|
||||||||||||||
Христианин и ХэллоуинК сожалению, приходится констатировать тот факт, что мы, славяне, очень любим праздники и сам процесс празднования. Причем часто мы, не задумываясь, отмечаем диаметрально противоположные праздники. К примеру, христианские и коммунистические. Часто мы любим чужое и не чтим своего. В тревожный набат, предупреждающий об этой опасности гибельной культурной «всеядности», предупреждали нас как святые отцы, так и классики литературы: Гоголь, Достоевский, Чехов, Толстой. Они в основном говорили о бездумном копировании западной культуры, от которой славянин пытается брать все и бесспорно хорошее, и неизбежно негативное. В конце XX – начале XXI в. к увлечению Западом прибавилось также увлечение Востоком: его древними и современными мистериями, эзотерическими, классическими и неорелигиями. Причем славянин пытается быть индийцем или японцем большим, чем сам индиец или японец.
К этому прибавляется и современная религиозная всеядность, чем-то похожая на древнеэллинский гностицизм. Часто современный человек верит во все религии сразу. «Бог во всем», – говорит он и верит во все сердечно, не особенно задумываясь о глубинных, причинно-следственных связях, воспринимая все бегло, поверхностно. Отчасти это зависит от той бездны информации, которая обрушивается на человека из различных ультрасовременных технических средств. Его бедная головушка просто не выдерживает и отключается. Часто он ведется на яркие систематические информационные вспышки, которыми есть рекламная агрессия, формирующая моду и общественное мнение.
Но вспомним предупреждающие слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1). Мы видим, что после обращения, адресованного, бесспорно, и нам в том числе, стоит восклицательный знак, который как красный сигнал опасности предупреждает нас от вступления на гибельный путь. Потому, конечно же, современному человеку очень важно научиться искусству древних и новых святых отцов – различать духов, думать, рассуждать, делать выводы. Но это искусство имеет свое начало и фундамент в Господе нашем Иисусе Христе. Святой Иоанн призывает: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь уже есть в мире» (1 Ин. 4:2, 3).
То есть наше главное мерило, и якорь, и твердая надежная земля в бурном информационном море – это Христос и Его святые заповеди. Ими и нужно мерить с Божьей помощью все те явления, включая и праздники, которые сегодня можно наблюдать в мире.
С этим христианским мерилом-лекалом рассмотрим новомодный праздник, пришедший из Америки, – Хеллоуин, который отмечается 31 октября. Какой же в нем живет и дышит дух?
Современный западноевропейский и американский праздник Хеллоуин – явление многоуровневое, в котором в течение нескольких столетий наслаивались различные культурные и религиозные влияния. Попробуем разобраться.
Наиболее вероятным происхождением праздника является кельтская версия. Кельтские язычники Британского полуострова, Франции, Германии верили в зарождение жизни из смерти. Период глубокой осени (примерно 31 октября) у них ассоциировался со смертью – умиранием, увяданием, темнотой, мраком потусторонним. Праздник назывался Самайн (Самхаин). По имени темного языческого бога Самхаина – повелителя смерти, загробного мира, злых духов. Кельтские жрецы-друиды считали, что в этот день открываются ворота в загробный мир, и души умерших, демоны могут попасть в этот мир. Вообще, все язычники боялись смерти. До Христа смерть очень пугала людей. В ночь на 31 октября кельты зажигали огромные костры, напивались, старались держаться вместе, надевали яркие и пугающие костюмы, чтобы отпугнуть злых духов. Они старались как можно веселее прожить этот день, чтобы заглушить в себе страх смерти и страх перед потусторонним миром. Кроме того, чтобы задобрить Самхаина, ему приносили жертвоприношения.
О теории «двери в мир духов» говорит и главный атрибут праздника – «светильник Джека», т. е. тыква (в США), брюква, или репа (у кельтов), превращенная в фонарь. Ужасной гримасой она должна была отпугивать демонов, а зажженный фонарь освещал душам умерших путь в загробный мир. В этот праздник так же, как и на древнеславянский Ивана Купала, применялись всяческие гадания и колдовство. Священники-миссионеры Британского полуострова пытались с Божьей помощью противостоять языческому празднику. Католическая Церковь празднует День Всех святых именно 1 ноября. Отчасти праздник был установлен именно в этот день для борьбы с Самхаином. «От праздника Всех Святых и происходит слово Halloween – т. е. Аll Hallows’ Even, что значит "канун Всех Святыхˮ, которое со временем сократилось до Hallow E’En.», – пишет епископ Александр (Милеант) в своих «Миссионерских листках».
Но в XX веке, когда в Европе и Америке стало модным синкретическое религиозное движение New Age («Новая эра»), пытающееся смешать в один идеологически-эзотерический бульон все религии мира, пришла мода верить во все и принимать все.
И Хеллоуин стал таким красочным карнавалом из рогов, ведьмовских шапочек, костюмов популярных киногероев. Он фактически вернулся обратно сквозь века к язычеству – к Самхаину. Вернулся пока шуточно, пока весело и задорно и будто бы не глубоко. Но все же вернулся. Популярно, массово, так сказать, с огоньком. В обществе начинает пробуждаться сквозь эту словно ненавязчивую и ни к чему не обязывающую игру интерес – к язычеству, к ворожбе, колдовству, чародейству, всяческим мистериям и темным религиям прошлого. Особенно сильно он проявляется у детей и подростков, которые вообще склонны по своей природе к мистике, к фантазированию. И в Хеллоуине они находят хорошую почву и уже исподволь, будто бы невзначай воспитываются в язычестве.
Пока Хеллоуин – только кинокомедия. Но не пробудится ли в обществе, как в голливудских фильмах, демон древних языческих религий? Не станет ли Хеллоуин шагом назад, шагом отрицания христианской культуры и воплощения-возрождения языческой культуры со всеми вытекающими отсюда последствиями?
В заключение хочется привести общеизвестный случай из жития святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского:
И вопрос, который хочется задать и самому себе и вам, дорогие братья и сестры, следующий: «Если человек сегодня ради развлечения надевает на себя игрушечные рога или ведьмовской колпак, то не возьмет ли он завтра по убеждению факел и ритуальный нож для жертвоприношения?»
Храни нас всех Господь!
Иерей Андрей Чиженко
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1503 |