Опубликовано 31.03.2018 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Андрей Мерзликин: "Меня выгнали из храма, чтобы я вернулся"


МАЦАН Константин Первая встреча актера Андрея Мерзликина со священником оказалась сложной: духовник строго его отчитал за то, что актер пришел на исповедь недостаточно подготовленным. Уйти оскорбленным и разочароваться в Церкви навсегда — казалось бы, нормальная человеческая реакция в такой ситуации. Но спустя десять лет Мерзликин вспоминает об этом с иронией и говорит, что именно такой опыт был ему нужен, чтобы позже прийти к вере осмысленно.
 

Андрей Мерзликин в преддверии своего дня рождения, которое он отметит 24 марта, призвал своих друзей и подписчиков в соцсетях в качестве подарка помочь православной службе помощи «Милосердие».

А. Мерзликин:

«Прийти к вере» — для меня это слишком сильное выражение. Правильнее было бы сказать «воцерковление». Вера — это все-таки дар Божий…

Если бы мне нужно было сыграть состояние покаяния, я играл бы внутреннее ощущение человека, который сильно вспотел и теперь страшно хочет помыться, но ни одного душа на сто километров вокруг нет.

Именно на это, по моим ощущениям, похоже чувство покаяния, а вожделенный душ — это исповедь. Я очень хорошо это состояние помню. В первый раз совершенно неожиданно пережил его, когда был студентом ВГИКа. Та оголтелость, с которой мы пытались «познать жизнь», входила в прямое противоречие со всем тем, что в меня вкладывали родители.

Желание «опуститься» так, чтобы достать самого нравственного дна, было обострено до предела. И я опускался. К этому располагала и актерская профессия: «А как же, нужен жизненный опыт, чтобы было, на чем строить образ…» И этот опыт я жадно хотел получить. И в определенный момент у меня появился этот опыт, и стало необходимо его от всех скрывать. До какой-то черты я бравировал этим опытом, но тут вдруг возникла вещь, которая просто ужаснула. Захотелось от самого себя спрятаться. И именно в ответ на это пришла совершенно новая, переворачивающая мысль: «Хочу выбраться! Хочу помыться!» Но что делать? К кому с этим идти? Маме о таком не расскажешь, это может ее расстроить. Друзьям? Они могут  не понять масштаба «трагедии»,  да и неудобно…

И тут в какой-то беседе я услышал, как моя знакомая с жаром рассказывала о своем «духовном отце». Содержание этого понятия я представлял смутно, но зато очень четко почувствовал, что страшно этой знакомой завидую. У нее есть что-то таинственное, привлекательное и… кажется, спасительное.  Поехал — ни много ни мало — в Троице-Сергиеву лавру. Трясся в электричке, стоял в длиннющей очереди на исповедь — и наконец, подошел к монаху. Начал что-то стихийно говорить. А он вдруг меня перебивает: «Первый раз на исповеди?» — «Да…» С каким жаром он начал меня отчитывать, до сих пор помню… Стою, не понимаю ничего… Потом спрашивает: «Готовился?» — «А это как?» Тут он буквально с криком выгнал меня из храма (смеется)…

Фото Владимира Ештокина

— Именно из-за таких случаев многие люди относятся к священникам, мягко говоря, скептически…

— Какое «скептически»! Да я был просто разозлен! Я — такой сознательный — пришел рассказать о том, какой я гадкий, и что?! И ради чего я трясся в электричке и стоял в очереди?

Это я сейчас вспоминаю об этом с улыбкой, а тогда я был вне себя. И решил: не нужна мне ваша помощь. Ноги моей здесь не будет. Tеперь понимаю: это был Промысл…

Казалось, монах был неправ, когда повел себя так недружелюбно и выгнал из храма человека, который толком ничего еще о церковной жизни не знал. Ведь так можно на всю жизнь от Церкви оттолкнуть. Но у Бога не бывает ничего случайного. И лично мне именно такой опыт был просто необходим.

— Почему?

— Это было единственное средство, чтобы я пришел к пониманию, зачем мне Церковь. На контрасте с таким первым опытом я вскоре пережил нечто совсем другое. Однажды на Рождество мама предложила сходить в храм недалеко от дома. Просто зайти, постоять. Зашли. Стоим. И вдруг я вижу, как пожилой священник делает мне знак рукой: мол, подойди. Я решил, что, раз зовут, надо подойти, мало ли что человеку нужно. Подхожу — и понимаю: священник, судя по всему, предполагает, что я пришел исповедоваться. А я ничего даже сказать не могу. О чем? Да и зачем? Я вообще об этом не думал. Но священник оказался опытным и начал говорить сам — за меня. И… я с трудом сдерживал слезы. Всё, что батюшка говорил, — стопроцентно в меня попадало. Буквально в каждую мою мысль, которая меня тревожила. То, что я сам для себя никак не мог сформулировать, священник выразил очень четко и назвал вещи своими именами. Он угадал даже то, что я не мог никому рассказать.

Во время этой исповеди я сам не сказал ни слова. И в этот вечер впервые в жизни причастился. И потом после службы мы еще долго стояли и с этим батюшкой разговаривали… Тот груз, который я в себе носил, — его вдруг не стало.

И тут бы мне сказать: «Я переродился, началась новая жизнь». Но нет. Жизнь как раз осталась прежней. Через месяц я стал тем же самым Андреем, которым был раньше.

— Ведь это достаточно частый случай. Человек впервые знакомится с Церковью, переживает что-то невероятное, а потом — как будто отказывается от этого опыта… Как Вам кажется, почему так происходит?

— Часто первые шаги в Церкви бывают очень легкими — Бог как будто сам за руку тебя ведет, и даже не подумаешь сопротивляться — настолько это тебя обволакивает. Но потом все меняется — и благодать уходит. Вернее, сама по себе благодать никуда не исчезает, но меняется ощущение человека: теперь его уже никто за руку никуда не ведет. И не потому что Бог его оставил. Просто теперь Он ждет, что человек сам приложит усилия и через разные испытания к Нему придет. Мне кажется, в этом все дело. Получив впервые радость богообщения даром, человек не очень-то готов к тому, чтобы теперь ради этого трудиться. Так было и со мной.

— И тем не менее Вы в Церковь вернулись? Что же заставило?

— Испытав эту радость однажды и потом ее лишившись, начинаешь страшно по ней тосковать. И когда я уже работал в театре, к одному из наших друзей на спектакль пришел священник. Его пригласили к нам в гримерку. Я впервые в жизни видел священника в обычной жизни, вне храма. Он был в подряснике. Некоторые  в шутку норовили дернуть его за бороду, называли «дедом морозом». А он смеялся… Я дождался момента, когда он вышел в коридор, догнал его и буквально пристал: «Можно, приду к вам в храм на исповедь?» Что на меня нашло, сам не знаю… Батюшка тоже опешил, но поступил как удивительно чуткий духовник. Просто ответил: «Приходи прямо завтра, на раннюю Литургию». Оказалось, он служил в храме где-то за МКАДом. Я говорю: «Это далеко, как мне добираться…» А он отвечает: «Я за тобой сам заеду».

И в четыре часа ночи меня разбудил звонок. Батюшка был у подъезда… Думаю, каждому известно, как часто наши вечерние добрые помыслы утром куда-то исчезают. Так со мной было и в этот раз. Я, само собой, уже никуда не хотел ехать. Но было страшно неловко. Пришлось заставить себя встать и спуститься к нему. И это стало моим первым сознательным усилием на пути в храм. Сел в машину. «Надел» улыбку и сделал вид, что я тот же самый вчерашний человек с горящими глазами. Потом стоял в углу храма, ничего не понимал, видел, что люди вдруг хором запевают какие-то молитвы. Такой была моя первая «сознательная» служба.

И вдруг я начал как будто оттаивать: помню, меня все больше и больше захватывало очень четкое ощущение — здесь происходит что-то настоящее… Что-то большое, красота обряда, прикосновение к традиции. Что-то реальное. Какая-то жизнь. А главное, чувствовал и свою причастность. Это поразило больше всего.

Новый человек, который ничего не понимает ни в конкретной службе, ни в Церкви вообще, имеет — если угодно — те же права на эту радость, что и старый опытный прихожанин…

Прокурор своего персонажа

— Есть ли у Вас киноработы, которые Вы могли бы назвать по-настоящему христианскими?

— Фильм «Заблудившийся» режиссера Акана Сатаева. И это самая дорогая для меня работа на сегодняшний день. Уже из названия понятно, что это фильм о потерянном человеке. В казахской степи он потерял не только жену и ребенка, он потерял жизненные ориентиры — и теперь пытается их найти. Это картина не была в широком прокате в России, наш зритель ее практически не знает. При этом мы возили ее на «Оскар» от Казахстана. И мне известно, что в России в нескольких епархиях этот фильм священники показывали и обсуждали у себя на приходах.

Кадр из фильма «Брестская крепость». Фото Елены Меркурьевой/Владимира Гайслера

— Одна из самых известных Ваших ролей в кино — Димон «Ошпаренный» в фильме «Бумер». Вы играете бандита. Как такие роли сочетаются для Вас с православным мировоззрением?

— Роль может быть самой неожиданной. Важно, как ты подходишь к работе над ней и к работе над образом как таковым.  Станиславский дал актерам правило: «играешь злодея — ищи в нем доброе». Правило, конечно, верное, но, на мой взгляд, сугубо техническое. С точки зрения мировоззрения, для меня в профессии всё по-другому. Если я играю негодяя, я хочу быть не адвокатом своего персонажа, а наоборот — прокурором. Играя «зло» — этому «злу» нужно ужаснуться до конца. И сыграть так, чтобы показать, какими гадкими и некрасивыми на самом деле бываем мы с вами, дорогие зрители, когда встаем на путь, разрушающий нас.

И христианский смысл искусства именно в этом — зацепить человека. И чтобы тронуть человеческое сердце, на экранного злодея должно быть стыдно смотреть… Но и увидеть, что он не безнадежен. Что и он может выскочить из своего заблуждения и уверовать, как разбойник на кресте, который первым попал в Царство Небесное.

Вот для меня главное — увидеть свет надежды, а не приговор со стороны художника…

— Не боитесь, что зритель отрицательное отношение к персонажу перенесет и на вас как на актера?

— Это не страшно. Зато таким образом можно сказать что-то по-настоящему серьезное. А главное: иначе работать нечестно. Ведь персонаж должен быть искренним. И Димона «Ошпаренного» из «Бумера» нельзя оправдывать. Он абсолютно неправ, он искренне заблуждается. Он не понимает, что живет неправильно. И если бы я искал оправдание его действиям, то это был бы не тот Димон «Ошпаренный», который вызывает (я надеюсь) у зрителя чувство стыда — оттого, что предал друзей. Именно полное падение — возможность возрождения этого персонажа. И такую возможность режиссер дал герою во второй части «Бумера».

Сцена лечит

— Вы участвуете в проектах благотворительного Фонда поддержки семьи и детства «Наши дети». Благотворительность сегодня стала модной…

— Сотрудничать с фондом меня благословил архимандрит Сильвестр из Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом. Я его хорошо знаю, он очень дорогой и близкий мне человек. И это сразу сняло для меня все вопросы. Потому что поначалу к предложению Фонда я отнесся сдержанно. Знаем мы, думаю, эти благотворительные организации, лучше с ними не связываться… Но окунувшись в работу, я колоссально много для себя открыл и приобрел.

— Что, например?

— Раньше у меня был страх перед детскими домами. Во мне серьезно засел советский стереотип: за детдомовским забором — забитые, больные, нелюдимые дети… Но, оказалось, по-человечески это такие же дети, как и все остальные. Только в тяжелых жизненных обстоятельствах. Стереотип нужно разбивать.

Ведь вряд ли найдется хотя бы один, кто осознанно скажет: «Я эгоист, не хочу помогать другим, добрые дела меня совершенно не привлекают». В душе каждый готов помочь. Мешает только страх. И мне мешал. А теперь пропал.

Андрей Мерзликин во время проведения театрального фестиваля в Ярославле, организованного благотворительным фондом поддержки семьи и детства «Наши дети». Фото предоставлено фондом «Наши дети»

— Чем конкретно Вы начали заниматься?

— Мы стали проводить в Ярославле театральный фестиваль, в котором участвуют только детдомовцы. То есть к конкретному детскому дому прикрепляется группа добровольцев, которые начинают с детьми работать. Среди таких добровольцев ­­— и просто волонтеры, и профессиональные артисты. На выходе получается целый спектакль. И что важно: этот спектакль не остается внутри детдомовских стен, а выносится на широкую публику: спектакли из разных детских домов привозят и играют в одном месте. Так в Ярославле прошел наш первый фестиваль. В нем приняли участие четыре детских дома. К концу дня к Сергею Морозову, исполнительному директору фонда «Наши дети», выстроилась очередь из директоров других детских домов, которые тоже очень хотели принять участие в таком фестивале в следующем году. И когда мы посмотрели спектакли через год — были поражены. Я готов засвидетельствовать как профессиональный актер: некоторые из них уже язык не поворачивался называть «самодеятельностью». Это были полноценные театральные работы, которые можно было брать и катать с гастролями по городам.

— Существует мнение, что такие культурные праздники детдомовцам не нужны. Детей необходимо брать в семьи, а не на сцену вытаскивать…

— На мой взгляд, неправильно было бы предлагать «или—или»: либо семья, либо волонтеры и праздники. Мы не претендуем на то, чтобы заменить детям семьи. Мы — небольшая, локальная мера. Но я уверен, что и она важна. У ребенка появился дополнительный вектор развития.

У нас же нет цели сделать из детей актеров. И актерское мастерство, сценическая речь, работа над образом — все это вторично. Если вообще существенно. Важно другое: ребенок вышел на сцену. Раскрылся, заявил о себе — произошла маленькая победа над самим собой. По своему опыту знаю: сцена лечит. Она заставляет человека переломить привычную логику, увидеть какие-то вещи по-новому. Посмотреть на себя иначе. Оценить свои сильные и слабые стороны. Но есть и еще более важный момент. Такие театральные фестивали — это социализация. У детдомовцев не так много друзей. А мы стараемся дружить.

Священники и тренеры

— Многие люди считают, что можно верить в Бога и не ходить в Церковь. Как Вы к этому относитесь?

— Мне кажется, что христианин в каком-то смысле начинается там, где появляется осознание: сам — не смогу, только с Богом смогу. А с Богом — это значит внутри церковной ограды. Я очень люблю афоризм: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Для меня Церковь — это не просто теория и внутренние убеждения, а еще и практика, которая подразумевает правила поведения. В том числе и какие-то физические действия. И если я верую в Бога и хочу, чтобы моя вера что-то значила в моей жизни, я должен эту практику соблюдать. Это как в спорте: если я хочу достичь совершенства, что я для этого должен сделать? Правильно — ходить в спортзал… Тренироваться!

Можно ли купить книгу-самоучитель, выделить для себя два часа в день и дома разбирать, допустим, приемы бокса самостоятельно? В принципе, можно, но только мы это проходили. Через три дня книга забыта и мы уже «устали»… И не надо врать самому себе: что, я на самом деле смогу регулярно заставлять себя этим заниматься? Нет. Мне нужен спортзал и тренер.

Под его надзором я буду «отжиматься» в три раза больше и правильней. Так и в Церкви есть такие же «тренеры» — священники. Только тут речь идет уже о духовной дисциплине.

Фото Владимира Ештокина

— Но нецерковный человек часто сторонится храма именно из-за священников. Мол, они недостойные, грубые, толстые, взятки берут…

— У человека, с церковной жизнью незнакомого, есть свои, достаточно стереотипные, ожидания, каким должен быть священник. Предполагается, что ему положено напоминать ветхого старца с иконы. И когда люди не видят этого — разочаровываются. Чтобы увидеть просветленного старца — образец христианской аскетики — нужно ехать в монастырь. А духовник на твоем приходе — это о другом. Это учитель и во многом собеседник. И если даже он внешне не выглядит, как Серафим Саровский, именно — если вернуться к спортивной аналогии — «тренер». Именно рядом с ним начинаются эффективные уроки «духовного карате». А без него я дам себе поблажку и не стану ничего делать. Потому что встать в шесть утра и поехать на раннюю Литургию — не укладывается в обычную человеческую логику поведения. И сравнивая боксера и его тренера, часто наблюдаешь знакомую разницу… Тренер толстый, курит, выпивает, ругается, и нуждается в тебе так же, как ты в нем. А главное, в храм ходят не к батюшке, а к Богу.

— А какую роль в Вашей жизни играет духовник?

— С того момента, как я пришел в Церковь, прошло десять лет. И сейчас мой духовник чрезвычайно дорогой и близкий мне человек. Все эти годы он играет колоссальную роль в моей жизни. Перед свадьбой я брал у него благословение. Именно он венчал нас с моей женой Аней. Она родила мне троих детей, он их крестил, и для меня очень важно, что наши дети родились в венчаном браке. Вся наша семья, включая родителей, ходит в один храм. Мы исповедуемся у одного батюшки. Так что он знает про нас все! И мы про него все знаем! Большая здоровая семья, которую бережет Церковь, — это ли не счастье?

Благодарим Фонд поддержки семьи и детства «Наши  дети» за помощь в организации интервью

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1481


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (19)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930