|
||||||||||||||
Незабываемый пустынник: Иеросхимонах Никон (Штрандтман). День памяти — 20 сентябряОфицер старшего командного состава царской армии, знаток языков и богословия. Его посещало много иностранцев и особенно людей протестантского вероисповедания, которые уходили очарованные общением с ним на религиозные темы, а один из них, бывший в то время депутатом британской Палаты общин, принял Православие и стал ревностным исповедником в Лондоне. Иеросхимонах Никон (Николай Николаевич Штрандман, еще пишут Штрандтман) родился в 1873 году в семье генерал-лейтенанта, коменданта Царскосельского дворца Николая Карловича фон Штрандмана (1835 - 1900). В семье Николай Николаевич был не один. Еще один брат Василий Николаевич Штрандман (1877 - 1963) – впоследствии занимал должность российского посла в Югославии, дипломатического представителя в Югославии со званием делегата по защите интересов русской эмиграции, водил личную дружбу с королем Александром I Карагеоргиевичем. Изучению биографии о. Никона посвятил много сил и времени известный исследователь Афона П. В. Троицкий. Приведем целиком результат его работы на эту тему. Иеросхимонах Никон «начинал карьеру офицером, служил в лейб-гвардейском полку Его Величества, участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах, был ранен. Служил адъютантом Великого князя Андрея Владимировича и закончил службу в чине полковника. После большевистской революции 1917 г. сражался в рядах Белой армии. Затем, как и большинство русских беженцев, оказался в Югославии. Там он принял постриг в одном из монастырей Сербии. Собственно, нам только и известно его монашеское имя — иеромонах Никон. Не позднее конца 30-х годов поселился на Афоне, в одном из самых суровых мест под названием Каруля. Здесь сама местность делает человека затворником — кругом обрывы и пропасти, по которым можно передвигаться только с помощью веревок. Одну из наших поездок на Афон мы специально посвятили сбору данных об отце Никоне. Нам были известны имена трех монахов, которые знали отца Никона. С одним из них нам поговорить не удалось, другие же два дали бывшему полковнику исчерпывающую характеристику поминутно восклицая: «Калос... калос». Еще удалось нам узнать, что отец Никон свободно владел пятью языками: английским, немецким, французским, итальянским и испанским. Но получить более подробные сведения было очень трудно, так как афонские монахи мало внимания уделяют внешним моментам или фактам биографии своих собратьев по монашеской жизни. Это и понятно: главное — спасение. А кем был в миру монах, даже и знать не обязательно. Правильно, но не совсем. Жизнеописание каждого подвижника имеет большое значение для людей, живущих в миру. Представитель высшего общества, отвергнувший мир, нашедший себе приют даже не в пустыне, а на небольшом уступе скалы и живущий даже не в келлии, а в крошечной избушке или даже в каменной норе, — какой урок для человека, еще не выбравшего пустыню! Кроме того, если святость, подвиги, чудеса — это элементы повседневной жизни афонского монаха, то для человека, живущего в нынешнее время, — это повесть из древней книги, чудом найденной на полке современного мира. Об отце Никоне сохранилось очень мало сведений, тем более о его афонском периоде жизни, хотя прожил он на Афоне около 30 лет. Удивительно, что многие карульцы, среди которых были и русские, были долгожителями. Так, русский монах Нил, исихаст, прожил около ста лет. И по преданию, он сам приготовил себе могилу, с помощью молодого монаха сам забрался в нее и тут же предал дух своему Домовладыке. Иеросхимонах Феодосий и его ученик Никодим также дожили до глубокой старости. Видимо, уже в глубокой старости умер и другой русский иеросхимонах, самый загадочный карульский житель, в миру — представитель высшего света, — отец Парфений. Так же и отец Никон прожил 90 лет и отошел ко Господу 7/20 сентября 1963 года. Мощи иеросхимонаха Никона (Штрандтмана). Трудно себе представить, как можно было жить в таком возрасте на суровой Каруле, где в то время нельзя было рассчитывать на медицинскую помощь или просто найти медикаменты. Пост и молитва так угодны Богу и столь необходимы людям, что Господь продлевает дни своих служителей, нарушая этим законы природы. Чтобы оценить подвиг отца Никона и ему подобных отшельников, достаточно один раз побывать на Каруле. В самые жаркие месяцы живущие там отцы буквально поджариваются, как на сковородке. Камень раскаляется на беспощадном солнце, и, кажется, нет спасения от жары ни днем, ни ночью. Не говоря уже о том, что подобные отшельники отрезаны не только от мира, но и от других афонских обителей. Крутые склоны, по которым передвигаться чрезвычайно трудно, не дают возможности часто нарушать уединение и любого способны сделать постником: по отвесным скалам не поносишь ничего лишнего. Архимандрит Херувим [Карамбелас] дважды упоминает отца Никона в своей книге «Удел Божией Матери». Первый отрывок — это описание одного из посещений старца, когда молодой послушник, будущий архимандрит, восторгается смирением русского монаха. Второй отрывок, более короткий, достоин цитирования. «Здесь, — сказал мне мой собрат, — находится калива Святой Георгий, где безмолвствует один очень образованный русский, отец Никон, бывший в прошлом офицером русской армии. Мы постучали в дверь и обождали. Вскоре показался поседевший благообразный монах с небесной улыбкой и какой-то внемирной добротой на лице. Мы оставили ему немного еды, взяли у него благословение, облобызав его руку, и продолжили свой путь». Приведем здесь и вышеупомянутый первый отрывок воспоминаний об отце Никоне архимандрита Херувима (Карамбеласа): «Открылась дверь, и показалась эта замечательная личность. Он первый сделал предо мной поклон и что-то сказал по-русски. Я слушал его, ничего не понимая; смотрел на него и поражался. „Вот, — думал я себе — небесный человек, который находится еще на земле!.." В одном порыве я склонился, чтобы ухватиться за его подрясник, поцеловать ноги, однако он успел раньше меня. Одним незаметным движением он оказался передо мной коленопреклоненным головой до земли. Услышал, как он, находясь в таком положении, шепчет: „Благодарю, благодарю". Это был незабываемый пустынник — высший офицерский чин русской армии, знавший несколько языков, всесторонне образованный отец Никон». Старец Гавриил Дионисиатский также с восхищением пишет в своем «Лавсаике» об иеромонахе Никоне (1969 год): «Офицер старшего командного состава царской армии, знаток языков и богословия. Его посещало много иностранцев и особенно людей протестантского вероисповедания, которые уходили очарованные общением с ним на религиозные темы, а один из них, бывший в то время депутатом британской Палаты общин, принял Православие и в настоящее время является его ревностным исповедником в Лондоне, и повсюду с благодарностью рассказывает об отце Никоне из-за спасительного духовного пробуждения его самого и его родных». Использованы материалы: «Русский Афонский Отечник XIX - XX веков».
Образование и Православие / afonit.info |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1239 |