23). Если тело совершает какие-либо абсурдные или даже опасные действия, никто не станет винить в этом руку, ногу или другую часть тела, но вполне справедливо посчитают источником этих действий голову.
«Всякому мужу глава Христос»
Но в чем же причина загнивания самой «головы», т.е. мужчины? Ответ мы найдем также в Священном Писании: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор. 11, 3). Именно в таком порядке излагает апостол Павел иерархическую структуру христианской семьи, находящейся под главою Христом (Еф. 1, 10). Главенство мужа устраивается его вхождением в иерархию, в которой он имеет главой Христа. Возглавление от Бога во Христе в этой структуре является необходимым условием главенства мужа над женой. И если Христос держит эту «голову», то само «тело» удерживается своей «главой». Как писал блаженный Августин:
«Муж тогда настоящий глава жене, когда глава мужа – Христос, Который есть Премудрость Божия»[3].
И вот развал семьи, по крайней мере в народах, которые еще не так давно были носителями христианской культуры, напрямую связан с отступлением мужей от Христа. Как в первозданном мире отступление человека от Бога привело к тому, что человек лишился, по большей части, власти над животным миром, так и отказ мужчины от возглавления Христом лишает его способности быть главой жены. Этот отказ имеет своим следствием изменение отношения и мужа к жене, и жены к мужу.
Верность Христу и любовь к жене как основание семьи
Пребывание в заповеданной Богом иерархии требует от мужа серьезных усилий, чтобы в любви к жене уподобляться Христу в отношении к Церкви:
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 20).
Главенство мужа над женой есть главенство любви, уподобленной любви Христовой
Следовательно, главенство мужа над женой есть главенство любви, уподобленной любви Христовой, т.е. – любви жертвенной, о которой Господь говорит с учениками в прощальной беседе:
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34).
Верность Христу и жертвенная любовь к жене являются фундаментом христианской семьи, без которого не только разрушается семья, но и сам мужчина, отказываясь от реализации вложенных в него Богом способностей, постепенно этих способностей лишается, омертвевает, подобно органу, не выполняющему своих функций.
Жена как помощник мужа
Что касается женщины, то редкая женщина откажется от брака с надежным и любящим мужчиной. Как писал игумен Никон (Воробьев) о чувстве женского одиночества:
«Я не встречал ни одной девушки и одинокой женщины, которые не страдали бы от этого. Это, очевидно, кроется в природе женской. Еве Господь сказал по падении: И к мужу твоему влечение твое (Быт. 3, 16). Это влечение (не плотское только, а еще в большей степени психическое, а иногда исключительно психическое), очевидно, и действует во всех одиноких, преломляясь и приукрашиваясь бессознательно самым разнообразным способом. Взятая от ребра Адама, она тянется на свое место, чтобы создать одного целого человека»[4].
Поэтому в любой, даже самой эмансипированной и внешне самодостаточной, женщине остается желание опереться на сильное плечо, уйти на второй план, стать помощницей достойного человека, которого она любит и уважает. Помимо того, что в этом заключается Божественное предназначение женщины (сотворим ему помощника (Быт. 2, 18)), это и гораздо спокойней.
Владыка Пантелеимон (Шатов) приводит показательный случай:
«Один мой знакомый батюшка был как-то на съезде деловых, очень современных женщин, которые обсуждали какие-то проблемы, и вот, когда он обратился к ним с речью, то сказал: "Ну вот, положа руку на сердце, скажите, дорогие женщины, вот если б вам предложил руку и сердце какой-нибудь замечательный человек, оставили бы вы это свое общественное служение, свою карьеру, согласились бы с ним жить, его любить, растить детей?” Как-то он им так сказал, что они даже зааплодировали»[5].
Итак, мы можем дать однозначный ответ на заданный в начале этого раздела вопрос:
– Кто виноват?
– Виноват мужчина.
Осталось лишь попытаться найти ответ на другой извечный вопрос, идущий обыкновенно в паре с предыдущим:
Что делать?
Мужское «спокойствие»
Как и при решении любой системной проблемы, на этот вопрос нельзя ответить однозначно. И основная трудность заключается в том, что свою деградацию мужчины часто не воспринимают как вырождение. Они или не осознают этого, или смотрят на это весьма снисходительно. Подобно тому, как большинство алкоголиков не соглашаются признать свой алкоголизм. Основная же тяжесть постепенного угасания в мужчинах свойственных их полу качеств ложится на женские плечи, почему женщины и ощущают эту проблему гораздо острее, чем мужчины. Чтобы больной мог излечиться, ему нужно для начала хотя бы признать серьезность постигшего его недуга. Но этого-то по большей части и нет.
Женская активность
И здесь вновь берутся за дело женщины. Они ищут разрешения ситуации у духовников, психологов, у супружеских пар, проживших вместе долгую жизнь. Но парадокс ситуации заключается в том, что ответы ищут женщины, а мужчины даже не задаются вопросами. Поэтому и советы, как поступать, даются почти исключительно женщине. Но изменяться-то нужно прежде всего мужчине. Если бы изменяться в первую очередь нужно было женщине, а мужчина стремился бы к этому, то проблема хоть и оставалась, но решалась бы гораздо легче, поскольку изменение, проводимое сверху вниз, требует значительно меньших усилий, чем снизу вверх.
В том, что касается иерархических отношений, мужчина, как уже было сказано, превосходит женщину. Поэтому, когда женщина в семье пытается превратить своего мужа в настоящего мужчину, то она берет на себя функции главы семьи, что по определению противоречит ожидаемым результатам и похоже на историю о том, как Мюнхгаузен сам вытащил себя за волосы из болота.
Сила «потока»
Ситуация выглядит тупиковой. Призывы «привести эту биомассу в храм», звучащие в отношении мужчин, не только оскорбительны, но и бессмысленны, поскольку биомасса в храме не нужна, а если кто-либо ее туда и приведет, то найдется и тот, кто ее из храма выведет или выманит. В храме нужны люди, и, в частности, мужчины, сделавшие осознанный выбор.
При этом необходимо сохранять трезвый взгляд на ситуацию. Деградация мужчины – это реальность современной жизни, которая в той или иной степени задевает каждого мужчину, даже самого мужественного, а, следовательно, и женщину, и, таким образом, все человечество. Это как невидимый поток, который сносит мужской пол в сторону вырождения. И здесь, как сказала одна из героинь Льюиса Кэрролла, «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»[6]
Исцеление расслабленного
Тем не менее хочется поделиться с читателями некоторыми мыслями по поводу возможного выхода из создавшегося положения. С церковной точки зрения рассматриваемая проблема имеет две стороны: а) количественную, б) качественную.
а) Незначительное число мужчин на приходах во многом связано с различием мужского и женского восприятия. Женщине более свойственно доверять своим сердечным чувствам, и поэтому храмы худо-бедно, но наполняются женщинами. Женщина чувствует Божественное присутствие в храме, и это нередко становится достаточным поводом для постепенного воцерковления. Мужчина в большей степени нуждается в понимании, в принятии разумом. Поэтому для привлечения мужчины в Церковь особенно важна просветительская работа на приходе. Но эта тема столь пространна, что требует отдельного разговора.
б) Казалось бы, приход в Церковь сам по себе должен положительно влиять на возрождение человека, и в том числе на укрепление мужественности в мужчинах. Но современный апостасийный мир не только окружил Церковь со всех сторон, но и входит в души и умы людей церковных, людей верующих. Чаще он просто остается в душе, как неосознанное наследство периода жизни, предшествовавшего воцерковлению.
Средство от этого известно, и оно универсально. Это следование Божиим заповедям. Хотя звучит это банально, но банально – не значит ошибочно. Дело в том, что исполнение заповедей в христианстве необходимо связано с трудностями: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33), – предупреждал Господь учеников. Входите тесными вратами; …потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7, 13–14). А как мы говорили выше, преодоление трудностей является необходимым условием формирования мужского характера и, кроме того, приводит человека к осознанию неспособности своими силами исполнить заповеди, что, в свою очередь, помогает познать необходимость молитвы. В молитве же и в церковных таинствах муж учится жить под главою Христом (Еф. 1, 10).
Важно и то, что исполнение заповедей, молитва, Исповедь, Причастие, пост являются универсальными средствами для мужчин и женщин, для одиноких и семейных, для здоровых и больных, для ученых и неграмотных…
А возрождение мужчины, в частности, в русском народе, зависит от самого народа, от степени его обращенности к Богу и Церкви. Мы же можем лишь стараться более-менее трезво оценивать ситуацию, в которой находимся, и стараться жить по вере, по Евангельским заповедям. Лишь в этом случае у нас остается надежда на то, что Господь возродит нас – и мужчин, и женщин – и не оставит ни в этой жизни, ни в будущей.
Тогда и мужчины, подобно Евангельскому расслабленному, долгое время находившемуся в параличе, восстанут для жизни во Христе, а наши женщины получат в них надежных руководителей к вечным и истинным целям.