|
||||||||||||||||||||||||||
Диакон Антоний Данилов. Миссионерский поход в ЗаполярьеС 13 по 26 марта 2016 года по западным территориям Заполярного района НАО совершён зимний поход, организованный администрацией Заполярного района. Возглавил поход глава Заполярного района Алексей Леонидович Михеев. В числе участников похода, общая протяжённость которого фактически составила 2000 километров по тундре и льду рек, по благословению правящего архиерея Нарьян-Марской епархии – епископа Нарьян-Марского и Мезенского Иакова, находился диакон Антоний Данилов, выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии, направленный в Нарьян-Марскую епархию для несения церковного послушания. Трудности, помимо нелёгкого и в условиях зимней тундры далеко не безопасного перехода, состояли для миссионера и в том, что поход совершался во время Великого Поста. Поэтому приступивший к исполнению ответственного послушания был снабжён сухим миссионерским пайком с расчётом на 2 недели пребывания на марше. Руководитель похода и Заполярного района возглавлял движение колонны, преодолевая заснеженные просторы на снегоходе; остальные (в том числе и миссионер) совершали поход в «треколе», что отвечало поставленной епископом задаче: во время долгих переходов от одного отдалённого пункта до другого диакон-миссионер-богослов вёл задушевные беседы, просвещал соратников, заключённых в тесное и способствующее подлинному единению пространством «трекола». на марше Инициатором поездки были Совет и Администрация Заполярного района НАО (кроме меня в ней участвовали 10 человек). Глава Совета А.Л. Михеев представлял ежегодный отчет о своей деятельности перед населением в следующих населенных пунктах: п. Индига, п. Выучейский, д. Волонга, д. Белушье, с. Нижняя Пёша, д. Верхняя Пёша, д. Волоковая, д. Снопа, с. Ома, д. Вижас, с. Несь, д. Чижа, д. Кия и п. Шойна. В этих же пунктах проводил свою миссионерскую и катехизаторскую работу и я, как представитель Нарьян-Марской епархии. Участие миссионера в такой крупной поездке по западной части Заполярного района совершалось впервые.
Во всех населенных пунктах мною была запланирована программа миссионерско-катехизаторской работы. После Отчета Главы Заполярного района и его беседы с людьми, я рассказывал людям о вере и жизни епархии, а также о планах плотного сотрудничества Нарьян-Марской епархии с Советом и Администрацией Заполярного района и многое другое. В с. Несь существует храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в п. Индига – часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, в с. Нижняя Пёша – часовня в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, в д. Чижа – часовня в честь свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских). В этих населенных пунктах мною были освещены: – состояние храма и часовен (везде, кроме часовни в Чиже, хорошее; в Чиже часовня не пролачена и потому покрывается плесенью, отсутствует отопление, нет внутренних чашечек висячих лампад, необходим стол для свечей и масла, которые лежат на полу);
– необходимость помогать в поддержании порядка, благолепия и надлежащего состояния храма (часовни) силами самих селян (с указанием конкретных проблем объекта, напр., в Чиже, требующих посильной хозяйственной помощи); – проблема отсутствия священника и регулярных общественных и частных богослужений в населенном пункте и пути ее преодоления, в частности, необходимость личных духовных усилий селян для поддержания христианской жизни на селе.
Во всех населенных пунктах я предлагал людям, имеющим потребность в совершении крещения, венчания, чинов освящения и др. треб, заранее записаться, оставив контактные данные. Объяснял, что в будущем, когда епархиальный священник приедет в их населенный пункт, он непременно созвонится с ними и совершит надлежащие требы. Общее количество записавшихся во всех поселениях составило 15 человек. община В беседах с селянами предупреждал о деятельности тоталитарных сект, периодически (зачастую – из Воркуты) появляющихся в населенных пунктах НАО. Объяснял всю пагубность общения с сектантами, говорил, что не надо принимать от них ни газеты, ни книги, ни подарки. Убеждал людей не вступать в лестное и манипуляционно ориентированное общение с такими шарлатанскими проповедниками и не принимать от них ни газеты, ни книги, ни подарки. Постоянно действующих неправославных общин, которые мы посетили, нет. Встречал лишь нескольких последователей ненецких языческих верований. В библиотеки населенных пунктов во время обращения к народу были переданы подборки духовной литературы. Там, где библиотеки не было, оставлял книги в школьной библиотеке или в поселковом клубе. К сожалению, на полную востребованность православной литературы рассчитывать нельзя, поскольку многие на селе – люди вовсе не читающие, не имеющие нужду в книжном знании. В тех же организациях оставлял видеотеку: фильмы духовно-нравственного содержания, о чем говорил людям на встречах. Своеобразным творческим приложением к миссионерской работе было исполнение песни «Конь» дуэтом вместе с А.Л. Михеевым. Жители северных сел Песня про коня После завершения концертов я общался с людьми, у которых были те или иные вопросы духовного характера. Теперь они имели возможность решить возникшие проблемы со священнослужителем.
Часовня в п. Индига была подготовлена к освящению: проведена оценка её состояния, надлежащим образом размещена церковная утварь, повешены иконы, убран мусор и наведен порядок. Глава поселка Олег Иванович Давыдов рассказал о том, сколько им и его соработниками было сделано в часовне в последнее время (стены очищены от плесени и грибка при помощи современных технологий рабочей группой, вызванной для этих целей из Архангельска, сделано освещение, утеплен потолок, стены покрыты лаком, вставлены стекла). А затем с главой поселка и с Валерием Леонидовичем Овчинниковым-Лудковым, активно и при этом безвозмездно работающими в часовне, был согласован план дальнейшего её благоустройства.
В населенных пунктах, не имеющих храма (часовни), при помощи глав местной администрации, были определены места для строительства часовен и выполнена фотосъемка этих мест. В этих населенных пунктах проведены беседы о важности личной молитвы и жизни по заповедям. Во все часовни, а также в военную часть п. Шойна, были переданы в дар от епархии новые иконы, а также крещенская вода (кроме военной части). В храме с. Несь было проведено собрание в общей сложности 17-ти верующих, на котором мы беседовали и читали акафист. Завершили собрание колокольным звоном. В отношении здания воскресной школы в пос. Несь, сообщаю, что оно находится в плохом состоянии (нет мебели, вздулась вагонка на стенах, разбиты некоторые стекла). Самое ужасное, что кем-то из жителей вынесены все батареи, кроме одной. Отопления в здании нет. Печально, что таковы плоды деятельности и «служения» иеромонаха Нектария (Ревуса) некогда «исполнявшего» обязанности здесь настоятеля ещё до образования Нарьян-Марской епархии и исчезнувшего из села (продав местному предпринимателю жилой дом, переданный церковному приходу). Перед «убытием» сей «священнослужитель» собрал с многих селян денежные средства – «взаймы». Естественно, судьба этих сумм известна только господину Ревусу. Эти факты выяснились из общения с местными жителями, для которых, увы, действия недостойного священнослужителя (за свои «подвиги» запрещённого в священнослужении ещё в бытность неразделённой Архангельской епархии) принесли великий соблазн, так как люди, особенно нецерковные, легко отождествляют пороки недостойных священнослужителей со всей Церковью.
Удалось посетить школу в п. Шойна, проведя при поддержке директора Т.П. Широкой две миссионерские беседы – с учащимися средних и младших классов на тему «Что такое Православие?» (с красочной презентацией). Эти встречи оказались важны, так как многие школьники впервые в жизни видели священнослужителя. В остальных населенных пунктах беседы со школьниками провести не удалось в связи с наступившим каникулярным периодом.
Со старостами храма и часовен, как и с главами поселений, установлены добрые отношения для дальнейшего сотрудничества.
Поездка была тяжелой: 2000 км по тундре. Однако христианский дух солидарности, совместной работы и взаимовыручки между всеми участниками поездки помогали превозмогать усталость, переносить трудности. Сотрудники Совета и Администрации Заполярного района и сам А.Л. Михеев относились ко мне исключительно положительно, как к своему коллеге: в общении информировали о важном, подчас снабжали необходимым и т.д. Старался отвечать им взаимностью в слове и в деле.
Отношение селян ко мне и к Церкви было чаще всего также доброжелательным. В пунктах, имеющих храм или часовню, есть православный актив. Таких жителей в среднем от 15 до 40 человек. Они не оставляют своей духовной жизни даже в отсутствии священника, читают Евангелие (в Неси – коллективно по воскресеньям), понимают молитвы на церковно-славянском, молятся дома, а также по воскресеньям, Двунадесятым и Великим праздникам приходят помолиться в храм или в часовню. Но даже там, где нет не только храма (часовни), но и никогда не было православного священника, люди были доброжелательны и гостеприимны. В силу сложившихся обстоятельств в некоторых деревнях (Волонга, Белушье, Снопа) люди выражали свою досаду о том, что «епархия не посылает священника» к ним. Были случаи, когда во время моего обращения к народу некоторые жители в ответ на призыв молиться в домашних условиях говорили, что не знают ни молитв, ни заповедей, не знают, Кто есть Бог и как в Него верить. Встречались и люди, которые с радостью узнавали новое, стремились к знаниям. Духовная пустота на селе осложняется еще и тем, что некоторые жители являются последователями ненецких языческих традиций. Так, по дороге из Индиги в Волонгу, посреди тундры, нам встретился языческий жертвенник, снабженный ветками с цветными лентами, на который многие проезжающие кладут деньги, чтобы в дальнейшем пути их «пропустили ненецкие духи». К сожалению, не удалось выяснить, кто и когда устроил эту кумирню, поскольку этого никто из жителей Индиги и Волонги, с которыми я разговаривал, не знал. Говоря с людьми об этом феномене, я просил их держаться Православия и не приносить жертвы «ненецким духам» - демонам. духам? – или страннику? Культурная и социальная жизнь крупных сел (Индига, Нижняя Пёша, Ома, Индига) находится на достаточно высоком уровне: функционируют средние общеобразовательные школы, физкультурно-оздоровительные центры, Дома культуры, библиотеки, больницы. Инфраструктура развита. О высоком уровне культурной жизни в малочисленных деревнях и поселках, к сожалению, говорить не приходится. Там люди погружены, главным образом, в суровые условия борьбы с природными условиями и тяжелый быт. Дети из таких мест вынуждены учиться в школах более крупных сел и жить в интернатах. На протяжении поездки мною велись подробные записи для последующего написания Миссионерского дневника. олени – как люди… Ваше Преосвященство, я благодарен Вам за благословение на эту работу и прошу Вас разрешить мне участие в новых миссионерских поездках. «И на дальнем пограничье свой закончили поход!» диакон Антоний Данилов
|
||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1907 |