|
||||||||||||||
Протоиерей Александр Пономаренко. Про исповедь и стерильностьКак бороться с грехами, если они повторяются и приходится катятся в них от исповеди к исповеди? Размышляет протоиерей Александр Пономаренко, настоятель Свято-Троицкого храма в Желтых Водах Криворожской епархии (Украина). Я скажу, не как философ или богослов, а как обыкновенный провинциальный, приходской священник. Служу на одном приходе уже 25 лет, прихожане мне уже стали как родственники, поэтому некоторым опытом могу поделиться.
Например, если я имею предрасположенность к простудным заболеваниям, то врач посоветует меньше бывать на сквозняках. Так и у всех нас, в том числе и у меня, есть предрасположенность к определенным страстям. Вроде бы я человек неболтливый, не осуждаю никого, а вот попал в определенную среду болтливых людей, где и сам не заметил, что попал под дурное влияние. Значит мне, пока духовно не окрепну, следует избегать подобных компаний, своего рода – духовных сквозняков.
«Тяжело, но он старается»
Если грех, от которого мы не можем избавиться и в котором постоянно исповедуемся, нас мучает, заставляет страдать, значит, мы еще духовно живы. Поскольку, если у мня состоялась встреча с Господом, я буду рассматривать грех содеянный мною, как предательство. Ведь если у меня произошла встреча с Христом, то я буду ощущать радость от этой втрече, и вдруг, впадая в снова в грех, почувствую некую разлуку и стыд.
Господь же всем нам сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30). И вдруг покой в душе нарушен. Вот что важно чувствовать.
Мы должны помнить, что Господь видит даже наши маленькие шажки в борьбе с грехом, даже если мы чуть-чуть что-то пытаемся делать в этом направлении. Помните, как Евангелький расслабленный 38 лет находился возле купели. На что он надеялся? У него была надежда сверх всякой надежды. Если его спросили бы, на что он надеется, он бы и не знал, что ответить. Но, он понимал, что надо быть ближе, к тому месту где действует сила Божия.
Мы, должны постоянно трудиться над собой. Вот как в школе? Пришли родители на собрание, а учительница говорит: «Может, но лентяй». Или говорит: «Вы знаете, тяжело дается ему наука, но видно, что старается». Какой вариант лучше?
Так и в духовной жизни. Да, нам тяжело подниматься в гору, но мы стараемся, падаем и снова встаем. Ведь апостол Павел нам сказал в утешение, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда…
Не заткнуть себе рот
Хороший способ в борьбе с грехами – создать дружную и здоровую общину при храме. Там, где люди сияют добротой, любовью, теплотой по отношению друг к другу, человеку легче бороться со страстями. Если община в целом здорова, заболевший в ней быстрее выздоровеет, как сказано у апостола Павла – «…дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» 1Кор.12:25.
В общине со временем люди меняются. Когда я только пришел на свой первый приход, там и сплетничали, и грубили. А теперь, спустя 25 лет, заходишь в храм, все улыбаются, сияют, родные, каждого хочется обнять! Все изменились.
Еще очень важный момент – ответственность. Если мы будем постоянно поддаваться страстям, мы заткнем себе рот, мы не сможем проповедовать. Не только священник, но и каждый прихожанин, призван тоже свидетельствовать о Христе. И если мы будет подвержены страстям, то не сможет свидетельствовать о вере. И поэтому на всех нас лежит ответственность – показать присутствие Божие на земле. Стать по слову апостола Павла – соработниками Божьими.
Сказать перед всеми
Бывает, что человек исповедует одно и то же, а внутренне ничего не чувствует. Помню эпизод из книги митрополита Антония Сурожского, когда один человек сказал: «Я грешу, но этот грех мне не доставляет страданий. Я ничего не чувствую». И владыка Антоний попросил этот грех исповедовать перед всем церковным народом. Думаю, что такая практика нам всем не помешает.
Но самое главное, чтобы мы все участвуем в самом главном таинстве Церкви – причащаемся Тела и Крови Спасителя нашего во исцеление души и тела. Это самое максимальное соединение человека с Господом нашим, которое возможно на земле. Мы соединяемся с Ним духовно и телесно. Наше тело и кровь становится частью Его Тела и Крови. Таким образом мы теперь себя вручаем Господу, и Он нас лечит.
Встать подобно Евангельскому расслабленному мы обязательно сможем. В духовной жизни самое главное – усердие и постоянство. И главное не отчаиваться. Может быть, нам Господь попускает какие-то искушение, чтобы мы научились с ними бороться, научились строить отношения с людьми.
Так что уборку надо делать постоянно. Согрешил – опять исповедуй. Ну, как мы пыль вытираем дома. Она у нас, кстати, постоянно одна и та же, не синяя и не зеленая, а серая. Но мы ее вытираем и вытираем… А если нас постоянно одолевает уныние, то это признак лени, которая вносит в душу пустоту.
Но невозможно быть стерильными. Понимаете? Сколько бы мы не перечисляли грехов, стерильными мы не будем. Мы можем только стать «святым сатаной». Вспомним, как Господь не упрекнул ни в чем Фому при встрече после воскресения. Это говорит, что Господь принимает нас такими, какие мы есть. Одного Он не принимает – лицемерия и фарисейства.
Записала Оксана Головко
Образование и Православие / Православие и мир |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1494 |