Опубликовано 04.05.2016 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

Православие для всех и очень разных


Около 300 человек 20-ти национальностей постоянно посещают храм святителя Николая Мирликийского Русской Православной Церкви в Амстердаме. О приходе, основанном в 1974 году по благословению митрополита Антония Сурожского, рассказывает его настоятель – протоиерей Сергий Овсянников. 
Подготовила Марина Богданова.

 
Молитва для всех

Это замечательный, совершенно удивительный приход. И сила его именно в том, что он многонациональный. Потому что здесь люди помогают друг другу понять очевидную вещь, которая до нас обычно не доходит: мы все разные. Это с одной стороны очевидно, но пока ты этого не переживешь где-то в глубине, ты не будешь любить себя по евангельской заповеди. А ведь сказано «возлюби ближнего, как самого себя». И ты не поймешь себя и свои таланты, пока не почувствуешь эту разницу. А в амстердамском приходе понимание того, что все разные, очевидно. Даже цвет кожи различный…

Вот, например, у нас есть эритрейские женщины – их достаточно много, 20-30 человек бывает на службе. Это темнокожие женщины в белых ослепительных одеяниях, которые очень строго соблюдают форму одежды для посещения церкви. Раньше они даже обувь снимали при входе – в старой церкви, где пол был деревянный. Сейчас в новом храме каменный пол, снимать обувь холодно.

Но, глядя на этих наших прихожанок, даже внешне понимаешь, что это что-то необычное. Не говоря уже о голландцах, которых на приходе примерно одна треть. А есть и американцы, и французы, и греки, и сербы – если 20 национальностей, то понятно, что многие там присутствуют.

У сербов и у греков в Амстердаме есть свои церкви. У греков – далековато, а у сербов – почти рядом с нашим храмом. И я их как-то спрашиваю: «Почему же вы к себе не ходите?! Зачем вы к нам идете?» Удивительный ответ я услышал: «У нас там слишком много говорят о политике, а у вас можно молиться».

Это такая для нас похвала и такая награда! Люди приходят к нам молиться, и это касается всех национальностей.

У нас голландцы переходят в православие и даже крестятся. Раз в два-три месяца кто-то из голландцев становится православным в нашем храме. И одну неделю у нас воскресная Литургия совершается на голландском, другую – на церковнославянском.

Как же подстраиваются 20 национальностей под православное богослужение?

Голландцы, конечно, славянский не знают и не понимают, но им очень нравятся славянские службы. Потому что это молитва. Она звучит, и им легко молиться. Мы издали Литургию с параллельными текстами на славянском и голландском языках. Часть прихожан стоит на службе с книжечками текста Литургии. Но мелодии же одни и те же для обоих языков, потому и молиться легко.

Несомненная заслуга первого настоятеля нашего храма, отца Алексия Алевейна Фоогда, в том, что он перевел на голландский основные литургические тексты – а это колоссальный набор богослужебных текстов. И поскольку он был музыкальным человеком, он перелагал их таким образом, чтобы они музыкально звучали.

На одну и ту же мелодию хор запросто переходит со славянского языка на голландский и наоборот. Весь хор поет на двух языках, хотя большинство в нем – голландцы. Последнее время появились две русские женщины, а до этого были только голландцы.

Они умеют читать, знают русские буквы, некоторые и славянские знают, но это сложнее. И они поют на привычные мелодии. Если вы попадете на голландскую Литургию, первое изумление будет от того, что вам всё понятно.

«И сделали это голландцы»

У голландцев есть очень большие заслуги на нашем приходе. Например, прихожане-голландцы сделали великое дело – помогли поставить на ноги нашу финансовую систему, и теперь приход обеспечивает себя полностью сам. Прихожане совершенно добровольно переводят деньги на банковский счет прихода. Мы питаемся не с тарелки, с которой обходят храм, а с денежных переводов.

Однако перечисление денег не является обязательным. Я не знаю и не хочу знать, кто сколько перечисляет. Но есть прихожане, которые абсолютно не могут этого делать – действительно нищие. Такие люди приходят и убирают храм. При этом у прихожан есть чувство, что они в ответе за свой приход, за свою церковь.

В 2006 году приход Святителя Николая купил здание бывшего католического монастыря «Тихелкерк» в историческом центре Амстердама. А это колоссальное здание, и оно стоило порядочных денег! Нужно было взять ипотеку в банке, а для этого банку надо было доказать, что мы платежеспособны. И сделали это голландцы.

Потому что мы, русские – люди, может быть, и хорошие, но совершенно не способны на такое. А сейчас уже больше двух третей прихожан у нас – русскоязычные, как мы их называем. В эту группу входят и украинцы, и грузины, и поляки отчасти. А есть англоязычные или голландскоязычные. К ним могут и сербы относиться. Потому что сербам легче объясняться на голландском языке, чем на русском.

«Нам нужно жить с обманутыми людьми»

Но проблемы возникают как раз с ближними, а не с дальними – с грузинами, украинцами. Когда был русско-грузинский конфликт, это отражалось на настроениях прихожан. Сейчас то же происходит с украинцами.

И тогда, и сейчас в нашем храме служатся молебны за мир. И я всегда стараюсь людям объяснить, что прежде всего они должны научиться быть христианами, потом – православными, а потом уже помнить, что есть национальность и язык. И думаю, что в большой степени мне это удалось.

Люди понимают, что быть христианином в этом мире очень сложно. И быть настоящим христианином – это значит прощать. Не говоря уже о любви к врагу, даже просто прощать – уже очень сложно. Потому что это уже не на словах. Да, мы можем сказать «я тебя прощаю», но простит ли наше сердце?! Вот в чем вопрос – мы пытаемся воспитать свое сердце.

А в чем именно проявляются сложности?

– Сложности выражаются в том, что люди с Украины говорят, что им трудно ходить в русскую церковь. Им даже сложно объяснить своим родственникам на Украине, почему они ходят в русскую церковь. Родственники не знают и не видят, какой у нас приход многонациональный, и что он действительно ведет ко Христу, к единению.

Эти родственники говорят: «Как вам не стыдно?! У нас тут война с русскими, а вы к русским ходите на приход!» И приходится объяснять, что это русский приход не по национальности, а по духовной традиции, которая тысячу лет была единой и в России, и на Украине. И что здесь национальность находится на последнем месте.

Объяснять своим это очень сложно. Тем не менее, я знаю только одного человека, который ушел по этой причине. Женщина пришла и честно сказала, что она с большой любовью относится к нашему приходу, но родственники на Украине ее уже просто «достали».

Да, это обманутые люди, но нам и нужно жить с обманутыми людьми. Людьми, покалеченными информационной войной. Это сейчас самая главная война. То, что происходит в информационном пространстве, и сколько пострадавших от этого людей, только и ощущаешь, когда в Церкви. И понимаешь, какой это ужас.

«Здесь происходит что-то очень важное с человеческой душой»

С чем приходиться бороться в Голландии, чтобы сохранять православие?

– Самое главное – это борьба с собой. Потому что на борьбу с внешним нельзя отвлекаться. Она захватывает, и начинается перетягивание каната – борьба за справедливость. И в ней забывается самое главное: Христос не сказал нам «будьте справедливыми», Он сказал «будьте милостивыми».

А быть милостивым значительно сложнее – легче бороться за справедливость. В Голландии как раз это очень любят – активно помогают странам Африки, больным детям. Существует сотни различных фондов, помогающих детям и в России, и на Украине. В этом отношении голландцы большие молодцы – они делают это профессионально, толково и бескорыстно. Они понимают, что, в лучшем случае, им скажут «спасибо». Хотя, если говорить о больных детях, то здесь очень тонкая грань между справедливостью и милостью.

Приходится бороться и с атеизмом. Как ни странно, атеизм в Голландии тоже силен. Это касается всей Западной Европы. И основная масса людей не просто безразличны к религии, а к Церкви относятся с колоссальным подозрением, негативом и предубеждением.

Отчасти это возникает из собственного опыта, потому что многих покалечили либо в католической церкви, либо в протестантской, где были, и в чём-то остаются, довольно жесткие правила. К примеру, в некоторых кальвинистских церквях дисциплина весьма суровая. И именно дисциплина стоит на первом месте – ею людей и отпугнули от церкви, и покалечили.

Поэтому когда голландцы приходят к нам, у них любимая фраза: «Мы здесь почувствовали себя как дома!» Это очень трудно объяснить логически – что значит «почувствовали себя дома в Русской Православной Церкви». Они ощутили, что этот дом – их некая прародина – добрая, забытая, покинутая неизвестно когда. Но она имеет отношение к рождению их души. И они остаются.

Сначала они привлечены музыкой, пением церковным, а потом понимают, что здесь происходит что-то очень важное с человеческой душой. Они отогреваются – я бы так сказал. Во внешнем мире это такие ледышки покалеченные, а здесь отогреваются.

Как голландское общество относится к православию в своей среде?

– Большинство относится безразлично – мол, вот, еще одна церковь… Считают нашу Церковь экзотической. Здесь буддизм стал таким домашним, и на йогу ходят как на работу.

Атеизм у голландцев воинствующий или фоново присутствующий?

– Он и такой, и такой – только это не видно с самого начала. Надо очень пристально вглядеться и знать, где искать, где он проявляется. Потому что внешне его стараются не проявлять – это не принято. Внешне принято, что человек обязан быть толерантным. Это первая и одна из основных обязанностей гражданина Королевства Нидерланды.

Подробная информация о Свято-Никольском храме Русской Православной Церкви в Амстердаме – на сайте прихода.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных Православие для всех и очень разных
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1317

Ключевые слова: Православие в мире, межнациональные отношения, информационная политика

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031