Опубликовано 28.06.2016 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Сергей Комаров. Пути святости в современном мире


Ежедневно мы празднуем память каких-то святых. За две тысячи лет в Церкви просияло множество угодников Божиих, причем большая часть их имен нам неизвестна. При этом история святости не окончена – Церковь, будучи Святой по присутствию в ней Духа Божьего, продолжает рождать святых во все эпохи своей жизни.
 
Сергей Комаров. Пути святости в современном мире«Неужели и сейчас есть святые?» – спросит кто-то. «Конечно, есть» – ответим мы. «И где же они?» – вновь могут спросить. Но, чтобы попытаться ответить, нам необходимо будет задать сразу еще один вопрос: а что такое святость? Ведь часто мы имеем о ней самые превратные понятия.

Согласно Священному Писанию, святость – это одновременно и призвание всех христиан, и необходимое качество повседневной христианской жизни. «Будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:16) – ставит нам задачу Господь. И в то же время, быть христианином значит уже иметь в себе некоторую святость. «Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим.6:22) – говорит всем верным Римской Церкви апостол Павел. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2,19) – пишет апостол в Ефес.

Само слово «святой» (по еврейски «кадош», по-гречески «агиос») в языке Писания имеет несколько другое значение, чем то, с каким мы привыкли его употреблять. В библейских книгах «святой» значит «отделенный для Бога, посвященный Богу». Говоря римлянам: «вы освободились от греха и стали рабами Богу», Павел имеет в виду их крещение, а под словами «плод ваш есть святость» подразумевает то, что теперь их жизнь должна быть посвящена Христу. Выражение «плод ваш есть святость» Толковая Библия Лопухина предлагает перевести с греческого языка так: «вы имеете свой плод в том, что направляетесь к святости». Итак, святость есть цель, и в то же время направление, устремление; это вектор движения к Богу. И люди, движущиеся к этой цели, всегда были и есть.

Читая жития святых, постоянно приходится удивляться тому, насколько святость непредсказуема, непонятна, иррациональна, а также незаметна и неузнаваема в грешном мире. Сами святые часто не узнавали святость друг в друге. Например, свт. Епифаний Кипрский очень не любил своего выдающегося современника, свт. Иоанна Златоуста, – считал его еретиком, открыто порицал, и способствовал осуждению вселенского учителя на Соборе под Дубом. Всю жизнь терпеть не могли друг друга блж. Феодорит Киррский и свт. Кирилл Александрийский, будучи идейными противниками в богословии. Златоуста свт. Кирилл тоже не жаловал – когда в 407 году тело Златоуста, умершего в изгнании, было привезено в Константинополь, александрийский святитель произнес известные слова: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда – не апостол?»

Также бывает, что подвиг того или иного святого скрыт Богом, хотя мощи обретены нетленными и посмертные чудеса подтверждают святость. Например, отрок Артемий Веркольский. Двенадцатилетний мальчик из благочестивой семьи был убит молнией, и односельчане не отпели и не похоронили его, думая, что Бог покарал Артемия за какой-то тяжкий грех. Тело оставили на земле, набросав сверху веток. Но его непохороненные мощи остались нетленными и благоуханными, и явили множество чудес. Чем отрок угодил Богу? Тайна.

Или вот Иулиания, княжна Ольшанская. Нашли нетленные мощи шестнадцатилетней девицы. О жизни ее почти ничего не известно. Чем она отличалась перед Богом среди множества других, умерших в том же возрасте? Бог ведает. Мы – нет.

И современники Артемия и Иулиании не знали, и мы не знаем, в чем именно состоял их подвиг. И неудивительно. Мир, однажды уже осудивший Праведника, часто не видит и не понимает святости. Как и свидетельствует об этом текст паремии, читаемой в честь святого: «Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его» (Прем. 4:13–15).

Понимание этих вещей дает много важных мыслей. К примеру, нельзя думать, что сегодня уже нет святости. Святой может жить рядом, но мы, по своей испорченности, святости не различаем и меряем все по своим личным трафаретам. К тому же, в нашем сознании зачастую обитают некоторые шаблоны святости, которые могут помешать нам воспринимать святость живую, современную. Нам кажется, что если святой, то непременно монах, или епископ, или мученик, или юродивый. А ведь вовсе не обязательно. Святость в современном мире находит новые формы, имея все ту же, главную основу: любовь к Богу и ближнему.

Например, такой случай вспоминается. Митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает в одной из своих замечательных книг, что знал некоторого швейцара в Париже, прочитывающего за рабочий день три тысячи Иисусовых молитв. Он стоял перед входом в ресторан, кланялся посетителям, снимал шубы – а сам молился. Три тысячи молитв каждый день на протяжении многих лет! И об этом никто не знал, кроме духовника. Не святой ли человек? А могло ли нам когда-нибудь прийти в голову такое словосочетание – святой швейцар? Мы не привыкли к такому, а такое есть. Потому что «дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». И святость всегда будет непривычна, непонятна, удивительна, ибо она не от мира сего.

Насчет святости в миру можно было бы еще многое сказать. Например, когда мирянин совершает свои обычные мирские труды ради Господа и ближних, с молитвой и переживанием за людей – это уже выход за пределы общечеловеческих добродетелей, это именно шаг к святости. Мы могли бы вспомнить здесь о святости многодетной матери, трудящейся весь день ради детей, и читающей о них Псалтирь по ночам. Мы могли бы сказать о святости пожарника, идущего в пламя с молитвой на устах. Мы могли бы говорить о святости того университетского преподавателя, который под образованием понимает открытие образа Божьего в человеке, и реализует эту мысль в своей педагогической работе; о святости солдата, идущего под пули за веру и отечество; о святости врача, который, к примеру, за многие годы работы уговорил сотни молодых женщин не делать аборт. Мы могли бы говорить о любой профессии, в которой семя веры родило новый смысл, и превратило эту профессию в богослужение. Такая святость не очень-то заметна – кто может знать о ней, кроме Бога?

Христос предлагает каждому человеку драгоценный подарок – некоторый компас, в котором стрелка ориентирована на спасение. Этот компас есть вера. Любая негреховная профессия, духовно направленная по указанию данного компаса, может привести в Царствие Божие. Только все зависит от решимости, как говаривал преподобный Серафим Саровский.

Все мы можем быть одеты в очень разные одежды: белый халат медработника, или костюм официанта, или фартук хлебопекаря, или форму проводника, или мундир летчика. Но, имея в руках этот компас, мы движемся в одном направлении. Это направление – святость, и мы должны понимать, что этот путь открыт для всех нас.

Да, конечно, всегда нужны Церкви святые епископы, боголюбивые священники, бесстрашные мученики и исповедники. Всегда должен звучать в Церкви и громкий голос святителя, и обличительное слово юродивого. Нет на земле ничего красивее монашества. И все это было, есть, и будет в Церкви. Но, рядом с ними – монахами, священниками, юродивыми – должен стоять и обычный мирянин, ни на минуту не выпустивший из рук компаса веры, освятивший верою свой жизненный путь и превративший его в послушание Церкви и служение Богу. Образно говоря, нам необходимо учиться в одной руке держать этот компас спасения, а в другой: гаечный ключ, скальпель хирурга, баранку машины, перо журналиста, детские пеленки – словом, то, что доверил нам Господь. Не выпустим из рук ни того, ни другого. И тогда, даст Бог, плодом и нашей жизни будет святость, а конец – жизнь вечная.

Двери святости пока еще открыты, и Христос зовет нас войти в них. Причем, в каждой эпохе святость способна находить себе новые формы. Люби Бога, и делай что хочешь – сказал христианский мыслитель. Именно об этой любви, которая является главной заповедью и целью христианской жизни; о любви, на которую указывает стрелка спасительного компаса – веры, и напоминают имена святых, встречаемые нами ежедневно в церковном календаре.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1781


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930