Почему нет уверенности в том, что я не моделирую там, в виртуальном пространстве, перед людьми, большинство из которых не видит меня в повседневности, – другую себя и другую свою жизнь?.. Что я ничего перед этими людьми не изображаю?.. Что я таким образом не раздваиваюсь?..
Это вопрос о собственной искренности и цельности. Но почему я задаю себе этот вопрос именно в связи с социальной сетью? Может быть, его нужно было гораздо раньше себе задать? Соблазн казаться, но не быть, стремление играть перед окружающими некую роль – это начинается где-то в детстве, с наивного хвастовства и вранья… А закончиться может – услугами профессионального имиджмейкера (что уже не про меня, конечно). Что же касается Фейсбука или любой другой социальной сети – она просто предоставляет творцу собственного имиджа большие возможности. Поэтому служит сильнейшим искусителем. И это одно из самых сложных сетевых искушений. Сложных – потому что происходит и помимо твоей сознательной воли тоже. Вдруг выясняется, что в глазах некоторых фб-друзей ты – ну как бы это сказать, не совсем то, что на самом деле. Гораздо лучше и гораздо значительнее. И переубедить этих людей трудно – во-первых, потому, что твои объяснения они расценивают как проявление скромности и смирения; а во-вторых, потому, что тебе самой очень хочется в эту, другую себя – поверить.
Как с этим справиться? А как мы вообще возвращаемся к себе самим – таким, каковы мы в действительности, а не в воображении? Где это с нами обычно происходит? Дома, в домашней молитве, в вечернем повседневном исповедании грехов, в храме, особенно во время исповеди. Именно тогда нам бывает стыдно что-то перед кем-то из себя изображать; именно тогда мы задаем себе вопрос, насколько мы сами соответствуем тому, что пишем, говорим, проповедуем…
Фейсбук – не жизнь. Фейсбук – лишь одна из технических возможностей, предоставляемых человеку цивилизацией. Думаю, человек останется единым, он не расслоится на «реального» и «виртуального», игрового – если он будет относиться к себе трезво и сохранять себя в целости не только тогда, когда смотрит в монитор. Церковная жизнь предоставляет для этого средства, проверенные веками.
Задай себе вопрос «Зачем?»
В один прекрасный день я отдала себе отчет в своей зависимости от Фейсбука. В чем же она заключается и как она сформировалась?
Я вложила себя в страничку. Вложила искренне, без подвоха, без псевдонима, без игры. Вот она я – какая есть. Вот подлинная физиономия – моя, заметьте, а не кота моего. Вот что я хочу вам, люди, сказать, вот чем я сейчас поделюсь с вами, надеясь на ваш отклик...
В один прекрасный день я отдала себе отчет в своей зависимости от Фейсбука
Отклик последовал. Я увидела – то, что от меня исходит, востребовано. Значит, я не зря на свете живу! Регулярно приносимые Фейсбуком подтверждения моей значимости в виде лайков и теплых благодарных комментов подтверждали это обстоятельство…
И такое вот постоянное подтверждение стало мне вдруг нужно, слишком уж нужно, необходимо.
В результате телега встала впереди лошади: я стала специально искать (в себе самой или в книгах) – что бы такое написать сегодня в Фейсбуке. Вот не пришло ко мне ничего такого, не созрело, не отделилось от меня, как яблоко от ветки, чтоб упасть в чьи-то ладони… а я искусственно пытаюсь что-то от себя отломить, дабы сообщить: вот она я, никуда не делась, по-прежнему интересна и по-прежнему – не забудьте, друзья! – вам нужна.
Вот так мы и обнаруживаем в себе… то, что на самом деле необходимо обнаружить. Рядом с искренним и естественным желанием общаться с единомышленниками, единоверцами, дружить – не только с ними даже, но с самыми разными людьми, узнавать об этих людях как можно больше – во мне живут, оказывается, и тщеславие, и суетность, и стремление к самооправданию вместо оправдания перед Богом…
Что нужно делать, чтобы Фейсбук не способствовал процветанию этих наших грехов, не создавал для них почву? Очень простой ответ: всякий раз задавать себе вопрос «Зачем я пишу этот пост?» – и честно на него отвечать.
И еще – молиться всякий раз прежде, чем нажать на «опубликовать». Вот это средство – просто безотказное. Потому что – если есть в твоем замысле нечто нечистое, грешное, то молитва сразу тебе это покажет: ты просто почувствуешь, что делать это не нужно; ты увидишь ничтожность своих суетных помыслов. И у тебя возникнет чувство стыда.
Просто, да, но почему так непросто приучить себя к этому?.. Почему я вновь и вновь жму на «опубликовать», забывая произнести молитву, не храня того, что дал мне уже Бог осознать?..
Удержи язык твой от зла
Не всегда получается остановить пожар, опомнившись и удалив собственный пост
Мы вообще не очень умеем удерживать свой язык от зла (ср. Пс. 33,13) и плохо помним слова святого апостола Иакова о языке, который – небольшой член, но многое делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! (Иак. 3,5). Далее апостол говорит о том, как трудно, невозможно… и как необходимо человеку укротить язык. Укротить электронный язык необходимо вдвойне, потому что вещества он зажигает – очень много и сразу. И не всегда получается остановить пожар, опомнившись и удалив собственный сгоряча настуканный пост. У меня так было, по крайней мере, дважды. Хотя я – журналист, и должна бы, кажется, держать свою тормозную систему в рабочем состоянии. Что касается других пользователей – все мы регулярно видим, как поднимаются эти бури, как люди выплескивают эмоции, совершенно не разобравшись в ситуации либо подогнав эту ситуацию под сложившуюся уже у них схему. «Злодеи-чиновники отобрали приемных детей у супругов-усыновителей и вернули в казенный концлагерь!..» Да вы погодите, попытайтесь хотя бы с другой стороны на эту ситуацию посмотреть. Может быть, этих детей гораздо раньше изъять надо было. Может быть, чиновники их от голода, от побоев спасли. Всякое ведь бывает!
Приходим к тому же: Интернет – очень большие возможности, очень сильное искушение и одновременно – очень мощное увеличительное стекло, позволяющее хорошо рассмотреть ту опасность, которая сидит не в «злодеях-чиновниках», не в других людях, а в нас самих.
Молчание, конечно, золото, но без серебра тоже никак
Вопрос «Промолчать или сказать?» – он вообще не такой простой. «Мне приходилось жалеть о своих словах, но ни разу – о своем молчании» – не помню, чье это наблюдение, но согласиться с ним могу лишь отчасти. О молчании нам тоже приходится жалеть – если мы не заступились за кого-то, не поддержали, если мы молчанием предали, если мы, наконец, той правды не сказали, которую нужно было сказать.
Я не пускаю на свою страничку политику и скандалы. Не участвую в обсуждении тех проблем и ситуаций, в которых я не компетентна, которые известны мне только с чужих слов. Не считаю нужным прибавлять свой голос к хору, и без меня уже достаточно мощному. Но – когда-то я действительно не могу и, главное, не считаю себя вправе молчать.
Такие ситуации – всегда для меня стресс, всегда испытание. И с недавних пор я учитываю вышеупомянутые ошибки: стараюсь не поддаваться эмоциям, не бросаться к ноуту как к ружью, поразмыслить, взвесить, задать себе тот самый вопрос «Зачем?» – и только после этого опускать пальцы на клавиатуру…
Я благодарю Бога за то, что Фейсбук вошел в мою жизнь не слишком рано. Сейчас, а не 10-15-20 лет назад, когда я представляла собой существо невразумительное, незрелое, наивное и очень малоответственное. Сейчас я все же способна отвечать за то, что от меня исходит, и определять границы своей компетентности.
Но и сегодняшнюю меня Фейсбук очень многому научил. И уроки эти совсем не излишни для православного человека, живущего в обществе, увы, очень мало пока воцерковленном и желающего как-то этому обществу помочь.
Не лезь, куда не просят
Главный урок, пожалуй – чувствовать, где тебя хотят слышать, а где не хотят. И не лезть туда, куда тебя, по сути, не звали – хотя и есть у тебя, как и у всех, техническая возможность комментировать чьи-то записи. Помнить, что большинство людей вообще не хотят видеть в комментах возражения, хотя бы даже и в корректной форме. Люди хотят не возражений, не критики в свой адрес, а поддержки. Как в соцсети, так и в жизни вообще, между прочим – такова человеческая природа. И ее необходимо учитывать. Взламывая психзащиту человека, мы ни в чем его не убедим.
Взламывая психзащиту человека, мы ни в чем его не убедим
Еще я научилась не застревать в спорах. Вообще не вмешиваться в них без крайней необходимости. А если уж впрямь надо, не можешь молчать – высказаться кратко и, по возможности, емко один раз и более уже туда не возвращаться – пусть другие выскажутся. Не быть самонадеянной, в конце концов, не думать, что вот именно ты сейчас и свет прольешь, и все точки над известной буквой расставишь. Фраза «Без тебя разберутся» – она хорошая, отрезвляющая.
А захваченность спором, неспособность из него выйти, 323 твоих комментария под одним чужим постом, крайнее эмоциональное возбуждение, гнев, переход с предмета спора на личности…
Надо вовремя понять, насколько это душевредно, как это нас разоряет и опустошает духовно. Начните молиться сразу после спора – тогда почувствуете. Молитва – она ведь как проекция на экран, она сразу показывает нам, в каком состоянии мы находимся.
Дорога к другу
Человек нуждается в общении. Это не просто нормально, это, как мне кажется, изначально Богом в человека заложено: не для того он создан, чтоб так и остаться раковиной с плотно сомкнутыми створками, чтоб все свое в себе схоронить.
Мы нуждаемся не в поверхностном (хотя поверхностное тоже может сослужить какую-то свою службу), а в глубинном общении, мы страшно тоскуем по нему. Мы ищем дорогу в глубь себя – чтобы она стала дорогой к другому человеку. Той самой пришвинской дорогой к другу! Потому что эта глубина – место встречи родных душ, место, где они уже не могут друг без друга.
Мы ищем дорогу в глубь себя – чтобы она стала дорогой к другому человеку
Люди приходят в социальную сеть с очень разными целями. Кто-то ищет развлечения, релакса, «прикола». Для кого-то страничка в сети становится знаменем борьбы, идейно-политической трибуной, грозой врагам. Но я шла – к своим другим. К тем, с кем мы встречаемся на глубине. К друзьям, а не к френдам. И другие шли так же. И мы пришли друг ко другу. И открыли друг в друге то, что, может быть, никогда не открылось бы, если бы мы – ну, скажем, просто работали вместе, какими бы добрыми ни были при том наши отношения.
Мы очень рады своему взаимооткрытию, мы боимся друг друга потерять, вздрагиваем от слухов о возможной блокировке нашей любимой сети…
Главное – чтоб наша дорога была именно дорогой к другу, а не к себе в его глазах.