Опубликовано 29.11.2016 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Что случилось с Рождеством?


— Послушай, дружище ослик, ты говорил, что покажешь мне Рождество. Но, по-моему, ты ошибся. Уверяю тебя, здесь идет какая-то война.
— Но разве ты не видишь, как все довольны?
— Довольны? Мне кажется, они с ума посходили. Погляди только, какие у них безумные лица! Как лихорадочно горят глаза!
— Дорогой мой вол, да ты просто провинциал и никогда из Рая носа не высовывал. Ты не знаешь современных людей, вот и всё. Чтобы развлечься, получить удовольствие, почувствовать себя счастливыми, людям нужно хорошенько попортить себе нервы.

 
Что случилось с Рождеством?Это фрагмент из совсем небольшого рассказа итальянского писателя Дино Буццати (1906–1972 гг.) «Слишком много Рождества». Вол и ослик, спустившись из Рая на землю, наблюдают за предпраздничной суматохой: всем нужно успеть купить подарки и разослать множество поздравлений. И правда, новогодние и рождественские скидки и распродажи бывают только раз в год. И кому-то, наверное, действительно бывает радостно от мысли: «Я успел всех поздравить и теперь можно отдох­нуть». Даже удивительно: такое давнее событие, хотя и вспоминаемое каждый год, приносит такую пользу для «денежного оборота»! Но герои, столь красочно описанные итальянским автором, хотели увидеть нечто другое — не елочную мишуру, не тонны поздравительных открыток, не множество рекламных плакатов: «Успейте купить, до конца акции осталось совсем немного!»… Когда и почему Рождество стало таким?

Наверное, тогда, когда мы стали забывать, что Рождество — это не просто Рождество, а Рождество Христово. Когда мы стали забывать, что давным-давно в этот день на окраине Римской империи, в хлеву для животных, родился Младенец, ставший затем Царем. Но Царем Он стал довольно странным. Вместо золотой короны, усыпанной украшениями, на Его голову возложили терновый венец; вместо подобающих правителю почестей Ему преподнесли насмешки и смертный приговор, вместо царского трона — пригвоздили ко Кресту. Но Он и Сам говорил: Царство Мое не от мира сего (Ин. 18, 36). А к какому царству принадлежим мы?

На улицах, в магазинах, в учреждениях, на заводах мужчины и женщины быстро-быстро говорили, обменивались, словно автоматы, однообразными фразами: счастливого Рождества, поздравляю, поздравляю, и вас также, поздравляю, поздравляю, с праздником, спасибо, поздравляю, поздравляю, поздравляю… Весь город полнился этим гулом.

— Но сами-то они этому верят? — спросил вол. — И говорят всерьез? Они действительно так любят ближнего своего?

Ослик промолчал.

Празднику Рождества Хрис­това предшествует пост, который начнется совсем скоро. И главный его смысл в том, чтобы каждый из нас задумался: чем измеряется моя любовь к ближнему? Можно ли измерить любовь в открытках, подарках или всё же для нее есть другие измерительные единицы и эталоны? Пост — это время, когда Церковь призывает нас остановиться, заглянуть внутрь себя и осмотреться вокруг. На День рождения принято дарить подарки, и лучшим подарком родившемуся Христу будет наша душевная чистота и любовь. Очистить себя, свою душу, зажечь светильник любви и веры — вот та подготовка, которой нужно наполнить нам предстоящие сорок дней поста.

У всех церковных постов есть одна общая особенность — ограничение в пище. Но нередко бывает так, что пост целиком и полностью превращается в длинный список разрешенных и запрещенных продуктов. Правильно ли это? Говорят, что кто-то из святых сказал: «Если бы в посте всё дело было бы в еде, то святыми были бы коровы». Но для чего же тогда нужно воздержание от пищи? Пост — это время добрых дел — дел любви и милосердия.
 
Поэтому и от пищи воздерживались для того, чтобы раздать весь ее избыток нуждающимся. Об этом можно прочитать в древнейшем хрис­тианском литературном произведении «Пастырь» (датируется концом I — началом II века): «В тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; и, исчислив издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом, ты смиришь свою душу и получивший от тебя насытит свою душу и будет за тебя молиться Господу» («Пастырь» Ерма, III, 5, 3). Пост — это время, когда Церковь призывает нас увидеть других людей, их нужды, проблемы и трудности, а увидев — постараться помочь, поддержать и утешить. Ведь и Христос родился в мир для того, чтобы послужить другим и отдать душу Свою (см.: Мк. 10, 45). Служа другим людям, мы подражаем Господу. Пусть любовь к ближним выражается не только в поздравлениях и пожеланиях счастья, пусть любовь оживет в наших делах.

В другом месте «Пастыря» пост сравнивается с возделыванием виноградника. Чтобы виноград мог расти, нужно прополоть землю и удалить все сорняки (см.: «Пастырь» Ерма, III, 5, 2). Чтобы в нашей душе мог расти виноград любви и веры, нужно удалить все сорные травы. «Прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце свое от всех сует века сего» («Пастырь» Ерма, III, 5, 3). Чтобы это сделать, нужно внимательно посмотреть на самого себя. Не просто признать: «Да, я плохой, у меня полно грехов и недостатков», но измениться, избавиться от них или, по крайней мере, сделать маленький шаг в эту сторону.

Но вот вопрос: делать добрые дела, усиленно работать над собой, находить силы подниматься выше мирской суеты и суматохи нужно только в пост? А что делать, когда поста нет? Пост — это камертон, который задает тон жизни христианина. А это значит, что любить ближнего, делать добрые дела и следить за своими мыслями и действиями христианину нужно не только с 28 ноября по 6 января, пока идет Рождественский пост, и не только в марте и апреле, на которые обычно выпадает пост Великий перед праздником Пасхи, но всегда — в любой день года. Просто пост — это время, когда мы должны стать чуть более внимательными, чем обычно. Музыкальные инструменты периодически настраивают, чтобы они звучали чисто и красиво. Во время поста нам нужно постараться настроить струны своей души. Но чтобы расслышать мелодию, нужна тишина, чтобы ничто не заглушало музыку. Пост — время тишины, когда мы можем послушать мелодию нашего сердца, обращенную к Богу. Как она звучит?

— Скажи мне, ведь ты всё знаешь, — спросил вол, еще не совсем пришедший в себя, — ты действительно уверен, что все они не сошли с ума?

— Нет-нет. Просто сейчас Рождество.

— Что-то слишком уж много этого самого Рождества. А помнишь ту ночь в Вифлееме — хлев, пастухов, младенца? Тогда тоже было холодно, и все-таки там царили покой и умиротворенность. Все было совсем по-другому!

— Верно. А помнишь долетавшие до нас звуки далеких волынок?

— А над крышей слышалось легкое шуршание. Какие-то птицы летали, что ли.

— Птицы? Ну ты и балда! Это ангелы были.

Тишина не только позволяет услышать самого себя. Тишина — душевная и сердечная — позволяет услышать Бога. Первыми о рождении Христа Спасителя узнали вифлеемские пастухи, охранявшие в ночной тиши свои стада. Ничто не может выразить радость Рождества Христова так, как слова, услышанные пастухами от ангелов: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 14). Мир и благоволение — вот что несет нам рождественская ночь. Ведь именно к ней ведет нас путь предстоящего поста. Но мир и благоволение — не что-то внешнее по отношению к нам, они — внутри нас. Миром и благоволением наполнено Царство Божие, открывшееся нам во Христе. А ведь Господь сказал и о том, что Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Рождественский пост может стать началом пути в это Царство. Царь Христос не похож на других царей, поэтому и Его Царство не похоже на другие. Каждое царство живет по своим законам, есть они и в Царстве Христовом. Вернее, закон в нем всего один — закон любви. Любовь низводит Христа к нам в рождественскую ночь и становится той лестницей, по которой мы можем взойти ко Христу. Пост призван помочь нам почувствовать эту любовь, зажечь ее в себе. Жизнь без любви невозможна.

Рождение Христа — никем не замеченное событие — стало началом новой жизни. Новая жизнь началась в пещере — лучшего места для Спасителя не нашлось в ту ночь. И сейчас истинный смысл Рождества сознательно или несознательно пытаются отодвинуть всё дальше и дальше, заменяя ангельское благовестие рекламными билбордами. Но только Христос призывает нас к жизни настоящей. Как написал когда-то английский писатель Гилберт Кит Честертон (1847–1936): «Эта книга (Евангелие) начинается пещерой; именно с пещерой связывают ученые жизнь первобытного человека и в пещере нашли древнейшие изображения животных. Вторая половина человеческой истории, подобная новому сотворению мира, тоже начиналась в пещере. И животные были тут… Именно здесь, под землей, приютились двое бездомных, когда хозяева переполненных гостиниц захлопнули перед ними двери. Здесь, под самыми ногами прохожих, в погребе мира, родился Иисус Христос. Господь наш тоже был пещерным человеком. Он тоже рисовал странных, пестрых существ на стене мироздания; но Его рисунки обрели жизнь».

Священник Василий Куценко

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1413

Ключевые слова: Рождество Христово

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930