|
||||||||||||||
Памяти великого русского мыслителяНа кончину Игоря Ростиславовича Шафаревича Наталия Нарочницкая, президент Фонда исторической перспективы Эта кончина оставляет щемящее чувство тоски и боли, невосполнимой
утраты, горечи, что мало учились у него, стыда, что не уделяли должного
внимания этому великому человеку в последние годы его жизни...
И.Р. Шафаревич – это удивительное сочетание исполинского мышления, воли, смелости и честности суждений, но при этом редкой тишины и деликатности в общении. Это личность огромного масштаба. Его эрудиция, фантастическая начитанность в истории, проникновение в самую суть явлений общественной жизни и переплетения идей, соединенные с логическим мышлением гениального математика, явили нам мыслителя, способного не скользить по поверхности событий и фактов, а постигать их. Наверное, всех, кого, как и меня, судьба одарила знакомством с этим великим человеком, который воспринимался именно как великий учитель и авторитет, поражала при первой встрече с ним его неожиданная поразительная скромность и деликатность. Это была даже какая-то не физическая, а духовная тишина – не нарочитая, а естественная, как будто для того, чтобы не испугать, а подбодрить тебя... и она так воздействовала! Это был подлинный интеллигент, который никогда не показал ни одному собеседнику собственного превосходства ни в знании, ни в эрудиции, ни в положении или воспитании... И это был тот тип интеллигента, что, по завету А.С. Пушкина, «Отчизне посвятил души прекрасные порывы»… Какая же это была честь для меня! Как трепетала я от одной мысли, что увижу самого Шафаревича, что он счел достойным быть соратником с нами, со мной, которая даже ничем еще не заслужила его доверия... А он был так приветлив и скромен, так прост и деликатен! Он угадывал единомышленника, принимал его как равного, и одно это его отношение делало нас смелей! Он принадлежал к тем мыслителям в области естественных наук, что поднялись на высший уровень познания. Математика, казалось бы, оперирует абстрактными величинами, но на высших уровнях мышления она неизбежно ставит уже вопросы философические, которые не обошли великие Декарт и Блез Паскаль, для которых не было противоречия между верой и наукой! Так было и с Шафаревичем – свободным от догм творческим умом, который распознал в своих и научных, и философских исканиях главную дилемму человеческого бытия – дилемму Вера и безверие... Шафаревич в безбожном ХХ веке опроверг миф о несовместимости знания и веры, наоборот, показав, как истинное высокое знание опровергает малое частное знание, лишь тешущее гордыню. Шафаревич поднялся и увидел гармонию творения, она и его душа открыли ему Творца. В оде «Бог» Г. Державин, как мы помним, писал: …А я перед Тобой Ничто: Ничто! – Но Ты во мне сияешь Ты есть! – Природы чин вещает, Роль Шафаревича в становлении русского сознания и независимой русской мысли в советском идейном пространстве не просто огромна, а ключевая. Он, именно он, не покинув Родину, продолжая жить и трудиться среди советских академиков и интеллектуалов, сеял вокруг себя мысль, утверждал свой взгляд на Россию, отделив, что было в его время особенно сложно, именно русскую тему и русскую судьбу от тех протестных явлений в сознании интеллигенции, что не сулили никакого будущего русскому народу... Он смело и бескомпромиссно отделил русскую мысль и русскую судьбу от общего «диссидентства», которое сначала просто ситуационно объединило тех, кто возвышал свой голос против грехов советской системы. Он сразу распознал, что диссиденты щадили ортодоксальных большевиков и пламенных революционеров – истинных носителей марксизма, умалчивая об их открытом неприятии всего, что составляло русское национальное и православное начало, потому что это неприятие разделяли (вспомним главного героя романа «Дети Арбата»). Со стороны Шафаревича требовался в те годы подвиг – открыто писать и говорить, что диссидентство, за исключением очень узкого круга, было пронизано такой же, если не большей ненавистью и презрением ко всему русскому и русской истории, какое было у их гонителей в ЦК КПСС, да и у пламенных большевиков, замышлявших революцию в швейцарских кафе. Шафаревич не побоялся бросить вызов не только идеологии ЦК, но и нигилизму тех, кто открылся во всей красе в 80–90-е годы. Это в постперестроечную смуту, в новом ХХI веке всем стал очевиден удручающий дух «смердяковщины» («Я всю Россию ненавижу-с»), явленный старыми «заслуженными» и обласканными Западом диссидентами. Западническое, выросшее из первого большевизма диссидентство оказалось совершенно безблагодатным для восстановления России. Оно, увы, сыграло и играет на руку извечным противникам России… Естественными были и его отход от «сахаровцев», и сближение по взглядам с А.И. Солженицыным. Именно Шафаревич, подвергший себя поношению вчерашних попутчиков, сказал, почему диссиденты сахаровской школы всегда умалчивали о терроре ленинской гвардии, в начале 80-х годов еще не известном обществу, ибо пришлось бы реабилитировать объект их преступлений – «единую и неделимую» Россию. На фоне их явного пиетета по отношению к Ленину особая ненависть Запада и внутренних «советских западников» к Сталину объясняется ведь отнюдь не его вкладом в злодеяния. И развенчание Хрущевым «культа» Сталина было сформулировано таким образом (частное извращение «ленинских идеалов»), что это вполне отвечало долгосрочным интересам Запада. Из всего периода массовых репрессий (1920 – начало 1950-х гг.) только «1937-й», «культ Сталина» и «сталинщина» были в сознании немедленно поддержанных на Западе диссидентов единственным символом ужаса. Такая полуправда, что опаснее лжи, позволила затем увязать с террором и попытаться морально обесценить восстановление государственных основ (даже память о войне), а не суть содеянного с Россией; до сих пор обходить обсуждение близких Западу и нынешним либералам целей революции и главного преступления Февраля и Октября 1917 года – уничтожения религиозно-национальной ипостаси России и произвольного расчленения ее на выкроенные образования, уничтожение в 1920-е годы коренных русских сословий, носителей национального и религиозного начала. Шафаревич сразу распознал, что сахаровская идея пятидесяти трех государств и проекты «обновления» СССР являлись, по сути, ничем иным, как возвращением в новых терминах к столь известным по учебникам «ленинским принципам национальной политики» (применявшимся в реальности не буквально, ибо с ними ни одно многонациональное государство не выжило бы и пяти лет). Да и более широкие параллели между идеями и политическими деяниями 1980-х и большевиков-ортодоксов начала века весьма очевидны. Это пренебрежение ко всему духовно-историческому наследию России, безрелигиозное и космополитическое, европоцентристское видение мира, как идущего к единому одномерному образцу. Для советских диссидентов и для постсоветского либерального сознания, оторванного образованием и идеологией не только от преемственной русской православной культуры, но и от подлинной западноевропейской культуры, стократно верно определение С. Булгакова «несложной философии истории среднего русского интеллигента: «вначале было варварство, а затем воссияла цивилизация, то есть просветительство, материализм, атеизм…», права человека, гражданское общество. Однако кроме либерального плода, выросшего на ветви Просвещения, европейская цивилизация, на что пытался обратить внимание С. Булгаков, имеет не только многочисленные ветви, но и корни, питающие дерево, до известной степени обезвреживающие своими здоровыми соками многие ядовитые плоды. Эти корни – христианство. «Поэтому даже отрицательные учения на своей родине, – писал С. Булгаков в «Вехах», – в ряду других могучих духовных течений, им противодействующих, имеют совершенно другое психологическое и историческое значение, нежели когда они появляются в культурной пустыне и притязают стать единственным фундаментом». (выделено мной. – Н.Н.) Все это и определило затем окончательный разрыв Шафаревича с плеядой шумных и агрессивных «борцов с тоталитаризмом». Слишком противоположны были цели его и этих русофобов, возродивших все большевистские клише о России, которые уже однажды разрушили ее. Игорь Ростиславович Шафаревич смело возвысил свой голос против очередного подрыва государственности, нового расчленения России и русского народа. И.Р. Шафаревич, знаменитый ученый, авторитетный борец, не смущаясь, присоединился к тем, кто не имел подобных заслуг, но выступил с позиций, близких ему. Он оказал нам свое поистине бесценное доверие. Мы с благодарностью вспоминаем его активное участие в формировании Всероссийского Национального правого центра под руководством депутата М.Г. Астафьева, который объединил людей с очень разным прошлым, но с одинаковым видением будущего. Декларация этого Центра до сих пор отнюдь не устарела. Шафаревич был с нами и когда мы создавали в 1993 году Общественный комитет «Русский Севастополь», когда мы выходили и протестовали против расстрела Парламента осенью 1993-го. До конца своей жизни Игорь Ростиславович был сопричастен мировоззренческим и политическим дискуссиям, переживал вместе со страной все. Память о нем – это не просто память о близком человеке, старшем наставнике, примере бескорыстного и бескомпромиссного служения идеалу. Это постоянное постижение огромного пласта русской идеи в один из самых смутных и противоречивых периодов жизни нашего Отечества. Многое из того, что нас сегодня радует, достигнуто его трудом и мыслью, многое, что нас разочаровывает и удручает, объяснено его глубокими и выстраданными словами. Вечная память, поклон до земли, неизбывная благодарность… Приложение Декларация По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна Всероссийский Национальный Правый Центр – организационное и политическое объединение консервативных сил, опирающихся на духовное и историческое наследие России и русского народа. Наша цель – восстановление государственного единства pусского наpода не в каких-либо союзах, а в его Отечестве – единой и неделимой России – государстве, отражающем цели и ценности русского национального бытия. Национальные патриотические силы слишком долго пребывали под опекой либо коммунистических, либо абстрактно-либеральных идей. Как следствие, они не могли ясно и четко сформулировать собственную философскую основу и национальные задачи. Это привело многих избирателей-патриотов к разочарованию и апатии, либо вынудило их к нелегкому компромиссу в ходе выборов. Наши соотечественники требуют ответа на главный вопрос – за что вы выступаете, где выход русского народа и российской государственности из нынешнего кризиса? Давно сложившийся правящий альянс так называемых демократов – агрессивных «западников», открыто объявляет свою цель – растворить ненавистную им и якобы «антиисторичную» Россию и русский дух в пресловутом цивилизованном сообществе. Именно этому служат и разрушение единого исторического государства, и насильственное расчленение русского народа. Громко заявляют о себе экстремисты, рядящиеся в псевдонациональное платье, но не имеющие никакого мировоззрения, кроме игры на оскорбленных чувствах людей, потерявших всякую уверенность в будущем. Логическим было образование и левоцентристской оппозиции на традиционной для нее вненациональной, чисто социальной идее и риторике, обращенной к абстрактному «общечеловеку». В лице Всероссийского Национального Правого Центра на политическую арену выходит новая сила – русское патриотическое православное мировоззрение, которое должно, наконец, стать фактором современной политической жизни страны. Ради этого, переступив частные политические задачи и личные интересы, объединились православные и невоцерковленные, монархисты и сторонники других форм государственного устройства, политики и представители русской общественной мысли. Повсюду в мире Вера и приверженность национальному духовному наследию и традициям составляют основу государственной стабильности и преемственного развития нации. Веками понятия «правый» и «левый» означали силы Добра и Зла, что отражено в Евангелии от Матфея, где в Судный день праведники поставлены по правую руку от Господа, а грешники – по левую. После 1917 года богоборчество и атеизм стали в России официальной государственной доктриной. Семь с лишним десятилетий доктринерства намеренно искажали в общественном сознании нашей страны подлинный смысл понятий «правый» и «левый», и теперь многие связывают с «левым» лишь идею справедливого распределения благ, которая несомненно близка и истинным правым. Настало время сделать первый шаг к тому, чтобы вернуть этим глубинным понятиям их первоначальное значение: «левый» означает прежде всего безрелигиозный, материалистический, безнациональный подход, разрушающий богоданную иерархию ценностей, в которой на первом месте стоит духовное, а затем уже материальное. Отсюда и классовый, имущественный подход к мировоззрению, пролетарский интернационализм, подменяющие целостное национальное самосознание космополитическим пренебрежением к духовным основам бытия и национальным святыням. В философском плане такими же левыми космополитами являются и ярые либералы-западники. «Правый» – это основанный на религиозно-этическом сознании своего народа, а значит глубоко национальный, патриотический подход, консервативный и одновременно созидательный, ибо он опирается на преемственность и уважение к устоявшемуся в сознании людей порядку. «Православие», «праведность», «правда», «правильный», «правое дело», «право» – вот ориентиры национально мыслящих русских консерваторов. Охрана справедливости и правды – то есть нравственно Должного – в этом веками русский православный народ чаял главное назначение Власти. Мы объединились с целью преодолеть коварно внедренное в общественное сознание представление о якобы несовместимости возрождения русских национальных ценностей, основанных на православии, и идеи правового и социального развития общества. Мы готовы предложить соответствующие русской традиции программы по всем аспектам жизни общества и его политического устройства. Мы – представители философского правоцентризма, а не политических и мировоззренческих крайностей – верим, что проблемы России нельзя решить на путях экстремизма или примитивных популистских рецептов. Наше глубокое национальное чувство – есть любовь к своему, но не ненависть к иному. Мы убеждены, что все рецепты «согласия» бессмысленны, если не будет во весь голос поставлен и решен главный вопрос – о выживании и восстановлении государственного единства русского народа – основателя и стержня российской государственности. Двадцать пять миллионов русских, брошенных за пределами нынешних границ Российской Федерации, – национальный позор и трагедия, с которой мы никогда не смиримся и не согласимся. Россия – мать русских, и наш долг никогда не забывать, что русские люди, насильственно оказавшиеся под разными государственными флагами, – не только главная движущая сила, источник, но также и смысл возрождения России. Мы считаем всех русских людей, кто сохраняет чувство принадлежности к нашему Отечеству – историческому государству российскому, своими соотечественниками и согражданами. Мы также не можем объявить о «согласии» с антиконституционными, противоречащими нормам международного права Беловежскими соглашениями, разрушившими СССР, воспринимавшийся патриотами вовсе не как бастион коммунизма, а как правопреемник Великой России. Декабрь 1991 года был логическим завершением плана уничтожения нашей страны, начатого семь десятилетий тому назад. Мы обязаны заявить сейчас о том, что разрушение Российской империи в 1917 году было также нелегитимным, и мы провозглашаем ответственную задачу восстановить прерванную историческую преемственность. Полагая разрушение единого государства чудовищным преступлением и выступая за безусловное воссоединение русского народа и тяготеющих к нему наций в едином государственном теле через мирное изменение границ, мы, тем не менее, считаем, что в настоящих условиях попытки восстановить СССР в его прежнем виде и размерах только окончательно подорвут силы русского народа. Следовательно, мы не должны попасть в коварно придуманные ловушки. Россия вряд ли выиграет от реализации идеи Евразийского союза, спекулирующей на ностальгии по единой стране. Этот проект в предложенной форме не предполагает восстановления тысячелетнего исторического государства российского и единства русской нации, а лишь задуман, чтобы подкрепить российскими ресурсами «парад» суверенитетов, где все будут существовать за счет богатств России, государственность которой будет окончательно растворена в «евразийском пространстве». Но не менее гибельным и постыдным является и другой путь - образование так называемой республики Русь – фактической резервации великого народа на собственной земле. В Российской Федерации сейчас русских 85%, и мы должны обеспечить в этом фактически мононациональном государстве достойную жизнь ведущей нации. При этом наша забота о русских людях никогда не направлена против других народов. Напротив, мы приветствуем идеи возрождения и восстановления национальных ценностей, уничтожаемых как классовым интернационализмом, так и проповедью единых рационалистических стандартов под видом «общечеловеческих ценностей». Только тот народ, который любит и ценит собственное наследие, способен с уважением и почитанием относиться к подобным чувствам других. И сейчас мы обязаны заявить: выживет русский народ, восстановит свое достоинство и величие ведущей нации – значит быть России, быть Великой державе, в которой расцветут в братском взаимодействии все другие народы, связывающие с ней свою судьбу. Великая держава – это страна уверенных в своем будущем людей, и мы выступаем за общество христианской справедливости. Восстанавливая безусловное право человека на собственность и предпринимательство, мы одновременно утверждаем такую систему ценностей, в которой богатство – не самоцель, а результат созидательного труда – долга христианина перед Богом и людьми, высшего предназначения человека. Мы за сильный государственный сектор и справедливое распределение национального богатства между всеми россиянами. Защита социальных прав и гарантий наших граждан – не монополия коммунистов, а наш христианский долг и первейшая задача. Мы считаем давно назревшим возвращение народа к идеалам и ценностям Православия, более тысячи лет являвшегося державотворящим духовным импульсом и нравственной скрепой нашего Отечества. Религиозное возрождение русского общества – важнейший процесс на пути его духовного выздоровления. Для того, чтобы новая российская государственность отражала цели и ценности нашего национального бытия необходимо возвысить и признать особый авторитет Русской Православной Церкви при полном уважении к другим традиционным религиям братских российских народов. Демографическая катастрофа, которую переживает сейчас русский народ, означает, что через пятьдесят лет численность населения страны сократится вдвое, и можно будет говорить об историческом конце России и грядущем геополитическом переделе огромной части мира. Государственной задачей национального правительства должны стать меры для поощрения рождаемости и увеличения продолжительности жизни русских посредством, среди прочего, предотвращения катастрофического оскудения всех сторон их жизни. Разрушение промышленности несет гибель отечественной экономике, но имеет и другой, гораздо более серьезный аспект. Оно наносит удар именно по русским, составляющим подавляющее большинство квалифицированных рабочих, которые оказываются выброшенными из общественной иерархии. По своим социальным и культурным последствиям для нации эта катастрофа сравнима с уничтожением русского крестьянства в 30-е годы. Правоцентристская национальная оппозиция считает сохранение научного и промышленного потенциала страны, особенно в высокотехнологических отраслях, непременным условием сохранения Россией статуса великой державы, необходимого для того, чтобы с ней считались. Пора, наконец, поставить барьер уничтожению военного потенциала и бездумному одностороннему разоружению. Прекратить оскорбительное расхищение национальных ресурсов под видом чудовищных воровских форм приватизации. Бескомпромиссным чрезвычайным законодательством искоренить преступность, разъедающую экономику, государственные структуры и правоохранительные органы уже в таких пропорциях, которые грозят полным перерождением в преступное государство. Мы протестуем против целенаправленного уничтожения культуры России и создания предпосылок для вымирания творческого духовного потенциала народа. Неслучайно под ударом оказались именно те сферы деятельности, которые обеспечивают духовную преемственность: наука, образование, театр, кинематограф, библиотечное дело. На этом фоне тем более важно немедленно оградить общество от агрессивного вторжения иноземной масс-культуры. Необходимо утвердить в общественной жизни нашу исконную этику и православную мораль, которые не приемлют нравственную вседозволенность, растление и ложь, проповедуемые средствами массовой информации, выведенными из-под национального контроля. Отвергая неоправдавшиеся доктрины, мы тем не менее протестуем против глумления над всей нашей непрерывной историей, против тотального поругания результатов труда трех поколений честных и бескорыстных людей. Всероссийский Национальный Правый Центр заявляет о своей решимости бороться за исторически преемственные национальные интересы России и русских, за наши исторические святыни и морские рубежи на Черном море, Балтике и на Дальнем Востоке, за незыблемость итогов Второй мировой войны, оплаченных кровью миллионов русских, и надеется встретить во всех слоях нашего общества давно уже выстраданное понимание и поддержку. Наше дело правое, мы победим! М.Г.Астафьев Л.И.Боpодин К.Г.Мяло Н.А.Нарочницкая Н.П.Буpляев В.Г.Распутин В.Н.Осипов А.И.Казинцев В.Н.Тpостников В.В.Селиванов В.Н.Кpупин И.Р.Шафаревич В.И.Белов Н.И.Луценко Москва, апрель 1994 г. Специально для Православие.ру и Столетие.ру
Образование и Православие / http://www.stoletie.ru/obschestvo/pamati_russkogo_116.htm |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1157 |