|
||||||||||||||
Три ключевые проблемы монастырской жизниВ Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось ежегодное открытое Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви. В этом году мероприятие приурочено к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон и 150-летия со дня рождения преподобного Силуана Афонского. В своем выступлении, посвященном проблемам монастырской жизни, Предстоятель выделил три наиболее острые из них. Это приоритет участия в богослужениях над всеми послушаниями, значение духовного авторитета игумена и противостояние мирским соблазнам (в частности, интернету). «Если нет молитвы, нет богослужения, не может быть и монашеской жизни,- отметил Святейший Патриарх.- Это духовный, мистический центр. Именно через соприкосновение с богослужением, через молитву инок чувствует присутствие Божие в своем сердце». Все остальные труды находятся в зависимости от богослужения , а не наоборот. Если пренебрегать богослужением, в сердце монаха незаметно для него войдет мирской дух, служение каждодневной суете будет вытеснять общение с Богом. В обоснование значимости молитвы Святейший Патриарх привел пример из собственной жизни. Однажды, во время учебы в Духовной академии и готовясь к очередному экзамену, он пропустил богослужение, посвященное погребению Пресвятой Богородицы.
«На следующий день мой духовный отец спросил, почему я не был на службе. Я ответил, что у меня экзамены, огромный объем информации и я не успеваю подготовится. Ты никогда ничего не будешь успевать и никогда ничего не добьешься, если будешь делать свои дела в ущерб богослужению, сказал он мне, - вспоминает Святейший Патриарх. - Я глубоко убежден, что именно совершение богослужения для архиерея, для монаха и для священника является самым главным делом, потому, что именно богослужение возвышает нас над повседневностью, заряжает нас духовной силой. Помогает нам правильно видеть и те житейские проблемы, с которыми мы сталкиваемся — в том числе административные и хозяйственные». После выступления Предстоятеля участники собрания задали ему волнующие их вопросы, часть их была созвучна затронутым в докладе темам. Например, может ли работа в иконописной мастерской быть поводом для отказа участвовать в богослужении? «Передайте этой монахине мое благословение посещать богослужение»,- ответил Святейший Патриарх. К слову, как выяснил наш опрос, эта проблема характерна в основном для многочисленных монастырей. Если в обители подвизается 30-40 монашествующих, отследить их отсутствие игумену или игумении не составляет труда. В своей заботе о врученной им пастве, они руководствуются словами Патриарха- увещевать с любовью. «Я обычно спрашиваю у сестры: что-то не видела тебя на службе, ты плохо себя чувствовала? «Да». И если это неправда, мы обе это сразу понимаем и такие случаи обычно не повторяются»,- говорит игумения Костомаровского Спасского женского монастыря Елена (Золотухина).
Говоря о духовном авторитете игумена и игумении, Предстоятель Русской Церкви отметил, что он завоевывается не богато украшенным игуменским жезлом с крестом наверху (что является символом архиерейского служения), а первенством в молитвенной жизни и аскетическом делании. «Если у игумена или игуменьи нет духовного авторитета, то нет и власти»,- отметил Святейший Патриарх. Не удивительно, что иногда за спиной такого настоятеля кем- то из монашествующих высказывается пренебрежение к его авторитету, что является соблазном для всей остальной братии. Если образ жизни и бытовые условия настоятеля заметно отличаются от того, как живет братия, авторитета не будет. «Спать и чувствовать себя в креслах будете комфортно, а вот духовного авторитета не будет. Я не могу представить себе, чтобы образ жизни древних отцов и матерей, которые создавали обители, радикально отличался от образа жизни простых монахов и монахинь. Это очень ясно нужно всем понять. А если нет понимания, не нужно становиться игуменом и игуменией. Настоятельское служение- это подвиг. Только на этом подвиге основывается авторитет. Игуменам и игуменьям нужно иметь доступ к сердцам монашествующих. Но если сердца не открываются им, никакими указаниями и внушениями это не сделать. Игумены и игумении более всего ответственны за духовную жизнь своей паствы»,- подчеркнул Святейший Патриарх. Он также добавил, что в некоторых женских монастырях вместо координации в окормлении паствы между игуменьей и духовником обители по- прежнему существует проблема борьбы за лидерство, что не прибавляет авторитета им обоим.
Другая сторона этой же проблемы в том, что иногда даже при полном доверии к себе настоятель не может разрешить вопрос, с которым к нему обращается насельник, поскольку не имеет, в силу отсутствия преемственности, достаточно духовного опыта. «В таких случая мы направляем брата к более опытному духовнику, например, в Псково-Печерский монастырь,- сказал ЦВ игумен пермского Свято-Троицкого Стефановского монастыря Серафим (Даниленко).
И, наконец, третья проблема, это мирские соблазны, которые не оставляют сердце и разум решившего вступить на монашеский путь. Один из таких соблазнов, казалось бы совершенно безобидный, но с которым, как выяснилось, сегодня с разным успехом борятся почти во всех монастыря — мобильная интернет- связь. «Человек приносит три обета и соблюдает их, но устраниться от мира, постоянно пользуясь мобильным телефоном, не может. Связь с интернетом такая, что никаких сил не хватает, чтобы ее пресечь. Древние отцы имели свои искушения и соблазны и преодолевали их, а у нас с вами- свои искушения. И не иметь мобильный телефон и не блуждать с его помощью по миру, это для современного человека нелегкая аскеза»,- сказал Святейший Патриарх. Не всем так повезло с месторасположением монастыря, как Костомаровской Спасской обители, которая находится в низине «палестинского пейзажа» и чтобы кому-то позвонить, нужно каждый раз забираться на холм.
Между тем, случается, что монашествующие просыпают утренние службы, потому что все ночь «блуждают по миру» или втянутые в решение мирских проблем (например, преподавание в православной школе при дефиците учителей) не могут ни на минуту расстаться с телефоном. А когда настоятель или духовник напоминает о недопустимости такой зависимости, отмахиваются от назидания, нарушая заповедь о послушании. Что тут делать, как решить проблему? «Мы не можем отнять у братии мобильные телефоны или запретить ими пользоваться. С одной стороны родственники и духовные чада тут же подарят новый телефон, а с другой - монастырь не концлагерь»,- в один голос говорили корреспонденту ЦВ участники собрания. "Мы стараемся постоянно беседовать, объяснять пагубность для души такой зависимости", - говорит настоятельница Макариев-Решемского женскогомонастыря Кинешемской епархии игумения Феофания (Губайдулина). «Запретами вопрос не решить, запретный плод сладок,- добавляет игумен Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря архимандрит Макарий (Швайко). - Поэтому мы стараясь донести мысль, что если ты отгородился от мира, зачем тебе нужна постоянная связь с ним? Зачем монаху электронная почта? Что ты хочешь узнать нового о мирской жизни, вступив на монашеский путь?». По мнению некоторых участников форума, отчасти решение на первом этапе находится в ограничении времени пользования мобильной связью.
Послушание духовному отцу, духовной матери, игумену или игумении- все это многотрудный подвиг, напомнил Святейший Патриарх. Но подвиг доступный современному человеку. Без этого подвига монашествующий остаются мирянином, одетым в гражданские одежды. «С такими мирянами я, к сожалению, очень часто сталкивался. Одет по монашески он или она, но человек совершенно не монастырский,- отметил Предстоятель Русской Церкви. - Преодолевать это тяготение и искушение мира- это и есть сердцевина монашеского делания. Весь мир сегодня жаждет свидетельства о Боге и смотрит на монастыри с надеждой, желая увидеть в монахах подлинных подвижников, своей жизнь свидетельствующих о Христе».
В пленарной части форума с докладами выступили иеромонах Кирион (Ольховик) - "История святогорских монашеских традиций в Ксилургу, Старом Русике и Свято-Пантелеимоновом монастыре", митрополит Лимассольский Афанасий (Кипр) - «Актуальность святогорских традиций в современной монашеской жизни», архимандрит Калинник (Чернышов) - «Передача святогорских традиций через монастыри Крыма в XIV веке на Святую Русь» и др. С докладами частично можно ознакомиться здесь. 24 сентября форум продолжил свою работу.
Алексей Реутский
Образование и Православие / Журнал Московской Патриархии |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1746 |