|
||||||||||||||
Нестор Летописец – «отец русской истории»Почетное звание «отца истории» носит Геродот, архиепископа Евсевия Кесарийского называют «отцом церковной истории», а монах Киево-Печерской обители Нестор по праву считается «отцом русской истории». Подобно инокам древних монастырей Византии, Сирии и Египта, Нестор постигал не только духовную науку, но и занимался историческими исследованиями и летописанием. Примечательно, что о первом русском летописце до нашего времени дошло не так много сведений. Датой его рождения называется 1056 год, где он родился – неизвестно, также точно неизвестно, кем он был по национальности. Церковный историк, митрополит Евгений (Болховитинов) сопоставив различные точки зрения на вопрос национальной принадлежности Нестора, говорит, что он был «природный славено-русс». В Киево-Печерский монастырь он пришел в 17-летнем возрасте и в молодых годах был пострижен в монахи. Известно, что вместе с монастырской братией Нестор пережил нападение на обитель половцев, это было в 1096 году при великом князе Святополке Изяславиче. «Безбожные же сыны Измаиловы вырубили врата монастырские и пошли по кельям, высекая двери, и выносили, если что находили в келье… Убили ведь несколько человек из братии нашей оружием, безбожные сыны Измаиловы, посланные в наказание христианам» («Повесть временных лет»). В главном своем труде «Повести временных лет» Нестор описывал те события, современником которых он являлся, и те, которые предшествовали его времени. Поскольку книжник владел греческим языком, при написании «Повести» он пользовался византийскими хрониками Иоанна Малалы, Георгия Синкела, Георгия Амартола, патриарха Константинопольского Никифора, трудами Мефодия Патарского и другими греческими источниками. Устные сведения, по мнению академика Бориса Рыбакова, Нестор получал от полян, живших в его время в Киеве. Подобно другим европейским средневековым историческим трактатам «Повесть» он начинает с очень древних времен, и включает историю Древнерусского государства в священную библейскую историю. Славян он производит от третьего сына Ноя Иафета – сыновья «Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же семидесяти и двух язык произошел и народ славянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть славяне». Но, в отличие от скандинавских хронографов, которые наполняли свои труды «баснословиями о происхождении и родоначальниках народов», в описании происхождения народов он строг. Даже критичный историк Шлёцер, автор «норманской теории», сравнивая Нестора с «позднейшими шотландцами и поляками», называет его превосходным. В «Повести временных лет» изложены основные этапы исторического становления Руси и ее государственности, принятия русским народом Крещения и образования Русской Православной Церкви. Академик Дмитрий Лихачев назвал стиль «Повести временных лет» монументальным историзмом, и говорит, что автор летописи «видит Русь как бы с большой высоты». Труд Нестора продолжили другие русские летописцы Сильвестр, игумен Печерский, Моисей, игумен Выдубицкий. Кроме летописи перу Нестору принадлежат «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского». Память
о первом русском летописателе и человеке, назвавшего книги источниками
мудрости, с благодарностью хранят русские, украинцы и белорусы, а
Православная Церковь за духовные и интеллектуальные труды прославила
Нестора Летописца в лике святых. Его память совершается 9 ноября.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1822 |