|
||||||||||||||
Шесть уроков кряшенской миссииПочему в сознании одного из тюркских народов принадлежность к Православию является столь важным для самоидентификации? Что было нужно, чтобы веками хранимая кряшенами вера стала для них не только родной, но и понятной, ясно осознаваемой? И как уроки кряшенской миссии XIX века могут пригодиться сейчас?
В декабре 2015 года отмечалось десятилетие издания полного текста Нового Завета на кряшенском языке. Данный перевод длился более 140 лет, начинали его Николай Иванович Ильминский и священник Василий Тимофеев, а заканчивали уже наши современники – протоиереи Павел Павлов, Михаил Чурашов и еще целая группа их сотрудников. Следует отметить, что в последние годы при поддержке Академии наук Республики Татарстан активно изучается история кряшен, издаются книги, изыскиваются и публикуются архивные документы, сохраняется и развивается кряшенская культура, песенная и танцевальная традиции.
Кряшенская духовная миссия сегодня испытывает определенного рода трудности, связанные с нехваткой кряшенского духовенства, малочисленностью церковных общин кряшен в городах и селениях республики, недостаточным распространением духовности среди молодого поколения. Трудности эти могут быть преодолены, если мы обратимся и усвоим наследие прошлого. Итак, что же преподносят нам уроки истории кряшенской миссии?
Урок 1. Господь Бог не оставляет христианские народы, сохраняет и поддерживает их в самые сложные периоды истории
Говоря о кризисе кряшенского народа в наши дни, мы забываем, что особо благоприятного периода для кряшен никогда и не было. Большинство историков сходятся во мнении, что кряшены приняли христианство задолго до присоединения Казанского ханства к Московскому царству (середина XVI столетия). Принимавшие крещение татары жили в окружении мусульман и язычников, что было небезопасно, например, святой Авраамий Болгарский принял мученическую кончину за принятие Православия.
В эпоху первых казанских архипастырей – святителей Гурия, Германа и Варсонофия – происходило укоренение кряшен в христианской традиции. Однако более трех столетий Православие таилось в глубинах кряшенского народа, но не могло быть выражено, поскольку русского языка кряшены не знали, Евангелия и богослужений не понимали, но веру предков хранили.
Лишь с активизацией миссионерской деятельности Н.И. Ильминского начинается понимание кряшенами основ христианской веры. И что же? Как только слово Божие зазвучало на кряшенском языке, так сразу же Православие стало для них верой своей, родной, понятной. Миссия, проводимая Н.И. Ильминским, берет свое начало в 1860-х годах; не случись этого, через полстолетия, в начале ХХ века, кряшенский язык, культура, традиции могли быть утеряны и забыты.
В советские годы проводилось открытое гонение на веру: закрывались храмы и монастыри, священники и простые верующие подвергались арестам, ссылкам, терпели лишения, и многие даже погибали за свою верность Христу. И из числа кряшен нам известны, в том числе, имена новомучеников и исповедников ХХ века, прошедших ранее школы системы Н.И. Ильминского. При осуществлении государственной политики укрупнения этносов кряшенский язык перестали преподавать в школах, а кряшенская культура не получала какой-либо реальной поддержки. Тем не менее, кряшены продолжали хранить Православие, родной язык, старались передать это духовное богатство своим детям и внукам.
Ныне мы видим повсеместное оживление церковной жизни: совершаются богослужения на кряшенском языке, издаются Священное Писание и прочие книги духовно-нравственного характера, ведется работа с молодежью. Таким образом, сейчас мы переживаем далеко не худшие времена, и все стоящие перед нами сложности вполне преодолимы.
Урок 2. Переводы и богослужение на кряшенском языке сохраняют миссионерское значение по сей день
Н.И. Ильминский еще в период своего обучения в Казанской духовной академии имел опыт переводческой работы на татарский язык Священного Писания и некоторых книг, используемых в богослужении. Тогда сделанный перевод не принес пользы в миссионерском плане, поскольку оказался непонятен кряшенам и не востребован татарами-мусульманами.
Николай Иванович пришел к выводу, что надо переводить на разговорный кряшенский язык, используя при написании кириллицу. Познания в богословии и библеистике, полученные в духовной академии, помогли ему в составлении терминологии для кряшенских переводов, к тому же Н.И. Ильминский начал привлекать к переводам носителей языков. Так Н.И. Ильминский познакомился с кряшеном Василием Тимофеевым, своим ближайшим сотрудником.
Когда начались богослужения и кряшены услышали на родном языке Слово Божие, церковные молитвы, они всецело уверовали во Христа. В письмах Н.И. Ильминскому сохранились свидетельства, что когда люди в храме впервые слышали чтение Евангелия или песнопения на родном языке, у них невольно наворачивались слезы радости. Совершение богослужений и чтение Священного Писания решительным образом расположили кряшен к Православию.
Насколько это актуально сегодня? Языковой барьер среди народов, населяющих Российскую Федерацию, практически отсутствует, и кряшены, казалось бы, вполне могли стать прихожанами русскоязычных общин. Однако, даже воспитанные в русской культурной традиции кряшены, услышав на родном языке Евангелие или придя в храм кряшенской общины, бывают настолько поражены, что их посещают все те же слезы радости и благоговения, что и их благочестивых предков в XIX столетии. Переводы и богослужение на кряшенском языке, безусловно, сохраняют свое миссионерское значение.
Урок 3. Православная вера прививается со школьной скамьи
Ближайший сподвижник Н.И. Ильминского священник Василий Тимофеев организовал у себя дома первую начальную школу для кряшенских детей. Составление программ изучаемых предметов и материальное содержание учебного заведения взял на себя Николай Иванович, школа была частной, но получала поддержку от государства, церковных и светских благотворителей. Важнейшим предметом в этой школе был Закон Божий, сообщавший детям основы Православия и историю Церкви Христовой.
В учебный процесс были внедрены инновации: обучение велось на родном для детей языке; серьезное значение уделялось изучению русского языка; наравне с мальчиками образование получали и девочки; старшие ученики помогали осваивать дисциплины младшим.
Отцу Василию Тимофееву удалось создать теплую семейную атмосферу в своей школе, вместе с учениками они сообща обустраивали школьный быт, вместе ходили на богослужение и приступали к церковным Таинствам, во время каникул объезжали кряшенские селения и демонстрировали свои навыки чтения и письма, пели молитвы, приглашали в школу сельских детишек. Воспитанники усваивали грамоту, могли читать и писать как на родном, так и на русском языке и получали возможность продолжить образование в русских учебных заведениях, но самое главное – они становились по-настоящему верующими христианами. По образцу школы отца Василия Тимофеева стали открываться школы в других селениях, не только кряшенских, но и других народов Среднего Поволжья – чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы. Вскоре практически целое поколение народов Казанского края прошло через школы системы Н.И. Ильминского.
Темп и образ современной жизни вынуждают нас уделять все меньше времени воспитанию детей, оставляя этот важнейший процесс на откуп социальным сетям и компьютерным играм. Школа практически лишена воспитательной составляющей и призвана лишь передавать комплекс знаний учащимся. Существует острая необходимость пересмотреть наши взгляды на воспитание молодого поколения, стать для них примером в духовной жизни.
Урок 4. Семинарское образование предоставляет молодым людям возможность получить путевку в жизнь
Здесь мы подразумеваем Казанскую учительскую семинарию Н. И. Ильминского, представлявшую в современном понимании педагогический колледж, и современную Казанскую православную духовную семинарию, высшее духовное учебное заведение Русской Православной Церкви. Выпускники школ системы Н.И. Ильминского имели возможность продолжить образование в учительской семинарии, готовившей педагогов средней школы и предоставлявшей возможность продолжить образование в других учебных заведениях, в том числе в университете, воспитавшей целую плеяду будущих учителей, врачей, военных, ученых, священников.
Николай Иванович уделял большое значение воспитательному моменту в обучении своих воспитанников, прививал любовь к храму и молитве. В Казанской учительской семинарии, называемой также инородческой, поскольку две трети воспитанников были из народов Среднего Поволжья и других частей многонациональной Российской империи, получали образование будущие учителя школ системы Н.И. Ильминского и священнослужители национальных миссионерских приходов. Крестьянские юноши получали возможность выехать из деревни и получить уважаемую профессию.
Сам Н.И. Ильминский считал, что лучшими священниками и учителями станут выходцы именно из крестьянской среды как самые трудолюбивые и искренние люди.
Современная Казанская православная духовная семинария предоставляет возможность юношам, в том числе верующим кряшенам, получить богословское и гуманитарное образование и, при соблюдении канонических условий, стать священниками. Все расходы по образовательному процессу и содержанию студентов берет на себя Русская Православная Церковь. Важную роль в духовной семинарии имеет воспитательный процесс, студенты проходят богослужебную, миссионерскую, педагогическую практику. С прошлого учебного года в семинарии открыто Регентско-катехизаторское отделение для девушек. Таким образом, как и во времена Н.И. Ильминского, получить образование и стать священно- или церковнослужителями могут выпускники не только городских, но и сельских школ, тем самым получить хорошее образование, влиться в число интеллигенции.
Урок 5. Любой успешный проект подразумевает системный подход
Изучение опыта православной миссии показывает, что самые лучшие результаты достигались тогда, когда организация деятельности миссии проводилась системно и охватывала такие области, как формирование письменности, переводческая, и образовательная деятельность, привлечение местного населения. Н.И. Ильминский создал свою миссионерско-просветительскую систему, опираясь на богатое наследие русского православного миссионерства. Будучи сам склонен к переводческой и педагогической работе, Николай Иванович сумел организовать переводы и издание богослужебной и духовно-нравственной литературы на языки народов Поволжья, открыл первые школы, стал одним из главных инициаторов совершения богослужений на национальных языках.
Его широкий кругозор, сердечная доброта и общительность позволили привлечь к делу миссии в Казанском крае не только высоких покровителей и меценатов, но и рядовых тружеников из русских, кряшен, чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы. В миссионерско-просветительской системе Н. И. Ильминского функционировали Братство во имя святителя Гурия Казанского, до двухсот начальных школ, множество миссионерских приходов в епархиях Среднего Поволжья, Переводческая комиссия, Казанская учительская семинария.
Современная кряшенская миссия нуждается в большей системности, выражающейся в слаженной работе исследователей истории и культуры кряшен, издании и распространении духовной литературы, сплоченности кряшенских городских и сельских приходов, активной работе воскресных школ, подготовке абитуриентов для обучения в Казанской православной духовной семинарии.
Урок 6. Кряшенская миссия – общее дело священства, интеллигенции, меценатов
Активизация православной миссии среди кряшен является заботой не только священноначалия, но и кряшенской интеллигенции, меценатов. Лишь общие усилия позволят сохранить и преумножить богатое духовное наследие, взрастить новые поколения кряшен, верных Церкви Христовой и Отечеству, хранящих свою национальную самобытность.
Видя наше усердие, Господь да дарует нам новых Ильминских и Тимофеевых!
Образование и Православие / |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1524 |