|
||||||||||||||
Служить мирянином сегодняМирянин сегодня – какова его роль в жизни прихода и Церкви? Есть ли у тех, кто не облечен саном, свое собственное церковное служение, или они являются просто статистами и реципиентами? Опубликованная сайтом Ахтубинской епархии реплика продолжает начатую дискуссию. Автор - Юрий ГАРАНОВ. Мирянин – это не статист в Церкви
К сожалению, приходится признать, что в церковной среде понимание положения и роли мирянина в общине зачастую сводится к как некоему отстраненному участию или даже пассивному наблюдению. А между тем, христианская история свидетельствует – миряне всегда играли важную роль в вопросах жизни как приходов и общин, так и Поместных Церквей.
В выпуске программы «Слово пастыря» от 28 мая 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отвечая на вопросы телезрителей, коснулся темы положения простого прихожанина в Церкви: «Мирянин, то есть крещеный член Церкви, – это не статист. Мирянин – это тот, кто несет особое служение в Церкви. Быть мирянином – это тоже служение, и посвящаемся мы на это служение через Таинство Крещения».
Святейший Патриарх обращает наше внимание на то, что у мирянина своя, особая миссия и что он не должен занимать пассивную позицию. Но какова она, миссия прихожанина, члена общины?
Заглядывая в историю
Обращаясь к истории Церкви, невозможно пройти мимо сонма мирян, прославленных в лике святых. Большинство из них – мученики: Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, Иоанн Воин, так любимый на Руси святой Георгий Победоносец и многие-многие другие. Миряне становились также и духоносцами, и пророками. Здесь за примерами уже можно обратиться к истории Русской Церкви – Василий Блаженный, Матрона Московская, Ксения Петербургская.
Миряне не только исповедали веру Христову через пытки и страдания. На своих плечах они иногда выносили догматическую непоколебимость Православного учения. Вспомним Эфесский разбойничий собор 449 года, решения которого так и не были приняты полнотой Церкви, результаты Флорентийского собора в XV в., признавшего главенство Рима, отвергнутые православными верующими. Безусловно, простые верующие всегда могли повлиять даже на самые принципиальные вопросы жизни своей Церкви. Здесь мы видим мирянина-защитника Церкви.
Из истории Церкви мы также знаем, что существовала так называемая литургическая синергия между служащими священниками и молящимися мирянами. Нельзя сказать, что сегодня этого нет, но литургический диалог требует от современных верующих большего – лучшего знания Писания и Предания, собственной богословской работы, постоянного духовного делания. Ведь в литургии первых веков христианства, где этот диалог был нормой, все евхаристическое собрание было носителем так называемого всеобщего священства, в котором отдельно выделялось уже отдельно священство сакраментальное, являющееся атрибутом клирика. Обратим внимание на Таинство исповеди – ведь в нем, по сути, мирянин непосредственно связуется с Богом, а священник – лишь свидетель покаяния и прощения свыше. Вспомним также, что в особых случаях мирянин может даже совершить Таинство крещения, и оно будет действительным. Это указывает нам на то, что миряне являются как бы сослужителями в литургической жизни Церкви.
Нельзя не обратить внимание и на то, что мирянин – это еще и строитель Церкви. Посмотрим, например, на старую Астрахань и губернию – до революции там было почти 250 храмов, и ведь все они возводились с активным участием простых верующих. Купцы-жертвователи и рыбаки, чиновники и казачество. Безусловно, их лепта – основа благолепия нашей земли.
Постройка храма в наши дни вообще немыслима без участия и инициативы мирян.
Чем послужить Христу?
Одно из определений понятия «Церковь» говорит, что это собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом – всех православных христиан, живущих и умерших (Лк. 20. 38), соединенных между собою верою и любовью Христовой, святыми Таинствами и священноначалием. Иерархи и простые иереи здесь есть часть (пусть и важная) общего собора, а не его главная составляющая. И об этом важно помнить.
По мнению митрополита Иллариона (Алфеева), «сами миряне – народ Божий – призваны на апостольское служение. Всякий человек, который призван быть христианином, призван быть и апостолом. Соответственно, апостольское служение вполне осуществимо как для лиц в священном сане, так и для мирян».
Но, конечно, нельзя сказать, что сам мирянин сегодня забыл о своей значимости. Прихожане помогают строить и восстанавливать храмы, занимаются с молодежью и детьми в воскресных школах, участвуют в делах благотворительности. Это огромная работа, иногда даже служение на грани подвига. Не все могут уделять таким делам время, но помогают посильно средствами. Современный мир дает новые пространства для служения Христу – соцсети, различные онлайн-площадки, на которых трудами верующих становится «слышно» слово Божье.
Однако, при всем этом, важно не забывать о, пожалуй, самом важном служении – служении своим примером в обычной жизни. Не молчать, когда надо сказать, не клеветать и не совершать подлостей, показывать пример любви и честности, чистоты и внимания.
На документальном уровне
Церковь как общественный институт в последние годы все более пристальное внимание уделяет служению мирян. Архиерейские Соборы 2011-го и 2013-го годов поставили на повестку вопросы необходимости создания целого корпуса профессионально подготовленных мирян, которые на уровне епархий, благочиний и даже приходов занимались бы миссионерской, катехизаторской деятельностью, работой с молодежью, социальной работой. В последние годы был утвержден целый ряд документов, способствующих включению мирян в жизнь своей общины на официальном уровне. Верующие сегодня получили возможность профессионально работать при храмах, монастырях, становиться частью аппарата епархиального управления.
По свидетельству Святейшего Патриарха, всякий раз, когда он встречается с кандидатами на архиерейское служение, он делает акцент именно на том, что в настоящий момент, в связи с созданием новых епархий, нужно уделять особое внимание формированию корпуса православной интеллигенции, способной профессионально работать на уровне епархий, благочиний и приходов.
Процессы, запущенные несколько лет назад, начинают давать свои плоды. К примеру, совсем недавно, 5 октября, в исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове проходил семинар «Церковнослужитель и его место в иерархии Церкви». Организатором мероприятия выступила комиссия Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви при участии информационно-просветительского интернет-портала «Приходы». На семинаре обсуждались аспекты служения мирянина в современной Церкви. В соответствии с поручениями священноначалия на семинаре работала комиссия, призванная подготовить «Положение о церковнослужителях Русской Православной Церкви». Ожидается, что этот документ даст полный регламент в отношении того, как может реализовать себя на приходе православный христианин, не вступая в клир.
Возрастающая миссионерская и просветительская нагрузка на священников, а также все более расширяющееся участие Русской Церкви в общественной и культурной жизни страны ставят мирян на важные роли в этих процессах. Уже сегодня стереотип о пассивности простых прихожан разрушается и в ближайшем будущем мы будем наблюдать формирование того самого корпуса православной интеллигенции вокруг приходов и общин уже на новом уровне.
Образование и Православие / Приходы.Ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1437 |