|
||||||||||||||
«Православная выставка». Перезагрузка?Председатель оргкомитета фестиваля «Артос» Алексей Токарев размышляет о том, почему одни из наиболее посещаемых мероприятий Церкви — выставки-ярмарки требуют существенного пересмотра формата.
«Тогда» и «сейчас»
За два десятка лет своего существования православные выставки стали неотъемлемой частью культурной и общественной жизни не только столицы, но и всей страны. В год в разных городах России проводится порядка ста выставок. Более того, строго говоря, аналогов православным выставкам нет нигде в мире. В католическом, исламском и индуистском мире есть большая традиция проводить ярмарки, приуроченные к праздникам и памятным дням, есть ряд мероприятий, проводимых под эгидой разных религиозных организаций. Но чтобы выставка была именно конфессиональной – такое, пожалуй, есть только в России.
Безусловно, это, прежде всего, является следствием семидесяти лет советской власти. И то, что в 90-е годы, когда в Москве и Санкт-Петербурге стали появляться первые православные выставки, было продиктовано невиданным ранее общественным запросом – люди долгое время были лишены прикосновения ко всему, что связано с религией. Про знаменитые православные выставки на Орджоникидзе я слышал, что там в прямом смысле невозможно было протолкнуться, настолько сильным был духовный голод публики. Отсюда и столь огромный интерес и малая избирательность.
За последующие 20 лет в Церкви и обществе поменялось очень многое. Прежде всего, открылось множество храмов по всей стране, возобновилась активная приходская жизнь, и Православие не является для населения уже тем неизведанным островом, каким оно было в начале 90-х. Для тех, кто сейчас только делает первые шаги к духовной жизни, есть несравнимо больше возможностей узнать о Православии. Очень многое сейчас можно почерпнуть из интернета, теперь есть и православные телеканалы, и православные радиостанции. Отчасти именно поэтому снизился интерес к духовной литературе, к православным изданиям, к публичным лекциям – сейчас мы имеем довольно широкий выбор православного контента, как консервативного, так и прогрессивного характера, как говорится, «на любой вкус». Также возродились, набрали силу и выстроили инфраструктуру паломнические службы. Теперь у желающих увидеть святые места России, ближнего и дальнего зарубежья есть огромные возможности по посещению даже самых отдаленных обителей.
Естественно, что всё это постепенно снижает интерес к православной выставке как центральному событию в культурной и общественной жизни. К тому же Церковь в эти годы развивалась невиданными масштабами, а формат выставочных мероприятий в сущности своей остался на уровне 90-х, не принимая во внимание под современные реалии и существенно изменившееся положение вещей. На нынешнем этапе, я полагаю, невозможно дальше существовать в этой «отдельной реальности».
И все более очевидным становится то, что множеству просветительских мероприятий Церкви нужна перезагрузка. И прежде всего именно православным выставкам.
Необходимо постоянно вносить что-то новое в свои проекты, следить за трендами и актуализировать те моменты, которые сейчас наиболее востребованы. Если мы, конечно, не хотим, чтобы еще за десяток лет интерес общества к православным мероприятиям окончательно угас.
От выставки «Сорок сороков» к большому фестивалю
Полгода назад вместе со мной в «Ставрос» (компанию, организующую и проводящую фестиваль) пришла новая команда. Мы стали развивать связи, заключать различного рода партнерства с другими православными и общественными организациями. Например, мы активно работаем с журналом «Фома», радио «Вера», православным телеканалом «Спас», Союзом кинематографистов России, Театром Русской драмы.
На двух последних выставках нам удалось выполнить всего десять-пятнадцать процентов запланированных изменений в существовавшем ранее формате. Но даже это уже ощутимо сказалось и на посещаемости, и на атмосфере выставки. Не только гости, но и сами наши экспоненты это отметили.
Но для нас это только самое начало пути, и о выходе на качественно новый уровень говорить преждевременно. Мы видим высочайший профессионализм и качественный уровень тех культурных и развлекательных проектов, которые сейчас имеют вес в жизни города. И нам надо ориентироваться на их достижения и стремиться делать наши, православные, мероприятия столь же достойно.
Духовную пустоту не прикрыть даже самой хорошей формой
Как это будет сделано внешне – безусловно, не главное. Музыкант Юрий Шевчук однажды заметил: «Мы живем в век профессионалов, когда качество внешней оболочки стоит над смысловым наполнением». В культурном поле мы это видим очень часто: любой стартап, изначально делавшийся на энтузиазме, когда у него появляется масштаб и финансирование, год за годом теряет свою изюминку, свою самобытность и уникальность. И, как это ни парадоксально, чем больше становится таких высококлассно и безукоризненно выполненных культурных продуктов, не имеющих яркого духа, тем больше аудитория хочет видеть события и проекты, пусть и более просто исполненные, но имеющие индивидуальный характер и самобытный потенциал. Люди мечтают видеть сокровенное и настоящее, неидеальное, но живое.
Хорошим примером в этом отношении была встреча в рамках нашей выставки в декабре 2015 с режиссером Иваном Охлобыстиным. Он рассказывал о премьере фильма «Иерей-сан», во многом неоднозначно, но это было совершенно искреннее выступление вне условных рамок, приближенное к дружескому общению единомышленников. И общение получилось настолько живое и настоящее, что отклик у слушателей был просто огромным. Сейчас такого эффекта мы ждем от запуска проекта «Светлый вечер оффлайн», который мы впервые представим на фестивале совместно с радио «Вера». Я сам очень часто слушаю программу «Светлый вечер» в машине, и для меня она всегда очень интересна, хочется задать свои вопросы, но, к сожалению, радиоформат этого не предлагает. А у нас эти беседы перейдут в реальную жизнь, чтобы слушающие могли стать непосредственными участниками диалогов с теми, кого они с таким удовольствием слушали в эфире.
Еще одна важная задача – создать на фестивале атмосферу, которая сможет побороть те негативные коннотации, которые вызывает в обществе слово «православный». Ведь нередко с этим словом предлагается связывать образ чего-то напряженного, скучного, наполненного ограничениями, предостережениями и запретами. Такое восприятие остается отчасти и потому, что многие церковные мероприятия в целом стали менее наполненными просветительским смыслом и этот компонент начинает порой уходить не то что на второй, а на очень дальний план.
А ведь популярность православных выставок и во время их зарождения, и сейчас исходит исключительно из запроса общества на поиск духовности. В нашем нынешнем пространстве, информационно перегруженном, мозг начинает в переносном смысле «плесневеть»: привыкаешь воспринимать информацию уже подготовленной, перестаешь думать, анализировать. Да и у общества, уставшего от этого прессинга, появляется желание возвращаться к чему-то не столь стремительному, возникает реакция отторжения, и люди начинают обращаться к своему внутреннему миру. Возрастает спрос на ремесла, на рукодельное творчество, на предметы старины и на вещи «с историей» – все это говорит о смещении вектора на поиск душевности, индивидуальности.
Часто выдается некое представление о том, что люди идут на православные ярмарки только чтобы что-то поесть, купить, заказать требы и т.д. И это уже укоренилось в массовом сознании. Но я как организатор отмечаю обратное: люди идут на выставку вовсе не за этим, а, прежде всего, за общением. Центр интереса к выставке – это все-таки поиск. Поиск единомышленников и поиск духовного. И здесь мы снова возвращаемся к вопросу организации выставок и существенным проблемам в их устоявшемся формате, когда это всё превращено в подобие рынка.
Православным выставкам пора вернуть себе
духовное содержание
и атмосферу праздника, а не рынка
Должно быть понимание, что слово «православный» в названии мероприятия подразумевает ответственность как организаторов, так экспонентов за то, каким образом и что именно они представляют. Поэтому для нас очень важным пунктом является проверка соответствия того, с чем встретятся наши гости на фестивале, и самые строгие критерии отбора. Мы должны понимать, что организация мероприятия должна быть устроена таким образом, чтобы тем, кто придет к нам из светской среды, стало очевидно: православная жизнь значительно светлее, шире и масштабнее, чем торговые ряды ярмарки, она наполнена радостью общения и прикосновения к празднику.
Центральная идея нашего фестиваля – как раз возрождение просветительского и культурного компонента выставки, не отказываясь от ярмарки. Это, прежде всего, предоставление возможности общения, интересных встреч и духовного просвещения для всех наших гостей независимо от их воцерковленности.
Это отражено в нашем названии, ведь священный хлеб артос и есть символ общего, единого для всех света праздника Христова Воскресения. Место артоса – почетное, так и фестиваль «Артос» должен стать украшением культурной жизни столицы. Это не просто ярмарка или концерт, это большое пространство, объединяющее в радости Праздника всех верующих и тех, кто только приходит к Богу.
К сожалению, на настоящий момент вне приходов в Москве практически нет площадок, которые бы говорить с людьми ищущими, но ничего не знающими о Православии, где они, только делающие первые шаги в своем духовном пути, могли бы узнавать азы веры. Мы надеемся, что «Артос» поможет компенсировать этот недостаток духовного общения, тем более что мы имеем возможность в рамках единого фестивального пространства представить что-то интересное для самого разного круга посетителей.
В частности, в этом году мы предложим на фестивале ряд возможностей для знакомства не только с приходами и монастырями Русской Православной Церкви, но и с духовной жизнью и культурными традициями других народов. Когда я сам работал в Патриархии и по долгу службы сопровождал Его Святейшество во всех его поездках как по России, так и за рубежом, я, конечно, испытывал непередаваемые ощущения. Во-первых, при узнавании ярких и неповторимых традиций других близких нам по духу стран, но также я был поражен самобытностью русской культуры в разных регионах нашей страны. Всё это мы стараемся перенести и на выставочное пространство, не так поверхностно, как это было раньше, в формате продукции на стенде. Сейчас мы хотели бы более подробно показать и творческую, культурную составляющую жизни разных народов. Причем знакомство с культурами строится в самом простом и ненавязчивом формате – через участие фольклорных музыкальных коллективов, в живом общении и организации творческих мастер-классов. В этом году на «Артосе» будут представлены Белоруссия, Болгария. Сербия, Черногория, Грузия, Греция и православный Казахстан.
Сейчас часто можно услышать от организаторов православных мероприятий, что люди перестали приходить на них семьями и с детьми. Можно, конечно, сетовать и рассказывать о том, что это – следствие того, как изменилась реальность и как тяжело теперь дается родителям воспитание детей, что нет у них времени жить насыщенной духовной жизнью. С другой стороны, мы можем проанализировать причины, почему выставки перестали быть интересны семьям. Если мы возьмем приходской опыт, то увидим, как стремительно вырастала вовлеченность молодых семей в общинную жизнь тогда, когда появлялись на конкретных приходах мероприятия для детей, когда организовывались, помимо воскресной школы, регулярные праздники и встречи, когда обустраивались скромные детские площадки на прихрамовой территории.
Мы стараемся ориентироваться именно на этот позитивный момент и в организации фестиваля уже имеем опыт организации как детской комнаты совместно с дружественным нам детским семейным клубом, так и семейных мастер-классов. Будем и дальше развивать это направление. Родителям это дает возможность послушать священников, посетить кинолекторий, да и просто походить по ярмарке, пока дети находятся под присмотром специалистов детского клуба, в игровом пространстве.
Стараемся также насыщать наш фестиваль театрализованной анимацией для детей, вовлекать их в пространство праздника. Сейчас в этом уже несколько выставок подряд помогает «Театр Русской Драмы». Особенно любят дети традиционные игры, хороводы, конкурсы. Даже самые маленькие таким образом узнают о православной традиции, об исконной культуре, но все это происходит в игровой форме и очень ненавязчиво.
Мы как раз «детской темы» совершенно не боимся а, напротив, наших посетителей хотим постепенно приучать к тому, что к нам можно и даже нужно приходить именно семьями, именно с детьми. Большой плюс, что мы окончательно переехали в выставочный центр в обновленном уютнейшем столичном парке «Сокольники», привлекательном для семейного отдыха. Здесь по завершении посещения фестивальных площадок гости с детьми смогут погулять или покататься на аттракционах, да и просто отдохнуть в тиши парковых аллей.
В общем, хочется сделать всё, чтобы площадки нашего фестиваля смогли что-то изменить в сложившейся картине и стать событием, достойно представляющим весь колорит православной культуры.
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1302 |