|
||||||||||||||
Протоиерей Димитрий Климов. Куда идет приходЧто такое церковная община, приход? В чем ее суть, смысл, цели? Размышляет протоиерей Димитрий Климов, настоятель Свято-Никольского кафедрального собора (город Калач-на-Дону, Волгоградская область). Само слово «приход», которым мы называем фактически главный атом церковной жизни, несет в себе значение стационарности, неизменяемости. Приход – цитадель, куда нужно прийти, чтобы бурные волны житейского моря не поглотили тебя.
Приход – от слова «пришел». Вот шел, шел человек и пришел. Теперь можно оставить вопросы и искания, теперь всё ясно, можно опереться на плечо единомышленника, укрыться за стенами догматики, отсечь себя от внешнего греховного мира.
Но есть и другое значение слова «приход». Приход – парохия, греч. παροικία (от греч. παρά – «близ» и греч. οἶκος – «дом») – «пребывание чужеземцем без прав гражданина»; «пребывание на чужбине». Т.е. приход – это не дом, это около дома. А дом – Царство Божие. Приход – это «табор, идущий в небо». А главная путевая карта этого «табора» – Евангелие.
Сейчас очень часто приходы берут на себя много работы, связанной с социальным служением, образованием и нравственным воспитанием. Но крепость прихода как общины, как семьи Божией, проверяется вовсе не облеченностью (одетостью) прихода в эти многочисленные воспитательные, образовательные и социальные формы.
Что останется, если такие функции полноценно возьмут на себя те институты, которые за них и отвечают (государство – социальную работу, школа – образование, семья – нравственное воспитание), и необходимость в приходах для всего этого отпадет?
Останется ли Свет Христов, который просвещает всех, но который не все готовы принять? Сохранится ли та драгоценная жемчужина, для покупки которой не жалко продать все свои ценности?
Конечно, приход не должен замыкаться только на богослужебной и требоисполнительной деятельности, всё может быть литургией, если делается ради Христа: и помощь бедным, и слово утешения, и житейский совет, и теплое чаепитие. Но даже сама Литургия потеряет свой смысл и свою благодать, если мы забудем, Кого мы благодарим и к Кому обращаемся.
С апостольских времен у Церкви было четкое осознание того, что человек, пришедший к Богу, пришел не сам, а приведен Святым Духом (кстати, исходя из этого: не «приход», а «привод»). Однако эта истина не приводила христианских проповедников в состояние пассивности, а напротив, они проходили с благовестием через всю ойкумену (опять греч. οἶκος – «дом»), зная, что труд – от человека, а результат – от Бога.
Сейчас у нас такое восприятие – если человек остался неверующим после проповеди о Боге, значит, ты ему что-то недообъяснил, чем-то отпугнул. Неготовность самого человека к принятию Духа даже не рассматривается. Поэтому у многих священников вырабатывается комплекс этой недообъясненности. И возникает компенсаторная потребность привлечь человека к Богу, несмотря ни на что.
На самом деле, все должны услышать слово Божие, но невозможно всех заставить его принять.
Приход – это привод Богом человека в Свою Семью, в Свою Жизнь. Думаю, важно не забывать об этом.
Образование и Православие / Православие и мир |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1630 |