|
||||||||||||||
Детей увлекают примеры святых подвижниковИрина Судакова пишет для детей серьезные книги – не убаюкивающие, а способные пробудить в ребенке настоящего христианина. «Читая житие, дети могут увидеть, что никакие испытания не могут повредить тому, кто уповает на Христа», – говорит Ирина. И это – самый главный урок, который мы можем и должны преподать нашим детям. Беседовала Анастасия Кузминская.
– Ваше сотрудничество с Издательством началось с того, что вы прислали житие прп. Иоанна Дамаскина в изложении для детей. Почему вы выбрали житие именно этого, не самого известного в широких кругах святого?
– Преподобный Иоанн Дамаскин – один из самых любимых мною святых. О нем, действительно, мало знают. И это удивительно, ведь важность его трудов для Церкви трудно переоценить: это и богословские сочинения, и огромный вклад в сокровищницу нашего богослужения. Самый радостный, всеми любимый пасхальный канон – тоже плод его творчества.
А житие святого Иоанна не только очень поучительно, но ещё и необычайно интересно как для взрослых, так и для детей: коварные происки иконоборцев, несправедливое осуждение святого, а затем невероятное чудо исцеления. И его удивительный выбор: образованнейший человек, приближенный правителя Дамаска, оставляет все и уходит в монастырь.
Детской книги о преподобном Иоанне Дамаскине долгое время не было ни одной. И я решила изложить для детей его житие.
– Если говорить непосредственно о житии сщмч. Илариона, что в изложении его жития было для вас самым сложным? И что - самым важным, что вы обязательно хотели донести до детей?
– Во-первых, невозможно отделить образ святого от той эпохи, в которую он жил. А рассказывать детям о советском времени очень непросто: жестокие гонения, церковные расколы, ужас концентрационных лагерей. С одной стороны, нужно подробно говорить о тех вещах, которые взрослым понятны без дополнительных объяснений, а с другой – нельзя перегружать житие историческими сведениями.
То есть о сложных и трагических событиях нужно писать просто, кратко, емко, и, кроме того, щадя детское воображение. Не знаю, насколько мне это удалось.
А вторая трудность заключалась в том, что в большинстве источников о жизни святого рассказывается очень сухим языком, мало живых свидетельств, почти нет интересных воспоминаний о владыке Иларионе его близких друзей или родственников. А дети не могут воспринимать лишь сухие биографические факты.
Большой удачей были найденные в юношеских дневниках святого записи о паломничестве на Афон: юные читатели могут «услышать» живую речь святого.
Книга начинается с рассказов о детстве и юности священномученика Илариона. Это помогает приблизить образ святого к детям. Для них важно осознавать, что священномученик не сразу стал святым. Когда-то, подобно им, он был обыкновенным мальчиком.
А дальше перед детьми раскрывается путь святого: студент, иеромонах, епископ, сподвижник Патриарха, мученик.
Имя Иларион означает «веселый», и священномученик Иларион очень радостный святой. Не зря его сравнивают с преподобным Серафимом Саровским. Владыка Иларион светился пасхальной радостью.
Внешне священномученик Иларион походил на былинного богатыря. Но, главное, он был воином духовным. Читая житие, дети могут увидеть, что никакие испытания не могут повредить тому, кто уповает на Христа.
И в лагерном аду, и в тяжелой болезни, когда физические силы покинули его, владыка Иларион оставался духовным богатырем – воином Христовым. Хотелось бы, чтобы дети поняли: страдания мучеников, их подвиг – это победа! Победа над злом и над самой смертью!
– Мы знаем, что в прежние времена, а может, и в нынешние тоже, иконописцы на период работы берут особый пост или особо усердно молятся. Изменилась ли ваша духовная жизни в тот период, когда вы писали это житие и чувствовали ли вы помощь святого?
– Всегда больше молюсь тому святому, о жизни которого пишу в данный момент. И чувствую поддержку, помощь. Причем не только в написании книги.
– А вам понравилось оформление книги?
– Да, книга о священномученике Иларионе прекрасно оформлена, а иллюстрации Елизаветы Цымбаревич просто замечательные. Интересное решение в оформлении книги – пояснения, данные на полях, и дополнительные маленькие детали, которые дети могут подолгу рассматривать.
– Мы видим, что сегодня дети с самого юного возраста приучаются пользоваться компьютерами и планшетами. Что можно этому противопоставить, чтобы привлечь их к книге?
– Очень важно, чтобы у детей перед глазами был пример читающих взрослых. А, кроме того, с самого маленького возраста дети должны быть буквально окружены книгами. Обязательно интересными, добрыми и с хорошими иллюстрациями.
И, конечно, нужно как можно дольше не приобщать детей к компьютерам и планшетам, а в школьном возрасте использовать компьютер очень ограниченно – желательно только для учебных целей. Мультики и кинофильмы – по особым дням.
Но нужны не жесткие запреты. Просто в доме все нужно устроить так, чтобы такой порядок был чем-то само собой разумеющимся: дети не должны ощущать себя ущемленными и мечтать о «запретном плоде».
У них должно быть много интересных занятий. А чтение – одно из них.
Большинство детей любят, когда им читают взрослые. Совместное чтение хороших книг – это само по себе замечательное и увлекательное времяпровождение, и, кроме того, оно прививает любовь к книге.
Ещё, по моим наблюдениям, важно научить детей читать задолго до школы. Причем учить больше в игровой форме, чтобы эти занятия были радостными для ребенка.
И тогда современные дети читают. И ещё как! Для моих племянниц чтение – самое любимое занятие. Они готовы читать всегда и везде. Так что, может быть, мы немножко переусердствовали, приучая их к чтению.
– Во все времена у детей были герои – Илья-Муромец, Том Сойер, или мушкетеры, или пионеры-герои – те, в кого хотелось играть и кому хотелось подражать. Кто может стать таким героем сегодня?
– Конечно, хотелось бы, чтобы детей увлекали примеры святых подвижников, чтобы именно им хотели подражать юные христиане. По мере сил, конечно.
Мне кажется, важно рассказывать детям о жизни святых и просто настоящих крепких христиан, знакомить их с подвигом новомучеников.
Священномученик Иларион – яркий пример для подражания: высокообразованный, целеустремленный, и в то же время общительный и веселый, горящий любовью к Богу и ближним.
Иллюстрации Елизаветы Цымбаревич
из книги И. Судаковой «Житие священномученика Илариона (Троицкого)»
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1488 |