|
||||||||||||||
Епископ Ионна. Не бойтесь поддержать священникаКогда в сети только-только появился клип Ольги Арефьевой на песню «У попа была собака», священники неожиданно откликнулись большим количеством перепостов. Собака – единственный друг загрустившего героя песни. Большинство из нас уверены, что батюшке не может быть грустно, ведь его укрепляет благодать священства. Что делать, когда священник вдруг говорит: «Служу-служу, а это никому не нужно», рассказывает наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона. Беседу вела Юлия Коминко.
Священник – такой же человек– Владыка, мы часто воспринимаем как само собой разумеющееся, что батюшка с утра до ночи служит, исповедует, выслушивает все наши проблемы, дает советы и утешает. И вдруг – песня о том, что священнику бывает очень грустно… Но, может, мрак, от которого его надо спасать, – это просто художественное преувеличение?
– Кстати, клип замечательный. Я сам увидел его у кого-то из священников на странице и разослал своим знакомым. Интересно, что видеоряд не совпадает с текстом по смыслу, но по всему чувствуется, что песня спета от души очень неравнодушным человеком. Она затрагивает многое из того, что волнует священнослужителей, хотя вслух об этом они не говорят и открыто не обсуждают.
Я хорошо помню случай, когда впервые увидел, насколько священникам нужна обратная связь: особенно поддержка, любовь и понимание со стороны прихожан. Это было в начале 1990-х. Один батюшка, который служил в нашем монастыре, вдруг стал унывать. Причем его выгорание, как сейчас принято называть, было очень явным. «Служу-служу, а никому это не нужно», – говорил он. Верующие заметили такое его состояние и пришли со словами поддержки: «Батюшка, мы вас очень любим. Может, иной раз стесняемся проявить свое внимание и заботу, но понимаем и ценим, как много вы делаете для нас». И после таких простых, но сказанных с искренним расположением слов он полностью воспрянул духом.
Благодарность вообще является одним из ключевых моментов наших взаимоотношений – и с Богом, и с людьми. Господь дал нам жизнь, возможность познать Его и быть с Ним в Вечности. Он питает нас, соединяется с нами в Своих Пречистых Тайнах, и мы всю жизнь учимся благодарить Его за всё. Но если Благой Бог ни в чем не нуждается (признательность – это больше педагогический момент, который нужен нам самим), то священник – обычный человек, и ему необходимы слова признательности.
Две крайностиНо бывают и крайности. Например, когда батюшка окружает себя почитателями или, что чаще, почитательницами. По меткому выражению одного известного церковного автора, если березовую чурку одеть в рясу и камилавку, у нее тут же появятся поклонники. Иногда священнослужители поощряют подобное к себе отношение, и тогда на отдельно взятом приходе развивается настоящий культ личности: «Ах, батюшка сказал», «Ах, батюшка пошел», «Ах, батюшке нужно то-то…»
Другая крайность – когда священнослужитель сознательно выстраивает огромную дистанцию между собой и общиной. Воспринимает себя как жреца, а остальных – как непосвященных и никчемных, и ведет себя с людьми соответственно. Хотя не знаю даже, на каком основании такая нелепость может прийти ему в голову. В литургической молитве есть слова: «Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Христе Боже наш…» Действительно, никто из священнослужителей не является достойным предстоять престолу. Мы совершаем таинства церковные не потому, что какие-то особенные, а исключительно по благодати Святого Духа, которая подается в Таинстве священства.
Собственно, оба описанные мной явления достаточно уродливые, но и в первом, и во втором случаях батюшки, как мне кажется, не особо рефлексируют по поводу своей нужности. Одни специально делают так, что их окружают сверхзаботой, а другие пребывают в таких заоблачных высотах, что никакие человеческие мельтешения им не нужны, тщеславие всё восполняет.
Берегите батюшекВ большинстве же случаев, слава Богу, священник – такой же христианин, как и все. Со слабостями и немощами. Он так же борется со своими страстями, ему бывает лень читать молитвенное правило, и хочется спать на ранних службах. Он болеет гриппом и насморком. Обычный человек.
И, как любой другой, он нуждается в душевном тепле. Тем более что его труд можно смело назвать самоотверженным, если, конечно, он служит Церкви «не ради хлеба куса, но ради Иисуса». А я знаю, что таких большинство. Понятно, что у кого-то получается лучше, у кого-то хуже – в силу дарований, которые человек получил при рождении, или воспитания, или в силу действия благодати Святого Духа.
Благодать, как мы знаем, способна менять кардинально, и самый посредственный батюшка вдруг может стать блестящим пастырем. Известен пример Иоанна Кронштадтского, который учился не самым лучшим образом, но благодаря молитве, горению сердца ко Господу получил дар пастырства, проповеди и предстательства за людей. Сергий Радонежский тоже был не особо даровит, но чудесно изменился. То есть множество есть случаев, когда Господь явственно поддерживает пастырей Своей благодатью.
Но, бывает, из-за слабости, немощи человека, его удобопреклонности ко греху, в частности к тщеславию, Бог не наделяет дарованиями. Вообще, в наше время священникам при рукоположении уже не посылаются от Господа те дары, которые были даны апостолам в день Пятидесятницы: исцеления, говорения на иных языках и прочее. Только благодать от лица общины совершать таинства церковные.
Поэтому хочется сказать прихожанам: берегите своих батюшек! Начните с молитвы за них. Как у апостола: «Друг за друга молитеся, тогда исцелеете». Действительно, нужно молиться, чтобы Господь давал священнику силы, Сам исправил его недостатки.
Если имеете возможность облегчить труд священника, постарайтесь это сделать. Предложите помочь с уборкой в храме или, если нужно, подвезти его детей в детсад или школу. Не постесняйтесь спросить: «Чем мы можем помочь в храме или лично вам?»
Ну, и обязательно говорите добрые слова. Если батюшка грустен, подойдите и просто поблагодарите его: «Мы очень рады, что мы ходим в этот храм, и у нас такой настоятель. Батюшка, вы для нас радость, утешение и укрепление».
– Часто люди боятся благодарить и хвалить: считается, что от этого развивается тщеславие, и для души пастыря такое неполезно.
– Как-то одному моему знакомому батюшке в юбилей его служения в священном сане никто не сказал доброго слова за весь день. Он не очень-то и надеялся, что кто-то фиксирует такую дату, но когда его полностью проигнорировали, несколько приуныл.
Понятно, что уныние – состояние демоническое, вызванное помыслами от лукавого. Но, думаю, не было бы греха, если бы прихожане знали значимые даты в жизни своего настоятеля и просто словами от сердца поздравили бы его.
Помпезные подарки, огромные букеты– У отца Иоанна Охлобыстина есть замечательная книга под названием «Духовные копи» – сборник новелл об отце Савве, который, по сюжету, является настоятелем одного из подмосковных монастырей. Так вот накануне именин на вопросы прихожан, что ему подарить, отец Савва всегда говорил: «Будьте проще – дарите деньги. Обещаю сделать себе на них приятно». И он действительно делал «себе приятно» – «за сорок лет служения поставил десять храмов, открыл четыре приюта, выдал замуж и женил шестнадцать духовных чад-бесприданников, оплатил образование наиболее смышленых из них и купил себе мотоцикл…»
Хоть и звучит эпатажно, но любой священнослужитель согласится с этим. Не надо цветов, которые завтра увянут (тем более что несут букеты немыслимых размеров), или дорогих бесполезных сувениров, или помпезных подарков, например, икон в сверхпозолоченном окладе. Пусть это будет конверт с некой суммой денег, которую батюшка сможет использовать по своему усмотрению: на ремонт храма, помощь нуждающимся или иные нужды – свои, семьи или ближнего.
Знаю одну прихожанку, которая, отделяя от зарплаты десятину, всегда подходит к настоятелю и говорит: «Батюшка, вот это на храм, а это – лично вам». Сложилось так, что, как правило, жертвуют только на церковь. Но, по слову Священного Писания, служащие алтарю от алтаря и питаются. И не секрет, что в наше время подавляющее большинство священнослужителей живут более чем скромно. При этом они очень щепетильно относятся к формулировкам, и если пожертвование дали «на храм», никогда эти деньги не потратят на свои нужды.
Поэтому, если имеете такую возможность, поддержите батюшку материально. Можно написать записку о здравии своих родственников, приложить какую-то сумму и попросить: «Батюшка, помолитесь, пожалуйста, за моих родных». В такой форме даже самый деликатный священник отказать не сможет. Ведь очень многие пастыри стесняются брать деньги, говоря: «Мне не нужно, лучше на храм…»
– К сожалению, не только с такими пастырями сталкиваются люди. Сколько есть случаев, когда священник не заботится о пастве, живет своей жизнью. Или еще хуже – обирает приход. В таком случае какая может быть со стороны прихожан обратная связь?
– Не знаю, что ответить на это. Я могу говорить лишь о тех священниках, которые, действительно, душу полагают за овцы, и благодарю Господа, что подавляющее большинство моих знакомых именно такие. Милостью Божьей с циниками я не сталкивался, не знаю, что у них творится внутри, чем они живут. Единственное, что могу сказать – нужно молиться о них. Чтобы Пастыреначальник Христос Своей благодатью сделал их лучше.
Образование и Православие / Православие и мир |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1900 |