|
||||||||||||||
Опыт и новации далеких приходовЧто можно сказать о множестве маленьких селений, разбросанных на огромных просторах России? Что обычно до них сложно добраться, что там мало людей, что живется там трудно – как из-за отдаленности от «благ жизни», так и из-за банальной невозможности заработать, а уж если населенный пункт к тому же охватила вездесущая эпидемия пьянства… Еще эти поселки роднило то, что обычно в них не было храма (либо стояла рядом полуразрушенная усадебная или сельская церковь как напоминание о прежних, дореволюционных временах, еще до того, как крестьянство стали ломать через колено, лишая его, в том числе, духовных корней), а появление священника в местах, где уже десятилетия не слышалась церковная молитва, воспринималось как нечто совершенно экстраординарное. Имелись и такие населенные пункты, в истории которых ни храма, ни священника не было никогда. Но со временем эта картина стала меняться, и меняется она кардинально.
Какой опыт пастырского служения особенно пригодился при окормлении малочисленных и удаленных населенных пунктов, какие новации помогают в этом нелегком служении? Оказывают ли влияние на деятельность священника особенности быта и нравов в этих селениях, и что священнослужитель вместе с общиной может поменять в жизни сельчан? Об этом на примере Канской епархии рассказывает иеромонах Питирим (Жилянин).
ОпытПод опытом мы предполагаем ту базу приходского служения, которая сложилась с момента образования первых приходских общин до сегодняшнего времени, а новациями то, что было обновлено и дополнено с момента видимых изменений, что позволило выйти на новый качественный уровень пастырского служения в малолюдных населенных пунктах. Особенностью же является специфика деревенской жизни с вытекающими из этого обстоятельствами.
До образования Канской епархии пастырское служение представляло собой редкое посещение малолюдных населенных пунктов для исполнения треб и молебнов. Отсутствовала приходская жизнь, однако это являлось следствием нехватки священнослужителей на данной территории. Тем не менее, в меру сил окормление осуществлялось, и благодаря жертвенной самоотдаче священников это приносило определенные плоды и формировало пастырский опыт в районах.
Пастырская деятельность проходила исключительно на уровне частных встреч и бесед при обращении местных жителей к священнику. Тем самым священнослужитель понимал специфику селения и в своих публичных обращениях всегда делал акценты на те проблемы и вопросы, которые в частном порядке ставились перед пастырем.
Центром приходской жизни было и преимущественно остается молитвенное общение, а пастырской деятельностью – забота об общине.
НовацииОднако за последние годы приходское служение кардинальным образом изменилось, произошло то, что мы назвали новациями: священник участвует во всех общественных мероприятиях, проводятся встречи на различных площадках, ведется агитация за здоровый образ жизни, также важная тема – любовь к Отечеству, патриотизм.
Активно ведется работа с органами власти и здравоохранения, в том числе в области анализа и мониторинга ситуации в районе с целью выявления проблем жителей малолюдных селений и их решения. Так, например, в настоящее время в Сыромолотово Кежемского района сложилась крайне негативная ситуация среди жителей, и в настоящее время ведется работа по этому вопросу. В 2015 году и первом квартале 2016 года было завезено 17 000 тысяч экземпляров Евангелия и книг «Пасхальная весть», реализовано примерно 14 500 тысяч книг. Проводятся культурно-просветительские мероприятия, выставки, регулярно приглашается священник Валерий Логачев из Оренбургской области для проведения концертов духовно-патриотической песни в масштабе района.
Под особым попечениемОсобым попечением в малолюдных поселениях являются те, кто страдает недугом пьянства. В городе Кодинске при храме Покрова Пресвятой Богородицы по благословению правящего архиерея работает общество трезвости, проводятся каждый вторник занятия, а в апреле 2016 года было принято решение об открытии реабилитационного центра в честь иконы Божией Матери именуемой «Неупиваемая Чаша». В настоящее время прорабатываются организационные вопросы и готовится все необходимое (персонал, питание, размещение, курс лечения, юридические вопросы) для открытия.
Прорабатывается вопрос размещения и печати во всех населенных пунктах Приангарья единого информационного баннера с контактной и «рекламной» информацией для того, чтобы местные жители имели четкое представление о том, к кому необходимо обращаться.
Живые примеры Остановимся подробнее на примерах, которые оказали влияние на религиозную и общественную обстановку в населенных пунктах.
Вот, например, поселок Хребтовый Богучанского района. Исторически никогда в этом поселке не было храма, священнослужителя, однако священнику, который окормляет поселок всего лишь четвертый год, удалось оказать воздействие на религиозные чувства проживающих в этом месте людей. Иерей Федор освящал могилы на кладбище; вскоре произошел пожар, и те могилы, которые из-за отказа родственников усопших остались неосвященными, сгорели, освященные же захоронения, находившиеся рядом, остались невредимыми. Происшедшее произвело огромное впечатление на жителей. Сегодня на богослужение в поселке ходит 40-60 человек, воскресная школа насчитывает шестнадцать учащихся, один из прихожан проходит обучение в Красноярской учительской семинарии.
Поселок Имбинский. Настоятель храма иерей Илья окормляет еще три населенных пункта, результат – благодаря систематичности и упорству пастыря в них сформировались крепкие и сильные общины, действует воскресная школа с двадцатью учениками.
Нынешний настоятель кафедрального храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Богучаны иеромонах Платон, будучи настоятелем в поселке Гремучем и окормляя еще два населенные пункта, организовал и сплотил приходскую общину, да и других местных жителей, благодаря строительству подсобных помещений для храма и реорганизации молитвенного дома.
|
Поддержите наш сайтСердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию. |
Образование и Православие / Приходы.Ru