|
||||||||||||||
Концентрированный выплеск боли сербского народа за утраченные святыни и отобранную землюПредставляем нашим читателям рецензию Дарьи Митиной на сербский фильм «Вы уйдёте, я останусь!» показанного в рамках программы документального кино рамках Московского Международного Киноматографического Фестиваля Так совпало, что ленту молодого сербского документалиста Хаджи-Александра Джуровича «Вы уйдёте, я останусь!» на ММКФ показали в канун Видовдана 28 июня - самого важного и самого скорбного дня сербской истории, на протяжении долгих веков связанного с трагической потерей сербами Косова, утратой независимости на полтысячи лет и появлением сакрального символа борьбы за национальное достоинство.
Душераздирающий, предельно пристрастный (а разве может быть иным рассказ о любой национальной трагедии?), снятый на разрыв аорты фильм - концентрированный выплеск боли сербского народа за утраченные святыни и отобранную землю.
Созданный по мотивам «Хроник нового косовского распятия» митрополита Черногорского Амфилохия, фильм затрагивает только один аспект кровавой югославской войны 1990-х - притеснения косовского православного духовенства, поругание албанским населением христианских святынь и храмов. Страшные кадры кинохроники перемежаются рассказами косовских священников, совершающих безусловный нравственный подвиг - имея возможность уехать в Сербию, они не бросают монастыри и остаются жить во враждебном окружении, как в осажденной крепости, не соглашаясь с фактической и духовной оккупацией. Святые отцы рассказывают о жутких, средневековых по жестокости казнях своих посаженных на кол, сожжённых заживо собратьях - кинохроника запечатлела эти страшные свидетельства, сербы хоронят своих убитых в открытом гробу, в назидание потомкам. Спаленные и разграбленные христианские монастыри, которых в Косове были тысячи, сегодня остались в основном только в виде пометок на старых картах и на фотографиях, - уцелели единицы.
К сожалению, автор слишком беспрекословно, слишком буквально идет за своими героями, которые, конечно, будучи стороной пострадавшей, в силу своей вовлеченности не могут объективно оценить глубинные причины войны - горе и историческая несправедливость застилают глаза и неизбежно ограничивают широту обзора. Представляя гражданскую войну в Югославии исключительно как антиправославную, антиславянскую, антисербскую, сложно установить причинно-следственные связи, а идеология каждой из сторон конфликта исчерпывающе описывается в названии «Вы уйдёте, я останусь!» Югославские народы руководствовались этим принципом многие столетия, и всё это время Балканы представляли собой незаживающую рану. Полувека, прожитого по принципиально иной модели «Земля принадлежит всем, кто её населяет», оказалось недостаточно, и с насильственным крушением социализма рухнул межнациональный мир, чего никак не желают понять батюшки из Дечанского монастыря, обвиняя помимо Мадлен Олбрайт и Хавьера Соланы ещё и коммунистов, которые якобы «застроили всё Косово мечетями».
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1370 |