|
||||||||||||||
Архидиакон Иоанн Хрисавгис. Открыть Собор для действия Духа и ради преодоления изоляции ЦерквейВ эти дни на Крите полным ходом идет подготовка к открытию Святого и Великого собора Православной Церкви под председательством Вселенского патриарха. Кроме патриарха Варфоломея, вчера на место проведения собора прибыли патриарх Сербский Ириней (несмотря на то, что несколькими днями ранее Сербская Церковь заявляла о том, что не примет участие в соборе), архиепископ всего Кипра Хризостом и архиепископ Чешских Земель и Словакии Ростислав. Сегодня на Кипр прилетают Иерусалимский патриарх Феофил, Румынский патриарх Даниил, архиепископ Польши Савва, архиепископ Албании Анастасий, архиепископ Греции Иероним. Как известно, в минувший понедельник Синод РПЦ принял решение не участвовать в соборе на Крите. В своей статье богословский советник Вселенского патриарха архидиакон Иоанн Хрисавгис обсуждает возможность приглашенных к участию в соборе сторон отказаться от ранее согласованного решения и о каноническом статусе собора, если тот будет проведен в ограниченном составе. Событие, которое готовили более полувека, Святой и Великий собор Православной Церкви, состоится в Православной Академии на Крите 19-26 июня 2016. В январе этого года все автокефальные Православные Церкви договорились о месте и времени проведения Собора и подписали документы, подтверждающие это решение. После январской встречи предстоятелей были опубликованы проекты документов, которые планируется принять на Соборе. Документы вызвали оживленную дискуссию среди церковных лидеров, ученых и всех заинтересованных. В то время как некоторые тексты, например, «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», оказались более спорными, нежели остальные, согласие по основному вопросу — о проведении Собора — до недавних пор никем не оспаривалось.
В процессе подготовки Собора открылись разногласия между желанием большинства поместных Церквей совместно двигаться навстречу единству и стремлением меньшинства к этнической изоляции. В то время как официальные представители всех Православных Церквей поддержали идею соборности в принципе, некоторые из них попытались заблокировать соборный процесс на практике. Например, представители Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) настаивают на очень узкой интерпретации правила консенсуса, трактуя его так, что все соборные решения должны приниматься именно всеобщим единомыслием всех церковных делегаций. Такое понимание правила консенсуса отходит от церковной традиции, в которой решения принимались большинством в ходе голосования или публичного волеизъявления. Например, поместный собор и собор епископов Русской Православной Церкви требует кворума в 2/3 участников, не всеобщего единомыслия. Исторически соборные решения требовали широкого представительства, а не участия представителей всех без исключения поместных церквей. Независимо от того, все ли Церкви примут участие в Святом и Великом соборе, его решения будут верными, если будут соответствовать традиции Церкви. Решение Московского Патриархата выйти из Собора нарушает письменное обещание, данное в марте 2014 и в январе 2016. Существует фундаментальный постулат международного права: любая из сторон, не явившаяся за стол переговоров, теряет право голоса. Даже Совет безопасности ООН, предлагающий своим членам «лучший способ защитить свои суверенные права и национальные интересы» с помощью права вето, считает голоса отсутствующих участников как воздержавшихся. Если кто-либо умышленно отказывается от участия в собрании, он теряет свое право влиять на его решения. По аналогии, поместные церкви, не явившиеся на Собор, не могут определять его результат.
9 июня международная группа ученых опубликовала петицию, которую вскоре волонтеры перевели на двенадцать языков и менее чем за два дня она собрала поддержку более 1000 православных ученых со всего мира. 11 июня группа отправила открытое письмо главам всех поместных Церквей.
Среди подписей — многие известные ученые и ректоры православных богословских школ, в том числе Свято-Владимирской семинарии в штате Нью-Йорк, семинарии Святого Креста в Бостоне, Волосской богословской академии в Греции, института Св. Иоанна Богослова в Брюсселе и академический директор богословского колледжа Св. Андрея в Сиднее. В то время как Московский Патриархат проигнорировал призыв православных ученых провести Святой и Великий собор, большинство поместных Православных Церквей пришлет своих представителей.
В то время как официальная позиция всех поместных Церквей — в том, что Святой и Великий собор является желательным, те, кто саботируют сегодня Собор, позволяют мелким дрязгам и порывам к этнической самоизоляции преобладать над совместным движением к единству. Вероятно, лучшая аналогия современного контекста Церквей — образ отчужденных друг от друга членов семьи. Когда члены семьи долгое время пребывали в изоляции друг от друга — в случае с автокефальными Православными Церквами, целыми столетиями — естественно, что страх и неуверенность затмевают возможность общения. Для членов семьи важно собраться за одним столом ради преодоления своей изоляции. Святой и Великий собор предлагает уникальный момент и возможность для такой встречи и общения между Православными церквами-сестрами. Важно открыть соборный процесс для действия Святого Духа в наше время.
Оригинал статьи готовится к публикации в журнале The First Things.
Перевод на «Киевской Руси» опубликован с разрешения автора.
Образование и Православие / Киевская Русь |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1693 |