Опубликовано 15.08.2017 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

В истинном паломничестве нет ни капли развлечения


Протодиакон Сергий Шалберов

"Для туриста весь мир – это красивый набор мозаик в калейдоскопе, который, услаждая взор, не должен входить в глубину сердца”. Почему турист и паломник - это антиподы, размышляет протодиакон Сергий Шалберов.


 
"Странничество есть отлучение от всего с тем намерением, 

           чтобы сделать свою мысль неразлучною с Богом” 
                                                                      (Лествица: 3, 3)

Приметы пути к счастью

Многообразны пути человека к Богу… Но начало пути богопознания – всегда в бескорыстном искании истины, нравственной чистоты и понуждения себя к добру. В Евангелии это условие выражено кратко и ясно: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). А один из самых читаемых и почитаемых на Руси древних святых – преподобный Иоанн Лествичник – уточнил: «Совершенство чистоты есть начало богословия».

Для того, чтобы мы действительно смогли вступить на этот тернистый путь, мы должны знать, что такое чистота – чистая природа, чистый воздух, чистая вода, чистые мысли, чистая молитва, святое безмолвие. И сегодня, для многих из нас, годами живущих безвыездно в дебрях мегаполиса и из-за нечеловечески стремительного уклада городской жизни почти единственной спасительной нитью является практическое приобщение к свидетельствам о святости и чистоте. 

Идут пилигримы – их светлые нимбы,
Для вечного мрака уже нестерпимы,
А их голоса, как весенние ливни,
Срывают с души твоей маски и гримы.

Конечно, главное из таких свидетельств содержится в Ветхом и Новом Завете, поучениях Святых Отцов, житиях святых, в самом православном богослужении.

К этому перечню следует отнести и духовную практику, обретаемую современными пилигримами во время их паломничеств ко святым и заповедным местам родной нашей планеты Земля. Как есть в храмах намоленные иконы, так есть в мире намоленные места, где душа молитвенно соединяется с душами предков и не думается о мелочном, и дышится спокойнее, и теряется ощущение лихорадочной гонки, в которую современный человек втянут всей суетой жизни, – здесь благодать, ощущение святости становится явью:

Нам зримо подается чистота
Таинственным призывом к обновленью.
И чистый снег, и чистая вода
Любой душе несут благословенье.

Сейчас на земле остается все меньше таких мест, нетронутых современной цивилизацией и не оскверненных духовным растлением. Как сохранить эти роднички чистой природы, живительные оазисы чистоты и святости среди духовной пустыни немноголюдными, девственными? Все труднее и труднее это сделать, ведь истинное паломничество – занятие потаенное, но попробуй обойтись нынче без навязчивых организаторов, праздных соглядатаев и невольных свидетелей паломничества.

О, если б мы с тайной сумели
Возвыситься над суетой!
Метите, метите, метели,
Окутайте Русь Чистотой.

Где же лежит дорога к человеческому благородству, достоинству и счастью? Святые подвижники оставили нам все приметы этого пути. Сам Господь когда-то мудро отделил заповедные края Земли от шумных поселений и караванных дорог многокилометровыми пешими или конными переходами, труднопреодолимыми перевалами, раскаленными пустынями, стремительными реками, непроходимыми дебрями тайги и болот.

Тот, кому дано было преодолеть эти преграды, – испытывал радость соприкосновения с девственно чистой природой и мудрой святой простотой. В такие места уходили отцы-пустынники, чтобы ради будущего Царствия Духа не быть связанными узами житейских дел и попечений. Самое сокровенное, самое потаенное, самое возвышенное и самое горькое высказывается в дорожном уединении и позволяет тогда сродниться с молитвой:

Одни ли мы в дороге или дома?
Ужели не почувствовали близ
Тех, кто ведет? А мы всегда ведомы,
Не просто ж так идем, то вверх. То вниз.

Только предавая в себя в зависимость от стихии, понимаешь величие Творца и красоту Его Творения, ощущаешь всю суету и ничтожество человеческой гордыни, принимаешь всем сердцем совершенство Божественной Истины и, смиренно перенося путевые испытания, обретаешь гармонию духа. Тогда-то и рождается сама собой непрестанная и искренняя молитва.

Фото: Владимир Чуприков/photosight.ru

Турист и паломник – несовместимые антиподы

Молиться без икон трудно – икона концентрирует в себе внимание молитвы. И при всем этом, как иногда легко и просто молиться бескрайнему небу – этой величайшей иконе Творца! И тогда чувство небесной родины, чувство нестрашности окружающих пространств и еще чувство свободы в христианстве охватывает человека с необъятной силой.

Ныне же на наших глазах происходит глобальное размытие национальных границ. Упрощение визового режима и стремительное развитие всех видов транспорта расширяют межэтнические контакты – и вот, все больше и больше наших соотечественников спешат поклониться христианским святыням, рассеянным по всему миру. Но не забываем ли мы при этом, что единственное назначение паломничества – возводить творение к Творцу.

А то зачастую бывает иначе – как мудро сказал писатель Валентин Распутин, «сегодня на изломе нашей истории скорость "вращения” жизни настолько возросла, что, кажется, именно по этой причине отталкивает многих от отеческого притяжения и вталкивает в чужую атмосферу». Чужая атмосфера – это иная культура, иная вера, иные идеалы… И тогда происходит подмена духовного паломнического делания «религиозным туризмом». А ведь, если разобраться, культура туриста и паломника – принципиально разные вещи.

Старец Паисий Святогорец предупреждает нас об этом: «…в наши дни, путешествуя для того, чтобы получить небольшую пользу, в поездах, самолетах, гостиницах получишь (скорее) большой вред. Все пришло к обмирщению. Какую пользу можно получить, направляясь в духовное место и видя там великое мирское бесчинство? Для того, чтобы все это пошло на пользу, надо быть очень сильным человеком…». 

Увы, как часто у великих святынь мы видим это печальное и страшное свидетельство "внешних” православных – тех, кто с поверхности Церкви не ушел в ее недра и не живет Духом Божиим под спудом собственного христианского подвига: "Знаю твои дела; ты носишь имя будто жив, но ты мертв” (Откр. 3,1) 

Турист и паломник – несовместимые антиподы. Цель туриста – получить максимум удовольствия: отдохнуть, расслабиться. И любые духовные искания этому мешают. Для туриста весь мир – это красивый набор мозаик в калейдоскопе, который, услаждая взор, не должен входить в глубину сердца. И, уж конечно, всякое аскетическое самоограничение в ущерб изысканному разнообразию «шведского стола» туристу в корне противопоказано:

Но кто же ныне думает о плаче?
Как от чумы, от тишины бегут.
Пресыщенность поет, гогочет, скачет.
 И ей ли знать, куда ее ведут….

Паломник же на всяком месте свидетельствует о своей вере: всецело полагаясь на Бога, зачастую терпит лишения и, преодолевая искушения и соблазны, будучи погружен в непрестанную молитву, ограничивает себя от греха, соотнося все свои действия с евангельскими заповедями. В истинном паломничестве нет ни капли развлечения: движение к избранной святыни – вовсе не цель, а лишь средство приобретения опыта возрастания в Духе святости. Это – закалка духа и испытание веры. Это – своеобразный уход от мира, оставаясь при этом в миру, но не входя в его завораживающие круги. А туризм, наоборот, – глубочайшее погружение в мир, до захлебывания. 

Быть в Церкви – это значит вступить на тесный и скорбный путь Христов, но как мало дерзающих на это! Сколь же легче сидеть "около церковных стен” в мягком кресле автобуса, слушать ангелоподобное пение и размышлять без особого труда об этой тесноте и скорбности. Увы, такие мы – как бы верующие… Но да благословит Господь идущих тем, настоящим Путем, да утешит их, да облегчит, да помилует их, а с ними и всех нас!

Впрочем, не будем судить всех мерою единою: «… предположим, что два человека отправляются в паломничество. Один идет по наезженной дороге, другой по тропинке. Однако оба идущих имеют одну и ту же цель. Бог радуется первому и любуется вторым. Дело становится худым лишь в том случае, когда тот, кто идет по тропинке, станет осуждать в своем сердце того, кто идет по шоссе, или наоборот» (прп.Паисий Святогорец).

У всех народов есть люди, охваченные непоседливостью. Одних толкает в путь неудержимая полнота их душевной жизни, других – пустота. Последние воображают, что возвращаются обогащенными, но повсюду оставляют по себе лишь смуту и неурядицу: 

Ты посетил святыни всей Земли. 
Но не отвергни тягостное слуху – 
Бог не с тобой: ты слишком суетлив. 
Твои дороги от томленья духа.

А богатые духом дарят своими исканиями других, и очень часто это бывает благодеянием для тех, кто встречается им на пути. В истинном паломничестве заключается то, что никогда не может примелькаться, – совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на все, что окружает нас и вовне, и в нашем духовном мире.

И вовсе не географическое место определяет это состояние, а наша внутренняя гармония: «На всяком месте владычествия Его благослови, душе моя, Господа!» (Пс. 102, 22). Жажда достигать все новых пределов, жажда духовного совершенства движет жизнь и рождает шедевры человеческого творчества. И вся Природа тогда видится нам великим шедевром Бога, целебным подарком, напоминающим, что жизнь полна значения и смысла. 

Очевидное свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его истинным Создателем. В природе и заключен один из признаков шедевра – её картины остаются жить в наших сердцах надолго, почти навсегда. И мы сами обогащаем их песнями, словами молитвы, как бы додумываем вслед за Богом, дописываем то, что Он не досказал.

Фото: © Velotourist/photosight.ru

Очень нелегко возвращаться в мирскую суету

Распространено мнение, что святынь не так уж и много. Наоборот, мы окружены святынями. Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу богоданную Землю.

Есть на нашей Земле сакральные места, на которых, как на угодниках Божьих, печать Богоизбранности, где время не искажает святые черты. Где сохранно все и ничто не портится ни сыростью, ни подлостью. Где память не утрачивается, где можно самому увидеть все то, на что надеешься. И сколько бы ни шли здесь многочисленные войны, ни пылали костры пожарищ, и ни сгущался туман заброшенности и разрухи, вновь и вновь продолжается на них святая молитва, звучит колокол, совершаются Таинства:

Неуловимо веет Чистота,
Благоухает тайна Обновленья.
И светит неземная Красота,
И сердце ощущает примиренье.

Но есть места, которые не связаны ни с какими церковными событиями или святыми людьми, а просто выражают сущность православного духа. Такие места действуют на сердце с неотразимой силой – они благостны, успокоительны, и в них есть нечто священное. Такие места не освящены никакими событиями из «священной истории», но святы потому, что человек относится к ним, как к святыне. Такие места наполняют нас душевной легкостью и благоговением перед красотой своей земли. Про такие духовные оазисы писатель Константин Паустовский сказал: «Есть места, которые по своей прелести и сиянию простых полевых цветов вызывают в душе состояние глубочайшего мира, и вместе с тем странное желание умереть только здесь».

И солнце, и зябкое утро.
И в тайнах дымящийся вир,
И в сердце такая Премудрость.
Что сердце голубит весь мир!

Задыхаясь в хаосе мегаполиса, современному горожанину хочется испытать восторг и истинное удовлетворение от молитвенного общения один на один с Творцом, неважно где – в намоленной веками монастырской обители или убогой сельской церквушке, заснеженной сибирской тайге или на предвершинном горном перевале. Это не безоглядное бегство от всех и вся, не отшельничество, а опытное испытание Веры и Любви к Богу и человеку, ибо сказано: "Если находишься здесь телом, а не находишься духом, то сие бесполезно.” (свт. Кирилл Иерусалимский).

И очень нелегко после этого возвращаться в мирскую суету и всеобщее оскудение духа, особенно усугубившееся в последнее время в связи с умалением среди людей веры, надежды и любви. Чтобы успешно противостоять воинствующей безнравственности и изысканному цинизму обывательского «потребизма», следует, прежде всего, истово возлюбить родные корни, данную нам веру, нашу плодоносную землю, молитвенно помнить и почитать предков, чувствовать связь поколений.

И к чужим культурам надо пытаться подходить с интересом, с любовью – это основа свидетельства Православия, меч духовный, как учат нас прославленные пастыри-миссионеры: знаменитый востоковед архимандрит Иакинф Бичурин, святители Николай Японский, Герман и Иннокентий Аляскинские, Макарий Алтайский, Стефан Пермский и другие.

Фото: Владимир Чуприков/photosight.ru

Не успеешь опомниться – и уже проходит земная жизнь

Сегодня эгоцентризм, как медленно действующий яд, разлагает нас и в крупном, и в малом. Романтика умирает, не находя опоры в окружающей жизни. Однако, оставаясь наедине с природой, человек любуется заснеженными вершинами и излучинами рек, дремучим лесом и лесным зверьем, росой на утреннем лугу и звездной бездонностью, – но только не собой.

Самолюбование несовместимо со страннической жизнью. Если он начнет самолюбование, он не сможет поставить палатку, развести огонек для озябшего и накормить его супом. В окружающей нас предметной действительности правильно путешествующие люди могут служить здоровым разоблачением нездоровому и ложному примитивизму в представлении о том, что наружной шелухой предметов определяется все богатство бытия. Взирая на красоту окружающего мира духовным оком и одновременно проходя по нему усталыми ногами, ни на минуту не забываешь о внешней оболочке, и в то же время прозревается вечное, невидимое еще бытие – утверждение реальности невидимого мира в добавлении к реальности видимого.

«Все ищут покоя, но покой приходит к нам изнутри. И те бедняги, что паломничают от одной святыни к другой, хотят найти Христа, в то время как Христос находится возле них. Имея возможность найти Его без труда, они утомляются и в конечном итоге не находят его. Человек по-настоящему духовный не получает покоя от шатаний и любований разными достопримечательностями. Они для тех, кто страдает, потому что помогают им немного забыть свое расстройство. Человек духовный, имеющий божественное утешение, не нуждается в подобных вещах..» (прп. Паисий Святогорец).

Чрезмерная стремительность нашего времени у многих порождает горечь о том, что не удалось и, по-видимому, не удастся увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии. Не успеешь опомниться – и уже проходит земная жизнь, а ты не увидел еще и сотой доли того очарования, которое Господь щедро разбросал вокруг. Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству.

Можно даже, сидя всю жизнь на дачном клочке земли, увидеть необыкновенно много. Все зависит от пытливости ума и от глубины зрения души. Чужое небо и чужие страны радуют нас только на очень короткое время, несмотря на всю свою красоту: «В конце концов придет пора, когда одинокая ромашка на краю дороги к отчему дому покажется нам милее звездного неба над великим океаном и крик соседского петуха прозвучит, как голос родины, зовущей нас обратно в свои поля и леса, покрытые туманом» (Константин Паустовский). Важно то, что сказал Христос самарянке: «Истинные поклонницы поклоняются Отцу в духе и истине» (Ин. 4, 23).

Фото: Владимир Чуприков/photosight.ru

Собираясь в дорогу, не будем суетливы

Вся жизнь христианина – это вечное и недостижимое (математик сказал бы – "ассимптотическое”) стремление к Идеалу, Который есть Христос. И наше христианство проверяется этим движением – не остановились ли мы в Пути, не родилась в нас статическая самоуспокоенность и лукавая компенсация отсутствия какой-либо духовной динамики этическим и эстетическим комфортом. А паломничество есть лишь одно из средств великого восхождения к Богу, базирующееся на этом основополагающем принципе духовной жизни.

Тем же христианам, которые по религиозной молодости бросаются искать внешнее, например, святые мощи и чудотворные иконы, хочется сказать: "Ищите прежде Царства Божия” (Мф.6,33), а тогда может быть приложатся вам и святые реликвии. Бывает, что посетят люди святыни и на этом успокаиваются, а нам заповедано искать общения с Господом и общения с людьми в Любви Христовой… 

Борьба духа – это постоянный уход от подступающего зла. В действительности движение по этому пути есть странничество духовное, богоискательство, присущее всем этапам веры. Русские странники, скитальцы и богомольцы, проходя с дорожной сумой и посохом тысячи верст, вечно искали здесь, на грешной земле, потонувший в озере град Китеж, где уже нет зла, а всегда благовест и служение Богу.

Про них писал Мельников-Печерский: «Хранит их Господь и покрывает Своею невидимою дланью, и живут они в Невидимом граде. Возлюбили они Бога всем сердцем своим, всею душою и всем помышлением, потому и Бог возлюбил их, яко мати любимое чадо». Благо тем, кто несет до конца в себе эту невидимую Церковь!

И тогда, вдоволь побродив по просторам маленькой нашей планеты, уподобившись сим страннолюбивым подвижникам, возвращающимся из диковинных краев домой на родную землю, обратимся к ней вдохновенным молитвословием: 

Всякий раз, прощаясь с тобою, 
я не в далекий безвозвратный путь отправлялся, 
но шел к тебе, моя милая Родина. 
Шел, чтобы сказать: на всей Земле нет страны тебя прекрасней!                                             

И снова и снова, собираясь в ближнюю или дальнюю дорогу, не будем суетливы. Неспешно помолясь, определим свои дорожные намерения и сделаем окончательный выбор – с каким путеводным Ангелом будем в дороге! Присядем, остановимся на минуту, и нелицемерно спросим себя – кто я, турист или паломник? И ответ на этот вопрос определит, станет ли для нас, новых пилигримов, вожделенная путеводная святыня той Силоамской купелью, из который душа получит духовное исцеление:

И снова их песни, поведав о чуде,
Утешат духовною жаждой томимых.
И малые дети, и взрослые люди –
Увидят: идут по земле пилигримы.

А наша благословенная Земля, согреваемая тихим молитвенным пением паломников-пилигримов, пусть отдохнет и найдет в себе силы очиститься от той чудовищной материальной и духовной скверны, которой мы столь бездумно обижаем ее…

Господи, помоги!  Люди Твои, Господи, идут к Тебе!

 С.-Петербург, 11 августа 2017
(Использованы фрагменты произведений: Александра Ратыни и иеромонаха Романа (Матюшина)

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1227


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930