|
||||||||||||||
Постное поминовениеСвятая Церковь в период Великого поста установила несколько дней особого поминовения усопших. В канун второй, третьей и четвертой субботы Четыредесятницы совершается парастас – последование Великой панихиды по всем усопшим православным христианам. Почему именно в Великий пост Церковь уделяет такое внимание поминовению усопших православных христиан? Чтобы это понять, необходимо обратиться к символическому смыслу богослужебной практики в этот период времени.
Почти каждый христианин знает, что субботний день посвящается молитвенному воспоминанию усопших; в недельном богослужебном круге в этот день Церковь также чтит память всех святых. В сознании членов древней Церкви это было одним воспоминанием, потому что усопшие члены Церкви естественно становились гражданами Церкви Торжествующей, то есть святыми. В связи с этим субботняя практика поминовения усопших была тесно связана с воскресным днем, поскольку, умирая для этой жизни, святые пребывают в надежде всеобщего воскресения. Таким образом, субботнее поминовение усопших связано не с мрачным настроением, как это часто воспринимается современным человеком, но имеет в себе начаток воскресной радости, приближающейся Пасхи.
Сугубое поминовение усопших в период Великого поста становится естественным, так как предшествует встрече Воскресшего Спасителя, даровавшего каждому отшедшему в вечность надежду воскресения.
Существует ошибочное мнение, что воскресный день в Новом Завете заменил ветхозаветный субботний день. Да, для ветхозаветного человека суббота была днем особым, освященным Самим Господом: «... и благословил Бог седьмой день и освятил его, потому что в этот день Он отдохнул от всех дел Своих» (Быт. 2. 3). Для христианина же главным днем недели становится воскресенье. Но суббота в Новом Завете не утратила своего значения. Она приобретает новый смысл в свете Воскресения Христова – становится днем, предшествующим дню воскресному, а, как известно, воскресению предшествует смерть, блаженный покой. Вместе с тем смерть для верующего человека ‒ не пессимистическое событие, не конец всего. Она является шагом на пути к воскресению. В Новом Завете, таким образом, суббота и воскресенье становятся неразрывно связанными.
В церковном богослужебном календаре существует две особые субботы года – Великая (Преблагословенная) и Лазарева, которые придают новозаветный смысл этому дню. Воскрешение Лазаря как событие, предобразующее всеобщее воскресение, хорошо отражено в словах тропаря праздника: «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».
Утреня, совершаемая в Лазареву субботу, содержит несколько воскресных текстов – тех, которые при обычном порядке богослужения поются только в воскресный день и являются непременной частью воскресного всенощного бдения. Сам смысл празднуемого события в Лазареву субботу – воскрешение «друга Господня» также отражает связь субботы и воскресенья.
Ярчайший пример связи субботнего и воскресного дня, смерти и Воскресения присутствует в богослужении и смысловом значении Великой (Преблагословенной) субботы. Этот день наполнен непременным предвкушением Пасхи. Как при сотворении мира Господь почил в седьмой день от всех дел Своих, назвав его субботой, так и при совершении дела Спасения Господь Иисус Христос в седьмой день – субботний ‒ «уснул животоестественным и спасительным сном». Но смерть Христова неотделима от Его славного Воскресения. События Великой субботы неотделимы от Победы над смертью, и только в этой Победе они приобретают свой смысл.
Таким образом, в период Великого поста, во время подготовки к светлому празднику Воскресения Христова, Церковь сугубо молится о тех, кто переживает субботний период своего бытия, пребывает в блаженном покое и чает дня Воскресного.
Еще одной причиной установления в период Великого поста особых дней поминовения усопших служит отсутствие Божественной литургии в седмичные дни. За Божественной литургией Церковь молится об упокоении своих чад, от века усопших. Чтобы не оставить умерших православных христиан без поминовения, в богослужебный Устав вводятся особые дни поминовения усопших.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1531 |