|
||||||||||||||
Возрождение русской православной общины в ПеруИнтервью с иереем Игорем Терентьевым, настоятелем общины Святой блж. Матроны Московской г. Лимы.
Среди всех стран Латинской Америки Перу занимает особое место. Эта страна входит в первую тройку самых больших южноамериканских стран по площади, уступая лишь Аргентине и Бразилии. Но главное, ее столица – г. Лима, – основанная в 1535 году, считается старейшим городом и первым центром всех испанских колоний на южноамериканском континенте. При этом Православие в этой стране начало появляться лишь с конца 40-х годов XX века – позже, чем во многих других странах Латинской Америки, – в связи с начавшимся в это время исходом значительной части эмигрантов второй волны из послевоенной Европы в страны Северной и Южной Америки. В 1950-х годах в Лиме сформировалась первая русская православная община и был построен первый православный храм во всей стране – русская церковь Святой Троицы. Но со временем русское присутствие становилось все меньше и произошло изменение и национального состава прихода, превратившегося, по преимуществу, в арабо-греческий, и конфессионального подчинения прихода, который перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. И лишь в начале нынешнего, XXI-го, века, буквально несколько лет назад, в Лиме уже из вновь приехавших в страну эмигрантов из современной России, а также Украины и Белоруссии начала образовываться новая православная община. И ей пришлось начать проходить весь путь, некогда проделанный их русскими предшественниками, заново, практически с нуля. От учреждения – до регистрации, от редких служб в квартирах – до регулярных богослужений уже в постоянном помещении, от редких прихожан, первых Крестин и первого венчания – до сплоченного, воцерковленного и постоянно расширяющегося прихода.
Об этом возрождении единственной русской православной общины в Перу и о перспективах развития Православия в этой далекой от православной России и мира стране мы публикуем интервью православного публициста Елены Малер, недавно побывавшей в Перу, с настоятелем общины Святой блж. Матроны Московской г. Лимы иереем Игорем Терентьевым.
- Отец Игорь, первое, что меня поразило при знакомстве с Вашей биографией, это то, насколько в необычных местах Вам выпал священнический труд и в России, и в мире. Расскажите, пожалуйста, о начале Вашего церковного служения в России – в одной и самых далеких епархиях нашей страны.
- Да, действительно, в Латинской Америке я оказался после четырех лет служения в Магаданской епархии с 2007 по 2011 год. Сразу после рукоположения в священники, в июле 2007 года, архиепископ, а ныне митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн направил меня в распоряжение епископа Магаданского и Синегорского Гурия. Это было время, когда священников в этой епархии катастрофически не хватало и мне приходилось служить в восьми приходах, крайние из которых находились друг от друга на расстоянии 437 километров. И каждый – вдали от города Магадана, в поселках, расположенных среди сопок и мало затронутой человеком суровой колымской природы. Первая половина моего служения в этих местах прошла в поселке Синегорье, в 482 километрах от Магадана, «столице» гидростроителей, построивших Колымскую ГЭС – уникальное сооружение на вечной мерзлоте. И мой первый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был настоящим каменным храмом, единственным в области, построенным теми же строителями Колымской ГЭС. Вторая половина моего служения прошла в г. Сусумане, в 650 километрах от Магадана, в молитвенном доме в честь Святителя Николая Чудотворца. Я до сих пор с большой любовью вспоминаю и то время, и тех людей – и церковных старост, и прихожан, – с невероятной теплотой и гостеприимством встречавших объезжающего поселок за поселком священника.
- При каких обстоятельствах Вы оказались в Латинской Америке? Как и в каком месте началось Ваше здесь служение? И как встретили Вас на этом новом, таком далеком от России, континенте?
- Совершенно неожиданно для меня появилось предложение отправиться в командировку в распоряжение епископа Каракасского и Южноамериканского Иоанна (РПЦЗ), в епархии которого очень сильно не хватало священников. Как раз тогда поступали постоянные просьбы прислать священника от православных верующих из Парагвая – и у меня не было никаких сомнений: этого было достаточно для принятия решения, и так я и оказался в Покровском приходе столицы Парагвая Асунсьоне. И моя служба там – священника Московской Патриархии в приходе Зарубежной Церкви – стала, можно сказать, реальным свидетельством наконец-то произошедшего возобновления общения между РПЦ и РПЦЗ.
Так случилось, что вылетел я в Латинскую Америку накануне Пасхи 2012 года и в первый же вечер после прилета мы уже служили пасхальную службу с моими новыми парагвайскими прихожанами. Первую пасхальную службу за прошедшие двадцать лет, вызвавшую огромную радость у всех! За два года моего служения в Парагвае в нашем храме сложилась небольшая, но дружная община; на средства благотворителей были проведены капитальный ремонт храма и благоустройство прилегающей территории; было организовано празднование 85-летия со дня состоявшегося в 1928 году освящения храма в Асунсьоне. Священника здесь встретили с большой любовью, и на протяжении всего времени моего служения я всегда получал от прихожан всестороннюю помощь и добрые советы.
По прошествии двух лет встал вопрос о необходимости посещения новообразованного православного прихода в Перу. И постановлением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода от 25 декабря 2013 года я был направлен в клир Аргентинской и Южноамериканской епархии для пастырского окормления прихода Святой блаженной Матроны Московской в городе Лиме.
- Расскажите, пожалуйста, об истории Русского Православия в Перу, о том, как и когда в этой стране появились первый приход Русской Православной Церкви и Ваша, совсем молодая, община в честь Святой блаженной Матроны Московской?
- История Русского Православия в Перу началась с середины XX века, когда оставшиеся в Лиме русские эмигранты организовали сбор средств и строительство первого храма в честь Святой Троицы – первого православного храма в Перу. С самого начала и до своей кончины в храме служил иеромонах Серафим (Фетисов). Сначала приход находился в составе Русской Православной Церкви Заграницей, но в результате какого-то конфликта между настоятелем и Синодом РПЦЗ приход перешел в юрисдикцию Северо-Американской митрополии, где находился до конца 90-х годов. А в 1998 году, после кончины отца Серафима и ухода из жизни большинства русских прихожан, община, состоявшая уже, в основном, из греков и арабов, вместе с храмом и церковным имуществом перешла в юрисдикцию Буэнос-Айресской и Южно-Американской митрополии Константинопольского Патриархата. Там некогда русский Свято-Троицкий храм и находится в настоящее время, среди его прихожан русских практически нет, а службы совершаются только на испанском языке.
Но уже через десять лет в Перу начали приезжать новые люди из России, Украины и Белоруссии, среди которых все больше и больше было православных людей, желающих ходить на богослужения и участвовать в Церковных Таинствах на уже нигде не звучащем в Лиме церковнославянском языке. Так, естественным образом возникла потребность в организации нового русского православного прихода. 17 января 2011 года в зале Российского культурного центра в столице Лиме состоялось учредительное собрание православной общины во имя Блаженной Матроны Московской. А 22 марта 2011 года Священный Синод принял решение о создании в Лиме прихода во имя Святой блаженной Матроны Московской в составе Аргентинской и Южно-Американской епархии РПЦ.
- Получается, что Ваша община Святой блаженной Матроны Московской в Лиме – единственная православная община, служащая на русском и окормляющая русских прихожан. И, поскольку она была образована совсем недавно, Вам было суждено проделать с ней самые первые шаги. Расскажите, пожалуйста, об этих первых шагах и первых проблемах, с которыми Вам пришлось столкнуться.
- До 2014 года на протяжении трех лет здесь совершалось богослужение лишь дважды в год, в пасхальные и рождественские дни, разными командированными священниками. Естественно, каждая из этих редких служб была очень радостным событием для православных верующих Лимы. И еще большей радостью было наконец-то произошедшее в 2014 году назначение постоянного священника, после чего и началась основная работа по формированию общины Святой Матроны.
Конечно мне, как это бывает при начале любого дела, пришлось столкнуться с трудностями. Очень много усилий нам пришлось потратить на то, чтобы добиться регистрации нашей общины как юридического лица: почти полтора года длился процесс выяснения и выполнения требований для ее регистрации, но, как мы надеемся, он уже близок к завершению.
Главной же вставшей перед нами проблемой стало отсутствие постоянного помещения для богослужений, уже не говоря о собственном храме. Мы сталкивались с самыми разными сложностями: с тем, что в помещениях, в которых проходили разовые службы, оказывались неприемлемые условия для служб постоянных; с непомерно высокой платой за время использования помещения; с отказами заключать договор об аренде и так далее.
Поиски помещения для богослужений долгое время не приносили результатов. Тем более что выбор приемлемых для него мест был весьма ограничен лишь несколькими хорошими районами Лимы без повышенной криминальной угрозы и относительно безопасными для прихожан – таковы реалии Южной Америки.
Мы начали совершать регулярные молебны о даровании нам помещения для богослужений. И, наконец, нам предложили совершать богослужения в англиканском кафедральном соборе по субботам за умеренное пожертвование. Так мы, наконец-то, начали проводить регулярные богослужения и наша община начала пополняться постоянными прихожанами. Через несколько месяцев для нас нашлось еще одно место – на этот раз в католическом приходе, но для проведения в нем богослужений нужно было получить разрешение кардинала Лимы и примаса Перу. Мы долго ждали этого разрешения и неожиданно получили его именно в день встречи Святейшего Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска, произошедшей 12 февраля 2016 года на Кубе. Для нас это было глубоко символично. Нам было предоставлено в безвозмездное пользование без ограничения срока помещение домового храма, в котором мы и совершаем богослужения по воскресным и праздничным дням по настоящее время. А также комната для внебогослужебных мероприятий, в которой мы после Литургии собираемся за чашкой чая, проводим встречи и катехизаторские беседы. Для всех нас это было большим достижением и большой радостью.
- Очень интересно узнать о членах Вашего православного прихода: есть ли среди них потомки старой русской эмиграции или эмиграции из других православных народов? Есть ли новые переселенцы из России и стран бывшего Союза? К Вам приходят уже верующие и воцерковленные люди или не только?
Благодаря тому, что я был направлен сначала в Парагвай, а затем в Перу, у меня появилась уникальная возможность сравнить два совершенно разных типа прихожан: потомков старой эмиграции из дореволюционной России в Парагвае и представителей, скажем так, постсоветской эмиграции из России, Украины, Белоруссии в Перу.
Русская диаспора в Парагвае – это, как правило, уже укорененные в вере люди, организованные в православную общину и единую ассоциацию «АРИДЕП» – «Ассоциацию русских и детей потомков в Парагвае», в уставе которой даже прописано оказание помощи в содержании православного храма и православных кладбищ. Поэтому, прибыв в Асунсьон, я оказался в уже верующей и сплоченной общине, которая оказывала мне всяческую помощь и содействие в решении всех насущных вопросов.
Русская же диаспора в Перу совсем другая – это диаспора молодая, из постсоветской России, Украины, Белоруссии, многие представители которой уехали из своих стран в то время, когда Церковь там только начала возрождаться, и, не успев воцерковиться на родине, оказались в католической стране, в которой тем более негде было приобрести знания о православной вере. Но, несмотря на это, среди них нашлись инициаторы создания православной общины, – можно сказать, как частички русского мира, многие из них подключились к ее жизни, а некоторые даже вошли в органы управления приходом. И честь им и хвала за это доброе начинание. Но главное, чтобы через эту работу происходило утверждение в вере и в церковной жизни. Потому что без этого не совсем воцерковленные люди при решении каких-то приходских вопросов могут руководствоваться совсем нецерковными мотивами, а это, конечно, создает сложности для священника в управлении и развитии прихода. Но я верю и вижу, что со временем необходимое воцерковление происходит. А вместе с тем с большой радостью наблюдаю, что в последнее время в Перу начало приезжать все больше людей уже верующих и имевших опыт церковной жизни еще на родине и наша община в последнее время все больше и больше стала пополняться именно такими прихожанами.
- Расскажите, пожалуйста, о развитии общины Святой Матроны Московской за эти последние годы. И какими Вы видите основные задачи, стоящие перед ней в ближайшем будущем?
- Время летит очень быстро, а возможности и средства за границей очень ограничены, но почти за два прошедших года, как мне кажется, нами было сделано немало. Наконец-то было найдено помещение для богослужений, предоставляемое на безвозмездной основе, и были организованы регулярные богослужения, а в отдельном помещении начали проходить регулярные приходские встречи и катехизаторские беседы. С момента прибытия в Лиму мною было организовано приходское собрание, на котором были упорядочены органы приходского управления и разъяснены основные канонические нормы приходского Устава РПЦ. На недавнем приходском собрании были приняты его новые члены – одиннадцать человек из хорошо зарекомендовавших себя прихожан. Благодаря нашим благотворителям приход получил необходимую для богослужений церковную утварь; благодаря пожертвованию из Тверской епархии у нас появилась необходимая богослужебная литература – Минеи и Триоди. Наладилось тесное сотрудничество нашего прихода с московскими миссионерами из православного общества «Южный крест» и Школы православного миссионера, которые собирают и пересылают для нас Священное Писание и православную литературу, иконы, крестики и другие необходимые нам вещи. Члены нашего прихода также регулярно стараются заниматься сбором вещей и продуктов, духовной и обычной литературы для наших соотечественников, находящихся в пенитенциарных учреждениях Перу. В общине наконец-то образовался любительский хор, что тоже очень радостно.
Еще больше, конечно, у нас планов на будущее, благо, в приход пришло много искренне верующих людей, желающих активно участвовать в жизни общины. Прежде всего, конечно, нам нужно завершить процесс регистрации общины как юридического лица, о котором я уже упоминал. Конечно, мы задумываемся о строительстве собственного православного храма Русской Православной Церкви – первого храма, потому что и в Лиме, и в Перу пока нет ни одного.
- Наконец, очень хочется узнать у Вас, вызывает ли православная вера и Православная Церковь интерес у самих перуанцев? Появляются ли у Вас прихожане из местного населения? И как, с Вашей точки зрения, можно помочь развитию православной миссии в Перу?
- В наше время наблюдается охлаждение местного населения к Католической Церкви – эта проблема постоянно озвучивается самими католическими священниками. И многие перуанцы уходят из традиционной для них католической религии в секты. При этом, как я вижу, интерес к Православию есть, ведь многие перуанцы получали образование в России, к тому же в Перу много русско-перуанских смешанных браков.
В нашем приходе уже было совершено несколько православных Крещений детей из смешанных семей по согласию одного из родителей, являющегося католиком. Сейчас один мужчина, бывший католик, готовится присоединиться к Православной Церкви. Но для более широкого знакомства перуанцев с Православием нужна целенаправленная миссионерская работа. И, конечно, самой эффективной формой миссии могла бы стать работа православного просветительского центра, который в идеале стоило бы открыть при храме.
Все мы помним, что русские эмигранты, куда бы они ни приезжали, первым же делом строили храмы, как правило, с культурными центрами при них. Сейчас это делать сложнее – цены на землю, строительство и обслуживание храма несоизмеримы с прошлым веком. Так что современной общине своими силами это осуществить очень тяжело, и мы очень ждем помощи от всех, заинтересованных в развитии Православия в Перу, людей, сердце которых загорится любовью к этой южноамериканской стране с богатой историей и культурой. А пока мы будем молиться об этом и совершать посильную работу по сплочению и увеличению православной общины Святой Матроны Московской в Лиме и ознакомлению местных жителей с Православием. Огромное спасибо всем, кто нам помогает, и Вам персонально.
Елена Малер,
публицист, исследователь и преподаватель русской философии,
замглавы интеллектуального клуба «Катехон»,
организатор миссионерского общества «Южный крест»
Дополнительная информация:
Образование и Православие / ИНтернет-журнал "Прихожанин" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1622 |