Опубликовано 21.04.2016 в рубрике  Новостная лента » Обзор СМИ
 

«Православная выставка». Перезагрузка?


Председатель оргкомитета фестиваля «Артос» Алексей Токарев размышляет о том, почему одни из наиболее посещаемых мероприятий Церкви — выставки-ярмарки требуют существенного пересмотра формата.

 
«Тогда» и «сейчас»

«Православная выставка». Перезагрузка?За два десятка лет своего существования православные выставки стали неотъемлемой частью культурной и общественной жизни не только столицы, но и всей страны. В год в разных городах России проводится порядка ста выставок. Более того, строго говоря, аналогов православным выставкам нет нигде в мире. В католическом, исламском и индуистском мире есть большая традиция проводить ярмарки, приуроченные к праздникам и памятным дням, есть ряд мероприятий, проводимых под эгидой разных религиозных организаций. Но чтобы выставка была именно конфессиональной – такое, пожалуй, есть только в России.

Безусловно, это, прежде всего, является следствием семидесяти лет советской власти. И то, что в 90-е годы, когда в Москве и Санкт-Петербурге стали появляться первые православные выставки, было продиктовано невиданным ранее общественным запросом – люди долгое время были лишены прикосновения ко всему, что связано с религией. Про знаменитые православные выставки на Орджоникидзе я слышал, что там в прямом смысле невозможно было протолкнуться, настолько сильным был духовный голод публики. Отсюда и столь огромный интерес и малая избирательность.

За последующие 20 лет в Церкви и обществе поменялось очень многое. Прежде всего,  открылось множество храмов по всей стране, возобновилась активная приходская жизнь, и Православие не является для населения уже тем неизведанным островом, каким оно было в начале 90-х. Для тех, кто сейчас только делает первые шаги к духовной жизни, есть несравнимо больше возможностей узнать о Православии. Очень многое сейчас можно почерпнуть из интернета, теперь есть и православные телеканалы, и православные радиостанции. Отчасти именно поэтому снизился интерес к духовной литературе, к православным изданиям, к публичным  лекциям – сейчас мы имеем  довольно широкий выбор  православного контента, как консервативного, так и прогрессивного характера, как говорится, «на любой вкус». Также возродились, набрали силу и выстроили инфраструктуру паломнические службы.  Теперь у желающих увидеть святые места России, ближнего и дальнего зарубежья есть огромные возможности по посещению даже самых отдаленных обителей.

Естественно, что всё это постепенно снижает интерес к православной выставке как центральному событию в культурной и общественной жизни. К тому же Церковь в эти годы развивалась невиданными масштабами, а  формат выставочных мероприятий в сущности своей остался на уровне 90-х, не принимая во внимание под современные реалии и существенно изменившееся положение вещей. На нынешнем этапе, я полагаю, невозможно дальше существовать в этой «отдельной реальности».

И все более очевидным становится то, что множеству просветительских мероприятий Церкви нужна перезагрузка. И прежде всего именно православным выставкам.

Необходимо постоянно вносить что-то новое в свои проекты, следить за трендами и актуализировать те моменты, которые сейчас наиболее востребованы. Если мы, конечно, не хотим, чтобы еще за десяток лет интерес общества к православным мероприятиям окончательно угас.

От выставки «Сорок сороков» к большому фестивалю

Полгода назад вместе со мной в «Ставрос» (компанию, организующую и проводящую фестиваль) пришла новая команда. Мы стали развивать связи, заключать различного рода партнерства с другими православными и общественными организациями. Например, мы активно работаем с журналом «Фома», радио «Вера», православным телеканалом «Спас», Союзом кинематографистов России, Театром Русской драмы.

На двух последних выставках нам удалось выполнить всего десять-пятнадцать процентов запланированных изменений в существовавшем ранее  формате. Но даже это уже ощутимо сказалось и на посещаемости, и на атмосфере выставки. Не только гости, но и сами наши экспоненты это отметили.

Но для нас это только самое начало пути, и о выходе на качественно новый уровень говорить преждевременно. Мы видим высочайший профессионализм и качественный уровень тех культурных и развлекательных проектов, которые сейчас имеют вес в жизни города. И нам надо ориентироваться на их достижения и стремиться делать наши, православные, мероприятия столь же достойно.

 Духовную пустоту не прикрыть даже самой хорошей формой

Как это будет сделано внешне – безусловно, не главное. Музыкант  Юрий Шевчук однажды заметил: «Мы живем в век профессионалов, когда качество внешней оболочки стоит над смысловым наполнением». В культурном поле мы это видим очень часто: любой стартап, изначально делавшийся на энтузиазме,  когда у него появляется масштаб и финансирование, год за годом теряет свою изюминку, свою самобытность и уникальность.  И, как это ни парадоксально, чем больше становится таких высококлассно и безукоризненно выполненных культурных продуктов, не имеющих яркого духа,  тем больше аудитория хочет видеть события и проекты, пусть и более просто исполненные, но имеющие индивидуальный характер и самобытный потенциал. Люди мечтают видеть сокровенное и настоящее, неидеальное, но живое.

Хорошим примером в этом отношении была встреча в рамках нашей выставки в декабре 2015 с режиссером Иваном Охлобыстиным. Он рассказывал  о премьере фильма «Иерей-сан», во многом неоднозначно, но это было совершенно искреннее выступление вне условных рамок, приближенное к дружескому общению единомышленников. И общение получилось настолько живое и настоящее, что отклик у слушателей был просто огромным. Сейчас такого эффекта мы ждем от запуска проекта «Светлый вечер оффлайн», который мы впервые представим на фестивале совместно с радио «Вера». Я сам очень часто слушаю программу «Светлый вечер» в машине, и для меня она всегда  очень интересна, хочется задать свои вопросы, но, к сожалению, радиоформат этого не предлагает. А у нас эти беседы перейдут в реальную жизнь, чтобы слушающие могли стать непосредственными участниками диалогов с теми, кого они с таким удовольствием слушали в эфире.

Еще одна важная задача – создать на фестивале атмосферу, которая сможет побороть те негативные коннотации, которые вызывает в обществе слово «православный». Ведь нередко с этим словом предлагается связывать образ чего-то напряженного, скучного, наполненного ограничениями, предостережениями и запретами. Такое восприятие остается отчасти и потому, что многие церковные мероприятия в целом стали менее наполненными просветительским смыслом и этот компонент начинает порой уходить не то что на второй, а на очень дальний план.

А ведь популярность православных выставок и во время их зарождения, и сейчас исходит исключительно из запроса общества на поиск духовности. В нашем нынешнем пространстве,  информационно перегруженном, мозг начинает в переносном смысле «плесневеть»: привыкаешь воспринимать информацию уже подготовленной, перестаешь думать, анализировать. Да и у общества, уставшего от этого прессинга, появляется желание возвращаться к чему-то не столь стремительному, возникает реакция отторжения, и люди начинают обращаться к своему внутреннему миру. Возрастает спрос на ремесла, на рукодельное творчество, на предметы старины и на вещи «с историей» – все это  говорит о смещении вектора на поиск душевности, индивидуальности.

Часто выдается некое представление о том, что люди идут на православные ярмарки только чтобы что-то поесть, купить, заказать требы и т.д. И это уже укоренилось в массовом сознании. Но  я как организатор отмечаю  обратное: люди идут на выставку вовсе не за этим, а, прежде всего, за общением. Центр интереса к выставке – это все-таки поиск. Поиск единомышленников и поиск духовного. И здесь мы снова возвращаемся к вопросу организации выставок и  существенным проблемам в их устоявшемся формате, когда это всё превращено в подобие рынка.

Православным выставкам пора вернуть себе 
духовное содержание 
и атмосферу праздника, а не рынка

Должно быть понимание, что слово «православный» в названии мероприятия подразумевает ответственность как организаторов, так  экспонентов за то, каким образом и что именно они представляют. Поэтому для нас очень важным пунктом является проверка соответствия того, с чем встретятся наши гости на фестивале, и самые строгие критерии отбора. Мы должны понимать, что организация мероприятия должна быть устроена таким образом, чтобы тем, кто придет к нам из светской среды,  стало очевидно: православная жизнь значительно светлее, шире и масштабнее,  чем торговые ряды ярмарки, она наполнена радостью общения и прикосновения к празднику.

Центральная идея нашего фестиваля – как раз возрождение просветительского и культурного компонента выставки, не отказываясь от ярмарки. Это, прежде всего, предоставление  возможности общения, интересных встреч и духовного просвещения для всех наших гостей независимо от их воцерковленности.

Это отражено  в нашем названии, ведь священный хлеб артос и есть символ общего, единого для всех света праздника Христова Воскресения. Место артоса – почетное, так и фестиваль «Артос» должен стать украшением культурной жизни столицы. Это не просто ярмарка или концерт, это большое пространство, объединяющее в радости Праздника всех верующих и тех, кто только приходит к Богу.

К сожалению, на настоящий момент вне приходов в Москве практически нет площадок, которые бы говорить с  людьми ищущими, но ничего не знающими о Православии, где они, только делающие первые шаги в своем духовном пути, могли бы узнавать азы веры. Мы надеемся, что «Артос» поможет компенсировать этот недостаток духовного общения, тем более что мы имеем возможность в рамках единого фестивального пространства представить что-то интересное для самого разного круга посетителей.

В частности, в этом году мы предложим на фестивале ряд возможностей для знакомства не только с приходами и монастырями Русской Православной Церкви, но и с духовной жизнью и культурными традициями других народов.  Когда я сам работал в Патриархии и по долгу службы сопровождал Его Святейшество во всех его поездках как по России, так и за рубежом, я, конечно, испытывал непередаваемые ощущения. Во-первых, при узнавании ярких и неповторимых традиций других близких нам по духу стран, но также я был поражен самобытностью русской культуры в разных регионах нашей страны. Всё это мы стараемся перенести и на выставочное пространство, не так поверхностно, как это было  раньше, в формате продукции на стенде. Сейчас мы хотели бы более подробно  показать и творческую, культурную составляющую жизни разных народов. Причем знакомство с культурами строится в самом простом и ненавязчивом формате  – через участие фольклорных музыкальных коллективов, в живом общении и организации творческих мастер-классов. В этом году на «Артосе» будут представлены Белоруссия, Болгария. Сербия, Черногория, Грузия, Греция и православный Казахстан.

Сейчас часто можно услышать от организаторов православных мероприятий, что люди перестали приходить на них семьями и с детьми. Можно, конечно, сетовать и рассказывать о том, что это – следствие того, как изменилась реальность и как тяжело теперь дается родителям воспитание детей, что нет у них времени жить насыщенной духовной жизнью. С другой стороны, мы можем проанализировать причины, почему выставки перестали быть интересны семьям. Если мы возьмем приходской опыт, то увидим, как стремительно вырастала вовлеченность молодых семей в общинную жизнь тогда, когда появлялись на конкретных  приходах мероприятия для детей, когда организовывались, помимо воскресной школы, регулярные праздники и встречи, когда обустраивались скромные детские площадки на прихрамовой территории.

Мы стараемся ориентироваться именно на этот позитивный момент и в организации фестиваля уже имеем опыт организации как детской комнаты совместно с дружественным нам детским семейным клубом, так и семейных мастер-классов. Будем и дальше развивать это направление. Родителям это дает возможность послушать священников, посетить кинолекторий, да и просто походить по ярмарке, пока дети находятся под присмотром специалистов детского клуба, в игровом пространстве.

Стараемся также насыщать наш фестиваль театрализованной анимацией для детей, вовлекать их в пространство праздника. Сейчас в этом уже несколько выставок подряд помогает «Театр Русской Драмы». Особенно любят дети традиционные игры, хороводы, конкурсы. Даже самые маленькие таким образом узнают о православной традиции, об исконной культуре, но все это происходит в игровой форме и очень ненавязчиво.

Мы как раз «детской темы» совершенно не боимся а, напротив, наших посетителей хотим постепенно приучать к тому, что к нам можно и даже нужно приходить именно семьями, именно с детьми. Большой плюс, что мы окончательно переехали в выставочный центр в обновленном уютнейшем столичном парке «Сокольники», привлекательном для семейного отдыха. Здесь по завершении посещения фестивальных площадок гости  с детьми смогут погулять или покататься на аттракционах, да и просто отдохнуть в тиши парковых аллей.

В общем, хочется сделать всё, чтобы площадки нашего фестиваля смогли что-то изменить в сложившейся картине и стать событием, достойно представляющим весь колорит  православной культуры.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1302


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031