|
||||||||||||||
Таинство Евхаристии: преложение и пресуществлениеВеликий четверг – день, когда мы вместе со всей Церковью воспоминаем установление Господом Таинства Евхаристии. Это величайшее Таинство и великая тайна – как за Божественной литургией хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми? О том, в чем разница между используемыми для описания этого чуда словами, спросили в рамках «Илиинской гостиной» протоиерея Максима Козлова, первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве. Один из участников встречи спросил отца Максима: «Преложение и пресуществление – это игра слов или два разных понимания Евхаристии?»
– Знаете ли, дорогой мой, святые отцы вообще словами не играют, они могут пошутить периодически, – ответил отец Максим, приведя в качестве примера остроумное наблюдение святого Григория Нисского о том, как в определенный момент чрезмерное пристрастие к спорам на богословские темы стало предметом обсуждения на рынках и площадях. Святитель Григорий писал: «Иные, вчера или позавчера оторвавшись от своих обычных трудов, внезапно стали учителями богословия... Все в городе полно такими людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это и торговцы одеждой, и денежные менялы, и продавцы съестных припасов. Ты спросишь об оболах, а он философствует перед тобой о рожденном нерожденном; хочешь узнать цену хлеба, а он отвечает тебе, что Отец больше Сына; справишься, готова ли баня, а он говорит, что Сын произошел из ничего».
Когда речь идет о вероучительно значимых темах, это не область шуток, подчеркнул протоиерей Максим Козлов, отметив:
– Слова «преложение» и «пресуществление» используются для выражения нашей веры в то, что совершается в чуде Таинства Евхаристии, и вовсе не потому, что хочется заняться словесной эквилибристикой с богословскими терминами. Да, есть термин «преложение» – он более древний. Есть термин «пресуществление», который возник в более позднюю эпоху, но уже на протяжении более чем полутысячелетия усвоен богословским разумом Православной Церкви – от Патриарха Константинопольского Геннадия Схолария или великого учителя Русской Церкви святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, в катехизисе которого мы видим слово «преосуществление», когда он говорит о Таинстве Евхаристии, до новейших дискуссий, которым в нашей Церкви был подведен итог несколько лет назад. Тогда вопрос о допустимости и характере понимания слова «пресуществление» для выражения православной веры в Таинство Евхаристии был также обсужден, и еще раз точки над i были расставлены: было признано, что это вполне законный, имеющий право на существование и употребляемый в православном богословии, православном литургическом предании термин. Тут все, на мой взгляд, вполне достаточно очевидно.
Мне и кому-то из здесь сидящих понятен подтекст вашего вопроса. Вы апеллируете к тому, что слышали в лекции уважаемого профессора Московской духовной академии А.И. Осипова. Здесь я при всех моих бесконечных любви и уважении к профессору могу высказаться так: его позиция по данной теме является его частным богословским мнением, которое в этом аспекте не совпадает с полнотой литургического Предания и с сегодняшней богословской позицией Русской Православной Церкви. Алексей Ильич ее высказывает, не входя в вопрос, чем он в данном случае руководствуется. Глубоко убежден, что в этом аспекте его взглядов он не совпадает с полнотой церковного Предания.
В публикации приводятся слова
протоиерея Максима Козлова,
прозвучавшие в 2014 году на встрече в рамках «Илиинской гостиной»
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2050 |