|
«День придет — наша возьмет!» Прекрасная легенда о Евпатии Коловрате — победа национального романтизма в русском кино
В дрянных
фильмах даже то хорошее, что есть в картине, уходит на второй план,
потому что фильм по сути — дрянной, и от него тошнит. В хороших фильмах,
напротив, даже те ошибки, неточности, ляпы, которые сделаны съемочной
группой (сценаристом, режиссером), пропускаешь и забываешь, потому что
дух захватывает от того, насколько фильм великолепен, опять-таки — по
сути, насколько он для тебя свой, родной!
«Легенда о Евпатии
Коловрате» — свой, родной для нас, русских, фильм. Эта первая ласточка
беспримесного национального романтизма в отечественном кинематографе.
Этого ждал зритель, и этого он не получал от исторических кинокартин с
гораздо более солидным сюжетом.
Фильм хорош, потому что:
- Русь XIII века подана в нем красиво. Прекрасные леса и рощи, по
которым едут на конях персонажи картины. Красивая зима, с метелями,
сугробами и блистающим снежным покровом;
- Русские поданы в нем красиво. Ни одной кривой образины, ни одного
урода, в сущности, ни одного отрицательного персонажа: люди Руси могут
быть слабее и сильнее, умнее и глупее, порочнее и чище, но нет среди них
ни единого откровенного мерзавца. И светлы их лики, и прочны на них
кольчуги, и наполнены многоцветьем красок их одежды. Вот, в сущности,
чем проигрывает у «Евпатия Коловрата» сериал «София», и вот, в сущности,
одна из серьезных претензий к неоднозначно воспринятому фильму
«Викинг»: там слишком много серого, грязного, запыленной домотканины, на
которую краски пожалели. А в «Евпатии Коловрате» картинка сделана так,
будто режиссер создавал рекламный ролик о Древней Руси;
- Города и храмы русских поданы в нем красиво: ни кривизны, ни грязи,
ни гнили. Белокаменный собор рязанский, высокие бревенчатые стены
крепости, резные наличники на каждой хоромине, русский стиль, ах,
хорошо! Даже внутри дома каждый предмет подан рельефно, каждая вещь
красуется и зовет: «Возьми меня в руки!»;
- Фильм — христианский безо всяких скидок. Когда, во время крещения
младенца, в соборе начинается паника из-за вести о приближении орды,
главный герой говорит владыке: «Продолжай!» И это, в сущности, главное
слово правды о Руси, сказанное в фильме: всегда есть какая-нибудь орда,
какие-нибудь шведы, «просвещенные» французы, свирепые поляки,
гитлеровцы, да кто угодно, а всё же Господь главнее всего в нашей
русской жизни, и знак Его, крест, да будет на всяком младенце, ибо в
стремлении к Богу — высший смысл нашей жизни;
- Фильм лишен идиотической толерантности. Кто бы чего ни вещал ныне
доброго и «толерантного» об орде, кто бы ни призывал «хранить ценности
интернационализма», а в фильме выражено то русское отношение к орде,
которое живет в душах миллионов людей и сдерживается ими из соображений
воспитанности, но от того слабее не становится: орда — чужое, жуткое,
опасное, злое, беспощадное чудовище; пока могло оно, — топтало Русь, а
когда обессилело, Русь его сама с удовольствием растоптала, и не стоит
говорить, мол, мы должны быть благодарны государственному строю Орды за
то и за сё; мы ей враги и мы ее победили, вот главное в нашей истории. В
«Евпатии Коловрате» орда подана чужачкой в наших лесах даже чисто
эстетически: размалеванные рожи, цвета, для Руси нехарактерные,
поведение наглого завоевателя... и никаких реверансов в сторону
евразийства. Оно и правильно;
- Фильм сделан с исключительным динамизмом: очень красивые и
стремительные батальные сцены, темп развития событий — исключительно
высокий, и в общем, нужны фильмы, которые не тонут в философствовании:
Русь — это не только Андрей Рублев Тарковского, это и богатырская удаль
Евпатия Коловрата;
- Множество наших режиссеров пытались подать русскую древность в
рамках реалистического кинематографа. Получалось... даже не через раз, а
гораздо реже. Создатели «Евпатия Коловрата» сняли прекрасную легенду о
сильных отважных мужчинах и прекрасных самоотверженных женщинах, о Руси
свободолюбивой, готовой до последней капли крови сражаться с врагом. Не
ищите точности в отделке нарядов, доспехов, оружия. Некоторые вещи
сделаны так, что археологи одобрили бы: да это было. Некоторые —
додуманы: да, это могло быть. Некоторые сделаны как в сказке. И слава
Богу, что на этом съемочная группа не зацикливалась: у нее получилось
то, что прежде никогда не получалось: героический киноэпос. Иными
словами, произведение, сработанное в стиле национального романтизма. У
поляков есть их «Крестоносцы» по Сенкевичу. У Голливуда есть «300
спартанцев». У нас теперь есть наш Коловрат. Еще одна капля в колодец
национальной культуры.
- Фильм не заканчивается «триумфальной гибелью» главного героя, как
можно было бы ожидать от обстоятельств 1237 года: Рязань сожжена, Муром
сожжен, Евпатий Коловрат бился с монголо-татарами до конца и пал как
истинный богатырь, нанеся им тяжелые потери. Да, это было. Но из XXI
века режиссер имеет полное право писать историю между строк летописей, и
не соврет при этом. Так и создатели фильма написали свою историю между
строк летописей. Их Евпатий Коловрат спас ценой своей жизни и жизней
своих товарищей ватагу детишек из погубленной Рязани, они выросли, сами
стали богатырями и через пять лет пришли на лед Чудского озера бить
захватчиков, пришедших с другой стороны. А сам центральный персонаж
обещал, погибая, Батыю: «День придет — наша возьмет». И звучали в его
словах треск ломающихся копий на поле Куликовом, боевой клич с берегов
Угры и раскаты орудийной канонады у стен Казани.
Имя Руси — Господь Бог и Победа. Так было, и так будет.
Дмитрий Володихин
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
|
|