«Я вижу, ты расстроен, тебе обидно, тебе плохо» — обычно все описание чувств сводится приблизительно к 4–5 синонимам, и на этом все. Весь спектр чувств, который вызывает головную боль, слезы, желание крушить все вокруг или тягомотную тошноту, выражается в нескольких штампах.
А как предлагают родителям описывать свое состояние? Мама огорчилась, мама расстроилась, мама разозлилась. А у мамы черно-красные круги перед глазами, состояние полубезумное, и ни о каком огорчении тут речь не идет. Мама в гневе, мама в ярости, мама разъяренная, как амурский тигр…
А, может, вы сталкивались с тем, как потерявший над собой контроль человек — взрослый или ребенок — кричит: «Ненавижу тебя! Да я тебя убить готов!». Ужас, особенно если это кричит мама или отец ребенку и наоборот. Неужели ненавидит? Слава богу, почти всегда — нет. А почему же тогда такие крики? Почему именно так выражаются эти эмоции?
Все просто: не хватает слов. Взрослые люди, пытаясь описать свои мысли, запинаются и подбирают слова. Или в отчаянии говорят: «Не знаю, как тебе объяснить… вот слова нужного никак не найду». И тончайшая материя — человеческие отношения — укладывается в прокрустово ложе кастрированного синонимического ряда. Психологи говорят о распространяющемся все шире явлении алекситимии, когда человек затрудняется определить и описать собственные эмоции и эмоции других людей.
А ведь иногда можно сказать: «Да, папа не просто рассердился. Он был в гневе, потому что в нашей семье не принято лгать». Не просто «говорить неправду» — эвфемизм, достойный детского сада, а обозначение греха перед окружающими и своей душой. Не просто рассердился, а перешел грань, за которой есть место жестким мерам. Гнев — сильнейшая эмоция, и ее испытали хоть раз в жизни все. Так зачем снижать, если можно пережить, вербализировать и закрыть гештальт?
— Как дела?
— Что-то мне плохо.
Сочувствующий собеседник в попытках понять другого начинает допытываться: а что, а как? Почему плохо? Навалилось отчаяние? Разочарование? Руки опускаются? Сил нет? Вынет всю душу, пока не добьется ответа — а, может, и не добьется.
Вы заметили, как часто и некорректно употребляют пугающий медицинский диагноз? Стоит испортиться погоде, как уже слышится со всех сторон: «Ой, у меня депрессия»… Не дай Бог! Помните, как корабль назовешь, так он и поплывет? Нам не надо предугадать, как слово наше отзовется… В начале было Слово. И слово. Так, может, все же не депрессия, а чувствую себя подавленно? Тоска гложет? Угнетает эта погода? Просто не в настроении?
Вы заметили, что для специалистов, работающих со словом, — журналистов, копирайтеров, блогеров — появилось бесконечное количество онлайн-синонимайзеров? Безусловно, полезная вещь, но поможет ли она нам с вами выражать свои чувства точнее, яснее, конкретнее, правильнее? Честно? Не очень. Чтобы понять разницу в оттенках значения, слово нужно прочувствовать и пережить в контексте.
А где взять эти контексты?
Ресурс известен. Когда возникает вопрос, зачем читать или учить стихи, ответ лежит на поверхности — в поэзии выражаются такие тонкие нюансы эмоциональной стороны человеческой жизни, что, пожалуй, классики психологии позавидуют. Поэтому так важно читать стихи и для себя, и для детей.
Но, конечно, не только читать стихи. Если цель — точнее и правильнее выражать свои чувства, мысли, эмоции, то над этим нужно работать ежедневно и ежечасно. Вместо небрежного «какая ерунда» найти менее оскорбительное и более точное «непродуманно» или с юмором «ересь». Вместо повсеместно используемого и (сугубо на мой личный взгляд опасного) «меня бесит» сказать «раздражает, выводит из себя, действует на нервы, угнетает».
Бывает и по-другому. Когда от восторга захватывает дух, и вдруг комментируешь: «Вот это круто! Клево, да? Ваще обалдеть»… Может, попробуем чуть иначе? Неповторимо. Удивительно. Изумительно. Чудесно. Сказочно. Дивный вечер. Как вы нас порадовали! Благодаря тебе так хорошо на душе!
И только один глагол, мне кажется, можно не менять на синонимы.
Люблю.