|
||||||||||||||
Афанасий Зоитакис. Православные святые как пример для подражанияОтрицание возможности достичь совершенства и снижение планки высоты христианской жизни представляется опасным заблуждением. ![]() Отрицание возможности достичь совершенства и снижение планки высоты христианской жизни представляется опасным заблуждением. Преподобный Симеон Новый Богослов даже называл подобное мнение самой опасной ересью: «Я называю еретиками тех, кто говорит, будто нет никого в наши времена и посреди нас, могущего сохранить евангельские заповеди и стать подобным святым отцам… те, кто говорят, что это невозможно, обладают не какой-либо частной ересью, но всеми, если это можно сказать, так как эта ересь много превосходит и покрывает все другие нечестием и кощунством. Говорящий это опровергает все Божественные Писания. Эти противники Христа говорят: "Это невозможно, невозможно”. И почему, скажи мне, невозможно? А посредством чего святые воссияли на земле и стали светилами в мире? Если бы было невозможным, и они бы никогда не смогли это совершить. Ибо и они были людьми, как и мы. Они ничем большим, чем мы, не обладали, кроме как произволением на благое, старательностью и терпением, и любовью к Богу. Итак, приобрети и ты это, и станет для тебя источником слез каменная сейчас душа. Если же ты не хочешь терпеть скорби и стеснения, то, по крайней мере, не говори, что это невозможно» (Двадцать девятое Огласительное Слово).
![]() Этот призыв был воспринят подвижниками разных исторических эпох. «Звёздам на небе и песку морскому равны числом пророки, апостолы, мученики, аскеты. Они пролили свою кровь за Святую Троицу и теперь пребывают в вечной радости Царствия Небесного. Подобно звёздам многочисленны мужи и жены, отрёкшиеся от мира и удалившиеся в пустыню, где подвизались на протяжении всей своей жизни ради любви к Святой Троице... Звёздам на небе и песку морскому равны числом и мужи и жены, которые в миру жили благоразумно и целомудренно, постились, молились, раздавали милостыню, совершали добрые дела – всё из любви к Святой Троице. Они и земную жизнь прожили хорошо и наследовали вечную радость Царствия Божия», - говорит в одном из своих поучений равноапостольный Косма Этолийский4.
![]() Святые – люди разных полов, достатка, профессий, социального положения, характера и национальности – демонстрируют нам различные пути, какими и мы можем прийти в «меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13) и угодить Господу.
«Когда мы думаем, что не можем стать святыми, – это ложь и духовная прелесть»6. Господь открыл нам путь святости и если мы по нему не идем, то это не оттого, что сложились внешние неблагоприятные условия, не потому что «прошли времена преподобных». «В нашем сердце, в нашей душе что-то еще не так, и это «что-то» мешает нам исполнить замысел Божий о нас»7.
В условиях культивирования духовного минимализма и облегченного варианта христианства огромное значение имеет обращение к житийной литературе. В Византии и на Руси чтение житий святых считалось важнейшим средством для духовного воспитания и спасения души.
«Думается мне, даже камни чувствуют пользу [житийной литературы], не говоря уже о разумном человеке. Ибо благодаря [чтению] просвещается ум человека, отвергая мрак мудрости плотской (2 Кор. 1:12), а душа его умиляется и воспаряет к Божественной любви», - писал преподобный Феодор Студит (Малое Оглашение, 41).
![]() По словам преподобного Иустина Челийского, «Жития святых» - единственная православная Педагогика. В них «показано, как вырабатывается и выстраивается совершенная человеческая личность, совершенно идеальный человек... А это и есть евангельский воспитательный идеал, единственный воспитательный идеал, достойный такого богообразного существа, как человек, идеал, установленный Евангелием Господа Христа. Установленный и осуществленный в первую очередь Богочеловеком Христом, а затем осуществленный в святых апостолах и остальных святых Божиих. Между тем, без Богочеловека Христа, и вне Богочеловека Христа, при всяком другом воспитательном идеале, человек навсегда остается существом недовершенным, существом смертным, существом жалким, существом бедным, достойным всех слез всех очей, сколько ни есть их в Божиих мирах»9.
![]() В Житиях Святых, творениях Святых отцов, как и в Священном Писании, есть своя θεωρία (сокровенный смысл). Он открывается не ученным, теоретикам, философам, а тем кто подражает святым в своей жизни. Более того, следование примеру святых – обязанность любого христианина: по словам преподобного Симеона Нового Богослова, «люди будут осуждены, если они не подражали святым и не читали их жития» ( В 5-м Огласительном Слове, 559-572.).
Афанасий Зоитакис
1 Старец Ефрем Филофейский Искусство спасения. М., «Святая Гора», 2012. С. 388.
2 Игумен Сергий Рыбко. Се ныне время благоприятно. С. 33.
3 Преподобный Иустин (Попович), Челийский. Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития святых» // Архимандрит Д-р Jустин Сп. Поповиh. Житиjа светих за месец jануар. Београд, 1972. С. 7-16.
4 Косма Этолийский. Слова. М.: Изд. дом «Святая Гора», 2009. С. 73.
5 Преподобный Иустин (Попович), Челийский. Указ. соч.
6 Диакон Георгий Максимов: «Если вы живете без старания быть святыми – вы христиане лишь по имени, а не по существу» http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at51408 (обращение – 23.3.2016 г.).
7 Там же.
8 Старец Паисий Святогорец. «С болью и любовью о современном человеке» Слова. Т. I. М., Издательский дом «Святая Гора», 2003. С. 32-33.
9 Преподобный Иустин (Попович), Челийский. Указ. соч.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1549 |