|
||||||||||||||
Павел Кузенков. Охранительная миссия истории
Право или история?Россия – страна, которая уже своей историей доказала, что она является успешной цивилизацией. У нашего народа нет «комплекса жертвы», мы всегда смотрели в будущее, а не в прошлое. И потому рассуждения об охранительной миссии истории кому-то могут показаться неуместными, провокационными.
Мы привыкли под словом «охранительный» понимать нечто, что противостоит развитию и прогрессу. Охранение воспринимается как попытка затормозить, законсервировать, остановить. На самом деле это вовсе не так. Охрана, защита – естественное и, можно сказать, повседневное явление, которое присутствует во всех обществах. Прежде всего, охраной занимается система права. Одна из ее задач прямо так и сформулирована в учебниках: «охрана общезначимых, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность…». Это миссия законодательной системы. Но, как показывает история последних десятилетий, одной юридической защиты для общества недостаточно.
Традиционная система права, к которой мы привыкли, это прежде всего право гражданское, светское. Она возникла в конце XVIII века в ходе революций во Франции и Америке, где были созданы эталоны антиклерикальных, сугубо светских систем социальных ценностных координат. Но эта система права в последнее время начинает пробуксовывать – и не только в нашем отечественном, как говорят, недостаточно развитом правовом сознании, но и в мире в целом. Дело в том, что система права основана на законе. Но что такое закон? Русский язык, как никакой другой, сохранил первончальную архаичную семантику этого слова: «за-кон» – это то, что привычно, обычно, то, что принято «испокон веку», «искони». Все древние общества воспринимали старину как один из главных, можно сказать, атрибутов закона. Это то, что мы сейчас называем традицией. Но представления о законе существенно изменились. И в современном обществе законно вовсе не то, что испытало проверку временем. Законно то, что принято в данном обществе, что установлено как норма.
Общепринято, что закон – морален. Но само слово «мораль» на самом деле довольно двусмысленно: оно образовано от слова mores – «нравы». Но бывают и аморальные нравы – помните у классика: «O temporа, o mores!» И это именно то, с чем сталкиваемся мы в современном мире, когда видим, что система правоохранения тут оказывается бессильной. Более того, поскольку она призвана проводить в жизнь то, что установлено законом в данном обществе, она оказывается главным инструментом насаждения извращенных нравственных норм. И многие народы столкнулись с тем, что их традиционные системы, их, если угодно, моральные устои, оказываются беззащитными.
Известна фраза нашего великого историка Василия Осиповича Ключевского, которую он еще в молодости записал в своем дневнике: «История – это не учительница. Это строгая надзирательница, которая никого ничему не учит, а сурово спрашивает за невыученные уроки». Это была его горькая реакция на знаменитое изречение Цицерона: «Historia est magistra vitae». Ведь латинское «magister» – это не просто учитель, это прежде всего начальник, наставник. Кстати, Цицерон, произнося эту знаменитую фразу, не ограничился только этим эпитетом: он назвал историю «свидетельницей времен» (testis temporum), «светом истины» (lux veritatis) и, что важно, «вестницей старины» (nuntia vetustatis).
История – наряду с религией и правом – всегда мыслилась как хранительница нравственных и ценностных координат, которые являются базовым фундаментом любого общества, в том числе и современного. Поскольку современное общество по сути своей безрелигиозно, его основой служит только право, которому, в свою очередь, не на что опереться, кроме общественного мнения. А последнее формируется знанием истории. И получается так, что на нынешнем этапе история является единственной хранительницей, охранительницей общественных устоев.
Занимательная/поучительная/доказательная историяИменно история может дать современному человеку не просто некую систему мировоззренческих координат – она может доказать ему истинность этой системы. Это и есть самое важное, потому что, как мы знаем, очень трудно кому-то навязывать ту или иную систему мировоззрения. Особенно современным людям, сознание которых формируется информационной средой в том ключе, что никаких априорно заданных принципов и ценностей не существует. Каждый выбирает мировоззрение по себе. «Пусть цветут все цветы» – система сегментации, индивидуализации общества, за которой стоит, как все прекрасно понимают, стремление манипулировать этими разрозненными и эгоистичными индивидуумами. Для молодого поколения такая идеология очень привлекательна. Она позволяет выделиться, заявить о себе, о своей нетривиальности, знаковости и так далее. И главное – она ориентирована на подростковую реакцию сопротивления бездоказательному назиданию.
Поэтому историю сейчас уже нельзя преподносить как некую данность. Ее надо подавать как объективную информацию, исходя из которой люди сами могут выявить – конечно, с помощью учителей, с помощью профессионалов, но, тем не менее, именно самостоятельно – те ценности, те непреходящие ориентиры, сокровища человеческого опыта, которые потом помогут им не только в их гражданской жизни, но и в жизни личной. Ведь история – это не только политическая деятельность людей, это их поступки в целом.
Сегодня, после краха марксистской историософии, когда учение о том, что бытие определяет сознание и что существуют некие непреложные законы исторического развития, подверглось не просто критике, а фактически разрушению – и прежде всего самой исторической практикой, – в исторической науке возник некий кризис, который можно назвать «кризис агностицизма» – стремление вообще уйти от мировоззренческой проблематики, углубиться в конкретику, кейс-стадис, заниматься микроисторией и так далее. Но на уровне преподавания истории, на уровне школьной фазы погружения человека в исторический контент это не работает. Детям, подросткам, да и всем остальным людям, которые соприкасаются с историей поверхностно, нужно давать яркие, запоминающиеся и совершенно убедительные образы. Так что перед современными историками, прежде всего перед педагогами, стоит очень амбициозная задача: они должны сделать историю увлекательной, поучительной и при этом абсолютно неуязвимой для критики с точки зрения «а было это или не было». То есть опираться на очень выверенную историческую фактологию.
История как стратегическое оружиеВедь можно сделать историю поучительной и занимательной и подложить под нее нужный тебе исторический контекст. И надо сказать, что такого рода историческое конструирование сейчас очень востребовано. Прежде всего, в политике. И мы видим, как это прекрасно работает. Например, учебник по истории нашего любимого соседа, талантливо написанный великолепными специалистами, может фактически заменить войну. Он может у нас на глазах превратить это государство из нашего друга в нашего врага, нашего непримиримого соперника.
По сути дела речь идет о том, что историки в наши дни важнее, чем стратегическое оружие. Потому что они, во-первых, гораздо дешевле, во-вторых, они работают, что называется, на века, потому что их труд живет в поколениях. И самое важное, что они действуют незаметно. И вот это незаметное влияние историков не просто на судьбы людей, а на геополитический процесс превращает их в важнейший и очень ответственный элемент современной политической жизни. И поэтому, не побоюсь так сказать, историки – хозяева будущего России. В их руках фактически судьба нашей страны. Плюс современные технологии, каких не было раньше.
В свое время Уинстона Черчилля спросили: кто внес наибольший вклад в историю за последние 200 лет? И он ответил: конечно, учителя истории, потому что именно от них зависит, какая была история у той или иной страны. Ведь, погружая человека в океан исторической информации, очень легко его, что называется, в нем утопить. И он ищет какие-то ориентиры, какие-то маячки, которые он, собственно говоря, может найти только в учебниках, только в каких-то справочниках, которые для него готовят специалисты-историки.
А современные технологии эту проблему еще более усугубили. Известно, как сейчас получают информацию молодые люди. Они ее черпают не из книг. Книжная культура умирает у нас на глазах, как это ни прискорбно. Но новая, приходящая на ее место культура электронной информации дает нам еще больше возможностей. И если мы будем ею пользоваться грамотно и ответственно, мы можем действительно творить чудеса. А пользоваться новыми технологиями просто необходимо. Потому что, только если мы сумеем освоить эти инструменты, мы сможем переломить намечающуюся катастрофическую тенденцию в историческом знании нашей молодежи.
Ведь речь идет не только о том, что они плохо знают историю, – это еще полбеды. Они ее не знают вообще. Как это ни прискорбно. Я говорю это как преподаватель МГУ. Притом что иногда знания бывают удивительно подробные – каких-то фактов и имен. Но вопрос «Почему?» повергает современного студента в нокаут. Его не учат понимать историю, его учат запоминать историю. А ведь самая важная функция истории – это не сведения об исторических событиях, хотя это тоже важно, а это умение разъяснить их и, главное, умение объяснить, что делать в той или иной ситуации.
Фактически история рождалась как наука политиков. И Геродот, и Фукидид и все прочие отцы истории писали для политиков и не скрывали этого. По сути дела, история представляет собой такое вот пособие успешности или неуспешности тех или иных политических действий. Сейчас все гораздо шире, но, тем не менее, эта задача не уходит, и, может быть, даже выходит на первый план. Мы видим, как плохо знают историю западные политики, и с этим мы ничего поделать не можем. Но мы должны понимать, что плохое знание истории – это не просто какой-то дефект воспитания, а это фактически бомба, заложенная под весь социум. И как плохое знание физики разрушает технические аппараты, и ракеты падают, если у тебя ошибка в формуле, так плохое знание истории разрушает политический организм, и мы, как никто другой, знаем, что это такое.
|
Поддержите наш сайтСердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию. |
Образование и Православие / Православие.Ru