Опубликовано 24.05.2016 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике


Совместимо ли религиозное мировоззрение и частнопредпринимательская инициатива? На каких этических основаниях должна строиться предпринимательская деятельность в нашей стране? Что такое социальная ответственность бизнеса и как она связана с ответственностью христианина перед Богом и ближним? На эти вопросы попытались ответить участники экспертного круглого стола «Духовно-нравственные ценности в предпринимательстве и их роль в экономике» («Православие и бизнес»), прошедшего 19 мая в рамках Антикризисного экспертного Форума АЭФ-2016 «Государство. Бизнес. Развитие». Текст Тимура Щукина. Фото Сергея Петрова.
 
Драйверы духовного роста
Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике
Проводники просвещения — университеты. А проводники духовного просвещения — кафедры теологии в этих университетах. Об опыте одной из них — кафедры теологии Рязанского Государственного Университета — где повышают свой богословский уровень в том числе и предприниматели, рассказал заведующий этой кафедры игумен Лука (Степанов). «Восьмилетнее сотрудничество кафедры с православными предпринимателями — это не только наше пользования их благами и наша молитва за них. Но и образовательное взаимодействие, предоставление того вероучительного сокровища, которым мы обладаем. И эти знания делают из предпринимательского сообщества очень сильную группу деятелей, которые и сами утверждаются на святоотеческих истинах, и интегрируют эти истины в пространство своего бизнеса».

Руководитель бизнес-инкубатора при Саратовском государственном университете Елена Коротковская посвятила свой доклад тем образовательным новациям, которые позволяют объединить усилия университета, бизнеса и власти. Елена Викторовна подчеркнула, что именно региональные университеты могут быть драйверами регионального развития, именно они наиболее чувствительны к запросам местного рынка и местного потребителя, и потому на их платформе удобнее и эффективнее всего могут быть аккумулированы творческие усилия молодых предпринимателей. «Но мы настраиваем молодежь не только на то, чтобы создавать свой бизнес, — отметила она, — но и на то, что ведение этого бизнеса должно опираться на духовно-нравственные ценности».

Ответственность перед кем?

Духовно-нравственные ценности и их роль в экономикеСложно понять дореволюционное купечество без православия, без той религиозной культуры, которая это сословие сформировало. Лариса Фролова, заместитель главы старшины Общества купцов и промышленников, рассказала о духовной мотивации, которая заставляла выдающихся представителей купеческого сословия основывать школы, училища, больницы, кормить голодных, строить храмы, вкладываться в науку и искусство. В общем, совершать поступки, которые не увеличивали их капитал, противоречили «интересам бизнеса». Лариса Леонидовна полагает, что в основе таких поступков лежало представление о частной собственности как даре Божием и как о средстве служения Ему. «Мы ищем, чем гордиться. Давайте учиться гордиться нашими предпринимателями! Предлагаю создать энциклопедию предпринимателей всей России, а также памятную книгу меценатов», — призвала Лариса Фролова.

«Социальная ответственность дореволюционного купца — это совсем не то же самое, что социальная ответственность современной бизнес-корпорации» — этот тезис в своем докладе постаралась обосновать кандидат экономических наук Татьяна Мартыненко. До революции, полагает Татьяна Васильевна, ответственность понималась, как исполнение воли Божией, как необходимость для образа соответствовать Первообразу. Именно на этом антропологическом фундаменте строилось здание социальной солидарности, представление о том, что прибыль вторична, а благо ближнего — работника, потребителя, просто человека нуждающегося в помощи — первично. А что такое нынешняя корпоративная социальная ответственность? Это система добровольно принятых на себя компанией и сотрудниками норм и правил в области этики и экологии. Какие цели она ставит? Формирование лояльности клиента, формирование брендов и управление ими, снижение финансовых рисков, улучшение имиджа и деловой репутации компании, рост капитализации и конкурентоспособности… Разница очевидна.

Антикризисный экспертный Форум АЭФ-2016

«Ответственность не может быть корпоративной, — полагает исследовательница. — Она всегда личностна. Понимаете, нам предлагают подмену, предлагают западную систему ценностей. Если для российского предпринимателя основой ответственности было понимание того, что Царство Божие нужно заслужить своими поступками, то сейчас к индивидууму таких требований не предъявляется. Ведь корпорация — это акционерное общество, где ответственность размыта, где вообще непонятно, кто за что отвечает. Более того, и государство снимает с себя ответственность, передавая свои функции корпорациям, которые уже не заботятся о гражданах, как отец заботится о детях, а «предоставляют услуги». Формируется множество центров силы, сетевое управление. Какова цель? Подмена духовных ценностей материальными, разгосударствление экономики, ликвидация суверенитета, подчинение государства внешним центрам управления, формирование антихристианской цивилизации».

Духовно-нравственные альтернативы

Участники круглого стола не только ностальгировали по прошлому, не только сокрушались о неудовлетворительном моральном облике отечественного бизнеса, но и предлагали альтернативу. Притом альтернативу не фантомную, уже реализованную. Так Владислав Жукович, председатель Союза православных предпринимателей, рассказал о проекте комиссии по ценностно-ориентированному предпринимательству «Опора-Созидание». «Мы развиваем культуру предпринимательства, основанную на традиционных ценностях, осуществляя тем самым вклад в духовной возрождение России, — сообщил он. — Мы сохраняем и популяризируем наследие дореволюционных купцов и промышленников, стараемся давать людям примеры из нашей истории, чтобы им не надо было далеко за ними ходить — ни на запад ни на восток. Но мы и не отрываемся от действительности, почему и собрали группу экспертов и практиков, которые разрабатывают концепцию, которую можно было бы апробировать на собственных предприятиях и на основе которой можно было разработать курс альтернативный ΜΒΑ (master of business administration — магистр делового администрирования). Также мы пытаемся развивать благотворительность и меценатство, поддерживаем музеи купечества по всей России».

«Кто такой православный предприниматель? Это тот, кто имеет любовь. Социально ответственный бизнес — это тот бизнес, который ведут любящие люди», — так начала свое выступление Мария Захарова, директор по коммуникациям и социальному развитию группы компаний «Новард». Она рассказала о ряде успешных бизнес-проектов, осуществляемых с опорой на духовно-нравственные ценности: компании Splat (разработчик средств по уходу за полостью рта и детской косметики), центр туризма и отдыха «Русский парк», Свято-Елизаветинская больница в Перми и многопрофильный холдинг «Новард».

«Миниполис» — о социально-градостоительном проекте под таким названием рассказала директор по развитию этого проекта Ольга Володина. На первый взгляд, речь идет о трех жилых комплексах, которые в изобилии возводятся в Москве и Московской области. В чем специфика? «Как вы знаете, законодательство обязывает застройщиков выделять часть недвижимости под коммерческие нужды, – напомнила Ольга Игоревна. – Мы подумали: но ведь приход коммерческих организаций на территорию жилого комплекса разрушит комфортную, дружелюбную среду обитания. И тогда мы просто перестали продавать коммерческую недвижимость посторонним людям. Мы сдаем ее в аренду и — это важно! — только жителям комплекса, ориентируясь на конкретные потребности этих жителей — будь то детский центр или химчистка. Кроме того, у нас полный запрет на социально-порицаемые виды деятельности вроде интим-салонов и продажи алкоголя. Мы реализуем множество социальных, культурных, духовно-просветительских, благотворительных программ для жителей. Поощряем «Соседские клубы» по интересам, в создании которых принимают жители комплекса и которые дают занятость людям, не имеющим возможность работать полный день. Подобный формат очень удобен для многодетных матерей, которые не могут надолго отлучаться от дома».

Выводы?

Что связывает христианскую религию и предпринимательскую активность, направленную на максимизацию прибыли? — задался вопросом Петр Базунов, генеральный директор компании «Дилор», и ответил: «Профессиональный долг и самоотдача, те качества, которые требует от нас сам дух христианства. Если например, продавец предлагает покупателю продукт, который заведомо ему не нужен, тот этот продавец, заработав денег сейчас, завтра этого покупателя уже не получит. Поскольку отношения между продавцом и покупателем нужно строить не на умении убеждать, а на доверии. Русская модель бизнеса — это модель доверительных отношений. И в нашей стране, в наших условиях мы способны устраивать настолько продуктивные и эффективные деловые отношения, что можем оставить далеко позади даже Японию».

Рассказывать о том, что мы думаем, о том, к чему стремимся, и делать этот рассказ интересным, вовлекающим новых людей — такую стратегию для развития православного предпринимательства предложил Егор Бурцев, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Рязанской области. Егор Викторович полагает, что нужны постоянные площадки для общения, обширные сети коммуникации для всех заинтересованных сторон. «Одна из проблем православных, — считает чиновник, — в том, что мы не очень хорошо умеем рассказывать о том, что делаем хорошо. Наверно, для человека, сделавшего доброе дело правильнее молчать — Господь его прославит. Но его партнеры, коллеги должны уметь устанавливать контакт с неопределенным числом лиц. Люди, которые говорят недостойные вещи, должны оказаться в меньшинстве.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике Духовно-нравственные ценности и их роль в экономике

Образование и Православие / Православие и мир

Читайте также:

14.12.2015 - Академик РАН Александр Кулешов: «Наука деградирует ежегодно, ежечасно»

12.03.2015 - Русская Православная Церковь как НКО. Почему важен пример Церкви?

26.01.2015 - Вопросы ювенальной юстиции и электронных документов рассмотрены на Рождеств ...

28.02.2014 - Этичность СМИ: саморегулирование и/или законодательные меры?

18.02.2014 - 150-летие великих земских реформ Царя-Освободителя Александра II

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 1918


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031