|
||||||||||||||
Вера «милой тети Веры»Все дальше уходит время гонений XX века, все меньше живых свидетелей тех событий остается среди нас. И все-таки, несмотря ни на что, мы все больше узнаем личных историй людей, которые в то время сумели сохранить веру. Все дальше уходит время гонений XX века, все меньше живых свидетелей тех событий остается среди нас. И все-таки, несмотря ни на что, мы все больше узнаем личных историй людей, которые в то время сумели сохранить веру. И порой, если пристальнее присмотреться к жизни очень обычного и совсем, вроде бы, непримечательного человека, можно увидеть то, чего совсем не ожидал. Кто бы мог подумать, например, что прожившая 103 года представительница финно-угорского народа эрзя, которую все в родном селе знали как «милую тетю Веру», была послушницей монастыря, а уже в преклонные годы оказалась репрессирована по выдвигавшемуся многим верующим людям обвинению в «антисоветской пропаганде»? Вера Васильевна Коткова родилась в мордовском селе Селищи в 1875 году, а скончалась здесь же в 1978-м. Эта сильная, мудрая женщина прошла очень трудный жизненный путь: в возрасте 65 лет она была репрессирована. А выяснил все это, и вообще заинтересовался судьбой этой женщины, глава Берегово-Сыресевского сельского поселения Александр Пискайкин. Он сделал запрос в ФСБ России по Мордовии с просьбой ознакомиться с уголовным делом Веры Васильевны. Ему разрешили. Доподлинно стали известны обвинения – «антисоветская агитация и пропаганда», и инициатор ареста – работник НКВД Федор Епифанов. Известна также стойкость и несгибаемость старой эрзянки при ее ответах на вопросы по поводу круга знакомых, каким-то образом причастных к разговорам о Сталине и руководстве страны. Из протоколов допросов об этой женщине можно узнать много удивительных подробностей. С 1900 по 1918 год Вера Васильевна была послушницей и певчей Тихвинского женского монастыря в селе Курилово Ромодановского района. В 1918 году, после разгрома обители большевиками, на территории монастыря был организован детдом, где Вера Васильевна стала работать прачкой, а потом поваром. С 1921-го работала вСаранске прислугой у знакомых: у инженера Луканева, врачей Перфилова и Лихачева вплоть до ареста в 1940 году. После ссылки в Красноярском крае, она вернулась в родное село Селищи и до самой смерти проповедовала заповеди Христа, сохранив веру и передавая ее молодому поколению. Это была очень добрая женщина, обращалась ко всем «милая», за что и получила в селе прозвище «милой тетя Вера». Александр Пискайкин начал искать фотографию Веры Васильевны, задумав запечатлеть ее на гранитной плите, а также поставить на могиле новый крест. Сельчане очень охотно отозвались на просьбу своего руководителя, и фотографии нашлись. В прокуратуру Мордовии Александр Константинович написал заявление по вопросу реабилитации «милой тети Веры», на что получил положительный письменный ответ и соответствующую справку от 11 апреля 2017 года под номером 13-101-2017. Вот выписка из нее: «В.В. Коткова как лицо, осужденное за антисоветскую агитацию и пропаганду, признается подвергшейся политической репрессии и подлежит реабилитации». В один из апрельских дней на кладбище села Селищи в Мордовии было многолюдно, но не по поводу чьих-то похорон, а ради «милой тети Веры». На месте захоронения реабилитированной Веры Васильевны был установлен крест, на могильной плите появилась фотография. В присутствии многих сельчан настоятель местного Успенского храма иерей Константин Фролов совершил заупокойное богослужение. И всем в этот холодный день стало теплее на душе от того, что рядом живут такие замечательные, неравнодушные к судьбам односельчан люди, готовые на высокие поступки и безвозмездные дела. Елена ПОЛЯЕВА Публикация сайта Саранской епархии
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1553 |